Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе
( Опыты)
« Необыкновенный мир магнитов»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную деятельность детей.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.
Материал: рукавичка с магнитом внутри коробки, металлические и пластмассовая ложки, теннисный мяч, деревянный кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с водой, булавки, поднос, гайки.
Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магниты разного вида, магнитная доска, железные рыбы или из пленки с кнопкой; тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», стаканы с водой, бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги.
Организационный момент:
На столе воспитателя: коробка с «волшебной» рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.
В: Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
В: Что это? (показ предметов)
Д: ( ответы детей)
В: Почему рукавица волшебная? Как вы думаете? (ответы детей)
Опыт №1. Надеть рукавицу, по очереди и брать предметы.
В: Что происходит с предметами?
Д: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают.
В: Дети, посмотрите, что есть в рукавице?
( рассматривание рукавицы, видят магнит).
В: Какое свойство есть у магнита?
Д: Он притягивает к себе металл.
Ход опытов:
В: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу лабораторию, но не в простую, а в волшебную. А что бы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза. Ну вот мы с вами в волшебной лаборатории.
(Дети присаживаются за столы)
В: Вспомним правила безопасности.
В: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
- Какой он на ощупь?
Д: Холодный, твердый, тяжелый.
Опыт №2. « Всё ли притягивает магнит?»
В: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит.
В: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем! Расскажите, что вы делали ? И что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В: А какие предметы магнит не притянул?
Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.
Опыт №3. «Не замочи руки»
В: Действует ли магнит через другие материалы ?
В: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Д: Версии детей.
В: Давайте возьмём стакан с водой, опустим скрепку в стакан. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
В: Расскажите, что получилось?
Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
В: Что же двигало скрепку?
Д: Магнитная сила.
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.
Опыт№4. «Рыбалка»
В: Ребята, а через воду магнитные силы пройдут ?
Д: Ответы детей.
В: Сейчас мы это проверим.
- Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.
(Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).
В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Д: Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась,
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду.
Физминутка (с мячом).
Игра «Притягивает – не притягивает»
В:Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.
Опыт№5. Игра «Бумажные гонки».
В: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?
Д: Ответ детей.
В: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.
- Приступаем к гонкам.
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.
Игра-опыт «Летающая бабочка»
В: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).
В: А, кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)
- К бабочке прикреплена железная скрепка.
Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.
Итог занятия: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность: Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием компьютерных технологий. Тема. Защитники Отечества.
Программное содержание:1. Обобщать представления детей о Российской армии.2. Формировать чувство уважени...
План работы познавательно-исследовательской деятельности встаршей группе
Тема моего самообразования"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Над данной темой работаю второй год....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»
Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) младшая группа Тема: «Вода»
Познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Младшая группа. Тема. «Овощи с огорода».
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема. «Овощи с огорода»....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» /Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельностьСтаршая группа...
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...