Конспект комплексного занятия по Экологии и Речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста « Загадки на грядке"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Шипкова Юлия Демидовна

Конспект комплексного занятия по Экологии и Речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_na_gryadke.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное дошкольное образовательное

                          учреждение детский сад №42

                            Кировского района г. С.-Пб  

           Конспект комплексного занятия по экологии и  

                                       Речевому развитию  

                для детей старшего дошкольного возраста

                                       

                                  « Загадки на грядке»

Провела воспитатель:

Шипкова Ю. Д.

                                                С.-Пб, 2014                                   

                                      «Загадки на грядке»

       Комплексное занятие по экологии и развитию речи

     Цели:

  1. Активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи»
  2. Учить детей понимать образный смысл загадок.
  3. Упражнять детей в образовании прилагательных и существительных.
  4. Воспитывать любовь к дарам природы.

5.  Воспитывать уважение к труду взрослых.

 Задачи:

     Воспитательные:

  1. Воспитывать умение  работать в подгруппе, координируя свои действиями с действиями партнёров; умение договариваться

     Образовательные:

  1. Закрепить в сознании детей обобщающие понятие «овощи», названия различных овощей.
  2. Рассказать детям о пользе овощей для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания.
  3. Ознакомить детей, что из овощей можно приготовить обед и сок.

Развивающие:

  1. Развивать внимание детей.
  2. Развивать память детей.
  3. Обогащение словарного запаса детей.

      Материалы для занятия:

  1. Картинки с изображение различных овощей
  2. Муляжи овощей
  3. Игрушка - бабушка из театра би-ба-бо
  4. Натуральные овощи

                                           Ход занятия:

                                       Часть I   

                               Введение в занятие

Воспитатель:  Сегодня, дорогие ребята, нас ждут интересные встречи

и увлекательные игры. А начать наше занятие я хочу со стихотворения Ян. Бжехвы. Стихотворение я вам прочту, а вот название для него вы придумаете  сами. Прошу вас помочь мне, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.

  Во время чтения стихотворения воспитатель вместо называния овощей показывает картинки:

               В огороде ….. помидор

               Взгромоздился на забор:

               Притворяется, негодник,

               Будто сам он огородник!

               Возмутилась тетя…. репа!

               Это глупо и нелепо!

               Крикнул дядя…. огурец!

               Безобразник! Сорванец!

               Огорчился старый… лук!

              « Не терплю подобных штук!»

                Покраснел сорванец,

                Устыдился, наконец, -

                И скатился чин по чину

                К огороднику в корзину!

Воспитатель: Так какое же название вы бы дали этому стихотворению?

Дети: « Овощи», «Разговор овощей и т.д.

Воспитатель: Ян Бжехва назвал его « Овощи»

Вот и наше сегодняшнее занятие тоже будет посвящено овощам.

Я предлагаю вам устроить настоящий овощной праздник.

 Где же нам найти овощи?

Дети: на даче, в деревне …..

Воспитатель: Правильно, можно отправиться за ними на дачу, в деревню. Я предлагаю съездить в деревню. Там живёт одна моя знакомая бабушка Клава. У неё прекрасный участок, где растёт

 много овощей.  Как по - другому назвать этот участок?

Дети: Огород

Воспитатель: Правильно у бабушки Клавы прекрасный огород.

Воспитатель: Предлагает детям построиться паровозиком и отправиться в гости к Бабушке Клаве.

Дети строятся паровозиком, проезжая круг останавливаются

у макета  огорода.

                           

                                         Часть II

                              Загадки бабушки Клавы

Воспитатель: Вот мы и приехали на дачу к бабушке Клаве, давайте  познакомимся с бабушкой Клавой. Давайте посмотрим, где растут овощи. Кто  их выращивает?

Дети: на огороде у бабушки Клавы

Воспитатель: В огороде есть грядки.

Воспитатель: Какие овощи растут на грядках у бабушки Клавы?

Дети: помидоры, огурцы, картошка, свёкла, кабачки, баклажаны, морковка, редька, лук, чеснок

Воспитатель: А какие овощи вы ещё знаете? О них вам помогут вспомнить картинки?

Дети: тыква, репа, редис, капуста

Воспитатель показывает детям игрушку «бабушку из театра би-ба-бо и с этого момента разговаривает от лица бабушки Клавы.

Бабушка Клава: Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне пожаловали?

Дети: За овощами.

Бабушка Клава: Что ж, тогда отгадайте мои загадки.

                Кругла, рассыпчата, белая,

                          На стол она с полей пришла,

                          Ты посоли её немножко

                          Ведь, правда, вкусная?..... ( картошка)

           Воспитатель: А как вы догадались, что загадка о картошке?

