Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Черезова Надежда Анатольевна

Комплексно-тематическое планирование по

Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование

Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

        Составила воспитатель Черезова Н.А.

Санкт-Петербург

2015

Месяц

Тема недели

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1 неделя: «День знаний»

Оформить совместно с детьми центр речевого развития

Изготовить и внести дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»

Беседа «День знаний»

Игра «Что нам надо будет в школе»

Чтение загадок, поговорок

Рассматривание тем. альбома «Школьные принадлежности»

1. Привлечь родителей к пополнению уголков «Речевого развития» и «Книги», новыми играми, книгами

2. Родительское собрание на тему: «Мы читающая семья»

Развлечение (коммуникация+

художественная литература)

« По страницам книжек»

2 неделя: «Вот и стали мы на год взрослее»

Дид. игры «Кто откуда?» , «Скажи наоборот»

Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь»

Рассказывание по картине «Я большой»

3 неделя: «Мама, папа,я-дружная семья!»

Чтение стихов по теме, заучивание стихов, Пальчиковые игры

Составление рассказов по теме «Я люблю свою семью за ...»

Игра «Составь предложение»

Д/и «Моя родня»

4 неделя: «Мы сильные, смелые, ловкие!»

Чтение стихов о спорте, пословиц о здоровье и спорте,

Подвижные народные игры

Рассматривание иллюстраций с видами спорта

Слушание аудиозаписи песен о спорте

Рассказывание по сюжетным картинкам «Что мы знаем о спорте?»

Октябрь

1 неделя:

Драматизация по сказке «Три поросёнка»

Рассматривание тем.альбомов «Иллюстрации к потешкам», «Сказочные герои»

Дидактическое пособия «Фонетическая зарядка»

Чтение загадок-складок

Просмотр мульфильма «Гуси-лебеди»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Осень в лесу»,«По грибы»

1. Предложить родителям консультации «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

2. Консультация для родителей «Как заучивать стихи?»

3.  «Сказка – это серьезно. О роли сказки в развитии речи ребенка»

Конкурс подделок из природного материала «Любимое животное из рассказа»

Вечер досуга «Интервью у осени»

2 неделя: «Природа осенью»

Игра «Найди нужную картинку»

Заучивание стихов , Чтение закличек, поговорок, стих-ия В. Мирович «Все деревья облетели,..»,

А. Плещеев «Скучная картина!»

Рисование (с дальнейшей беседой) «За что я люблю осень»

Составление сюжетных картинок с фабульным развитием действия «Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»

Настольный театр «Лиса и кувшин»

3 неделя: «Что нам осень принесла!»

 4 неделя: Мониторинг

Чтение загадок, закличек, Чтение произведений И.Токмакова «Деревья» и К. Ушинского «Спор деревьев»

Рассказывание по иллюстрациям произведения А.Пушкина «Осень»

Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов «Ветры», «Листики осенние»

Ноябрь

1 неделя: «Широка страна моя родная»

Беседы «Наша малая Родина», «Калуга- мой дом»

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

Упражнение «Это важное слово»

Подвижное упражнение «Береза»

Игра «Семейка слов»

1. Консультация для родителей «Роль народных потешек в становлении речи старших дошкольников»

2. Предложить родителям сделать дид.игру

« Достопримечательности г.Колпино»

3. Предложить родителям составить альбом «Скульптуры и символы Колпино», для ознакомления детей с родным городом

Открытое занятие по образовательной области «Коммуникация»

2 неделя: «Неизведанное рядом»

Составление описательных рассказов по репродукции И.И. Шишкина «На Севере диком…»

3 неделя: «В гости к светофору»

Чтение загадок по теме, стихов

Игра-ситуация «Поможем сказочным героям перейти дорогу!»

4 неделя: «Малая Родина»

Чтение художественных произведений по теме, беседа «Наш город», рассматривание тем.альбома ««Скульптуры и символы Колпино»

Декабрь

1 неделя: «Что мы знаем о зиме?»

Чтение стих-ий и пересказ

Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» с последующим составлением схем

Настольный театр «Зимовье зверей»

Составление описательных рассказов «Зимушка Зима»

1. Рекомендации по заучиванию наизусть стихотворений

2. Консультация « Устное народное творчество в развитие речевой активности детей»

Утренник «Новый год»

2 неделя: «Зимние забавы»

Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий «Катание на лыжах», «Зимние забавы»

Составление сказок с игрушками: медведь, кукла, зайчик и т.д.

3 неделя: «Зимушка-зима, белоснежная краса»

Чтение и обсуждение, пересказ сказок«Зимовье зверей», «Снегурочка», В. Сутеев «Новогодняя ёлка»

 Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики»

4 неделя: «Новый год у ворот»

Чтение стих-ий

Е. Благинина «Сюрприз», «Новый год» ,

К.Чуковского «Елка»

Чтение загадок

Составление рассказов из личного опыта.

Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику»

Январь

1 неделя: «Рождественские вечера»

Рассматривание картины «Зимой на прогулке»

Народные подвижные игры «

Дид.игра «Слова из сказки»

Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница»

1. Рекомендация родителям «Речевая подготовка ребенка к школе»

2. Просьба к родителям изготовить пособия для дыхательных гимнастик из подручных материалов

3. Предложить родителям список литературных произведений по теме «Зимушка-зима», «Здоровье детей»

Спортивное развлечение «Встречаем олимпиаду» ( физическая культура+ коммуникация)

2 неделя: «Зима белоснежная»

Отгадывание загадок о зимних явлениях

Дидактические игры«Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зима»,«Зимние забавы»

Чтение и заучивание стихотворений

С. Есенин «Поет зима – аукает», С. Есенин «Пороша»

3 неделя: «Мы друзья зимующих птиц»

Дидактические игры «Я знаю эту птицу», чтение «Кто как зимует» Заучивание закличек, поговорок, пословиц

Рассказывание по сюжетным картинам «Зимующие птицы»

Чтение рассказов о птицах

4 неделя: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Чтение К.Чуковский «Айболит»

Рассматривание иллюстраций к произведению

Чтение поговорок о здоровье, потешек «Утром я встаю...», «Вместе с солнышком встаю,..»