           Дети: рассыпчатая, белая….

           Воспитатель: О каком  ещё овоще говорят, что он рассыпчатый?

           Дети: только о картошке.

          Воспитатель:  Конечно, только о картошке.

                                                 ***

                             Летом в огороде свежие, зелёные

                             А зимой в бочке – жёлтые, солёные

                             Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (Огурцы)

                                             ***

                         Микробов он сбивает с ног

                          Ну а зовут его……(Чеснок)

                                             ***

                          Сто одёжек и все без застёжек (Капуста)

                                             ***

                          Нужнее всех из овощей

                Для винегретов и борщей

                Из урожая нового

                Красавица бордовая (Свёкла)

Воспитатель: А как вы поняли, что загадка о свёкле?

Дети: Потому что только свёкла красная. Винегрет и борщ красного цвета из-за свеклы.

Воспитатель: Вы знаете ещё какой-нибудь овощ, который тоже был бы красного цвета?

Дети: Нет.

                              ***

                Все узнают молодца,

                Что растёт на грядке:

                Он побольше огурца,

                Толстый он и гладкий,

                Тоже держится за плеть,

                 Приходите посмотреть! (Кабачок)

                         

                              ***

                 Я вырос на грядке,

                Характер мой гадкий:

                Куда не приду,

                Всех до слёз доведу (Лук)

Воспитатель: По каким признакам мы узнаём в этой загадке лук?

Дети: Когда мама готовит и режет лук. У неё от лука появляются слёзы.

                                    ***

                  Привязан кустик к колышку,

                  На кустике – шары

                  Бока подставив солнышку,

                  Краснеют от жары (Помидор)

Бабушка Клава: Молодцы, ребятки.

Воспитатель: Усаживайтесь на стульчике.

Ребята, а пока бабушка Клава готовит угощение для вас, вы мне расскажите,  как овощи попадают на прилавки магазинов.

                                                Часть III

                Как овощи попадают на прилавки магазинов

           Воспитатель: А теперь давайте поговорим вот о чём. В городе живёт очень много людей, и дачи есть не у всех. Где же берут овощи те люди, которые не выращивают их сами?

          Дети: в магазине

         Воспитатель: правильно, в магазине. А откуда попадают они в магазин?

          Дети: овощи выращивают на больших полях, где землю вскапывают трактора.

          Воспитатель: Всё верно и семена сажают в землю тоже машины. Машинами же и пропалывают поля, с помощью специальных машин собирают урожай. Работают на таких овощных полях ….. овощеводы.

                             

                              Физминутка               

                       Дети стоят полукругом

Однажды хозяйка с базара пришла  - Ходьба на месте

Однажды хозяйка домой принесла – Ходьба на месте

           Капусту                                      Дети берутся за голову

           Картошку                                       кладут руки на плечи

Морковку                                         кладут руки на пояс

Горох                                         опускают руки на колени                          

Петрушку и Свёклу                 приседают и хлопают

            Ох                                        в ладоши

Вот овощи спор завели           Попеременные удары

на столе                                        кулачками в ладони      

Кто лучше, вкусней

и нежней на земле    

Хозяйка тем временем           имитируют движение

          Ножик взяла                               режут

И ножичком этим

 крошить начала      

 

            Капусту                                  Дети берутся за голову

 Картошку                                 кладут руки на плечи

 Морковку                                 кладут руки на пояс

Горох                                         опускают руки на колени                          

Петрушку и Свёклу                  приседают и хлопают

         Ох,                                          в ладоши

Закрытую крышку                    вокруг себя и руки на крест

В душном котле

Кипели, кипели

В крутом кипятке

Капусту                                       Дети берутся за голову

Картошку                                    кладут руки на плечи

Морковку                                    кладут руки на пояс

Горох                                           опускают руки на колени                          

 Петрушку и Свёклу                   приседают и хлопают

          Ох,                                            в ладоши

                               

И суп овощной                          кушаем суп

оказался неплох

                                          Часть IV

                         Обед из овощей

                   

Воспитатель: Усаживайтесь на стульчике.

Ребята, а пока бабушка Клава готовит угощение для вас, вы мне расскажите, что вы знаете о приготовление обеда.

Воспитатель: Скажите, а какой суп можно приготовить из гороха?

Дети: гороховый суп.

Воспитатель: А какой суп можно из картофеля?

Дети: картофельный суп.

Воспитатель: А какой суп можно из свеклы?

Дети: свекольный суп.

Воспитатель: А какой суп можно из лука?

Дети: луковый суп.

Воспитатель: А какой суп можно из помидоров, или томатов?

Дети: томатный суп.

Воспитатель: А какой суп можно из овощей?

Дети: овощной суп.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что из овощей готовят ещё и соки.

Вот, например, из моркови, какой сок получится?

Дети: морковный

Воспитатель: А из капусты?

Дети: капустный

Воспитатель: А из огурца?

Дети: огуречный

          Воспитатель: А из помидоров?

          Дети: томатный

          Воспитатель: А из тыквы?

          Дети: тыквенный

          Воспитатель: Молодцы, ребята.

                                               Часть V

                                 Чем полезны овощи

          А вот и наша бабушка приготовила угощение для вас – винегрет.

          Угощает детей.

           Дети: кушают винегрет

          Воспитатель: Скажите, какие овощи положены в винегрет?

           Дети: картошка, морковка, лук, горошек, свёкла, огурец

          Воспитатель: А сейчас побеседуем о том, для чего нашему организму   необходимы овощи? Как вы думаете?  А Бабушка Клава послушает вас.

          Дети: В овощах много витаминов, которые необходимы, чтобы быть здоровыми и хорошо расти.  Овощи просто очень вкусные.

          Бабушка Клава: Какие вы молодцы ребятки.

          Воспитатель: А какие овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом?

           Дети: лук, чеснок.

          Воспитатель: молодцы.

          Воспитатель: Овощи нам нужны, чтобы у нас не болели желудок и живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу. Овощи нужно есть, чтоб зубы были здоровыми.  Овощи нужно есть, чтоб была хорошая фигура.

         

           Воспитатель: Теперь нам осталось поблагодарить бабушку Клаву и           попрощаться с ней.      

           Дети: До свидания

           Бабушка Клава: До свидания.

                                                Часть VI

                                      Выход и занятия

           Воспитатель: Ребятки отправляемся обратно в детский сад.

           Дети строятся паровозиком, проезжая круг и усаживаются на стульчики.

           Воспитатель: Вот мы и приехали!

           Воспитатель: Ребятки, скажите мне, пожалуйста, где мы сегодня с вами путешествовали?

           Дети: Мы были в гостях на даче у Бабушки Клавы.

           Воспитатель: Что есть на даче у бабушки Клавы?

           Дети: огород

           Воспитатель: А кто ухаживает за огородом?

           Дети: Бабушка Клава

           Воспитатель:  А что растёт на даче, в огороде  Бабушки Клавы?

           Дети: морковь, помидоры, огурцы, картофель, лук, чеснок……

           Воспитатель:  А как мы можем назвать одним словом: капусту, лук, перец, баклажан…..?

            Дети: овощи.

           Воспитатель: Правильно, молодцы. Все лето она ухаживала за овощами, поливала их, пропалывала, рыхлила. Поэтому у бабушки Клавы был богатый урожай овощей.

           Воспитатель: А какое блюдо из овощей вы сегодня пробовали?

           Дети: винегрет

           Воспитатель: А какие блюда  и напитки можно приготовить из овощей?

           Дети: суп, сок.

           Воспитатель:  Нужно ли людям есть овощи или мы можем обойтись без них?

           Дети: да, нужны, чтобы быть здоровыми и  хорошо расти. А лук, чеснок нам помогают бороться с простудой.                                                                      

           Воспитатель: Всё верно.

           Воспитатель: Много людей  есть, у которых нет дачи. Где же берут овощи те люди, которые не выращивают сами?

           Дети: в магазине

           Воспитатель: Правильно, в магазине.

           Воспитатель: Молодцы ребятки вы сегодня хорошо потрудились.

           Наше занятие окончено. Можете пойти поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Замок Снежной королевы"

Конспект комплексного занятия  по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация к занятию по экологии "Мир насекомых ."для детей старшего дошкольного возраста.

Материалы презентации могут быть использованы воспитателем в совместной деятельности с детьми для формирования экологических представлений по теме"Насекомые". Презентация расчитана на детей старшего д...

Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» для детей старшего дошкольного возраста

Рассматривание схемы – плаката «Как человек использует воду».Беседы: о воде в природе, вода и её превращения, история одной капельки, почему нужно беречь воду.Тематические экскурсии в природу и др....

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Загадка двух рубашек»

Дать детям представление о том,  как складывается стоимость товара, и от чего зависит цена продукции....

Конспект проведения занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Рисование "Деревья на нашем участке зимой"

Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и направлено на  обучение детей создавать в рисовании образ дерева, располагать изображения по всему листу бумаги, рисовать...