Дыхательные гимнастики

Беседы «Что я знаю о себе», «Речевой аппарат».

Февраль

1 неделя: «Азбука этикета»

Дидактические игры «Поможем сказочным героям», «Комплимент волку», «Добрый волк»

Беседы «Я хороший, поэтому ...», «Мы не будем сороться»

Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»

1. Предложить родителям развивающие игры со стихами

2. Предложить родителям

тем.альбом «Деловые игры. Развитие речи в картинках» (с логическими играми по развитию речи)

3. Обратить внимание родителей на информацию «21 февраля- Международный день родного языка»

Развлечение «23 февраля- Днь Защитника Отечества» (музыкальное творчество+ коммуникация)

2 неделя: «Современные профессии»

Чтение загадок о профессиях, пестушек «Поехали, поехали..», «Ребёнок плачет»

Д/и «Кому что принадлежит»

Составление описательных рассказов по фотографиям «Профессии родителей»

3 неделя: «Защитники земли русской»

Составление рассказов о папах по фотографиям

Беседы «Что мы знаем о богатырях», «Я хочу быть сильным, как ...»

Упражнение «Богатыри»

4 неделя: «Наша Армия родная!»

Речевое упражнение: «Как можно назвать иначе своих близких?»

 Чтение рассказа  «Наше отечество»

Рисование «Мой папа», с дальнейшим рассказыванием

Март

1 неделя: «Самая обаятельная и привлекательная»

Заучивание стих-ия «На щеках у мамочки...», чтение стихов о маме, слушание песен

Составление рассказов на тему: «Я люблю свою маму за ...», «Нет дороже бабушки»

1. Обратить внимание родителей на печатную консультациюРастим талантливого рассказчика»

2. Предложить родителям интернет-ресурсы (адреса сайтов) по теме «Развитие речи детей. Что полезно знать»

3. Предложить папам совместно с детьми, составить мини-рассказы с фотографиями на тему «Наша мама дорогая»

Утренник к»8 марта- Женский день»

Развлечение по сказкам «Животные из сказок»

2 неделя: «Мамина работа»

Пальчиковая игра «Я пеку...»,

Чтение и беседы по рассказам, пересказ «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк

3 неделя: «Животные наших лесов»

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна», поговорок, закличек, пословиц, загадок о весне, признаках весны, птицах

Ситуативный разговор «Приметы весны»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Весна», «Птицы прилетели»

4 неделя: «Мы друзья природы»

Чтение стихотворения «Подснежник»

Н. Романовой, заучивание Ф. Тютчева «Зима не даром злится»

Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова «Три медведя»

Дид.игры «Волшебные домики», «один-много», «Жадина»

Рассказывание по схеме сказки « Маша и медведь»

Апрель

1 неделя: «Хочу все знать»

Рассматривание тем.альбома «Сказка ложь, да в ней намек...», «Опасность в сказках», с дальнейшим рассказыванием

Чтение произведений по данной теме

Упражнения «Хочу я многое узнать»

Дид.игры «Из чего сделано», «Скажи по слогам»,

«Подбери синоним»

1. Предложить родителям сделать поделку ко Дню космонавтики

2. Консультация «2 апреля- Международный День Книги!»

3. Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет»

Спортивное развлечение «12 апреля- День космонавтики»

Музыкальное развлечение «Весна-красна»

Мониторинг

2-3 неделя: «Космическое путешествие»

Беседа «Библиотека-дом, где живут книги», чтение русских народных сказок, Рассматривание иллюстраций к сказкам, с дальнейшим рассказыванием

Составление описательного рассказа по картинкам «Белка и Стрелка», «Полет Гагарина в космос»

Чтение стихов, загадок о космосе

4 неделя: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!»

Игровое упражнение «Кто бежит, кто сидит?»

Чтение потешек «Водичка-водичка..»,

« Глазки, вы будете в жмурки играть?» и т.д.

Рассказ по схемам «Я здоровый ребенок»

Май

1 неделя: «Запомни-это надо знать!»

Чтение стихотворений об опасных предметах

Просмотр видео «Кошкин дом» по произв-ию С.Маршака

Рассказывание по серии картинок «Осторожно, опасные предметы»

Заучивание поговорок

1) Обратить внимание детей на информацию «27 мая- Общероссийский день библиотек». Проконсультировать- какие книги нужно брать в библиотеке

2) Родительское собрание на тему «Что теперь я знаю!»

3)  «Памятки для родителей по обучению связной речи»

Итоговое НОД «Что мы знаем о сказках и рассказах»

2 неделя: «Не забудем памятные дни»

Рассматривание темат.альбома «Воины КОЛПИНО»

Беседы «Что мы знаем о войне», «Наша Родина »

Составление рассказов по сюжетным картинкам (по данной теме)

3 неделя: «Конец учебного года»

Чтение стихотворения

Дидактические игры «Пересказ», «Буква моего имени», «Назови слова», «Слова из звуков», «Придумай новое слово»

4 неделя: «Лето на пороге»

Чтение закличек, стихотворений, народная игра «Кот и мыши», «У медведя во бору»

Рассказывание по иллюстрациям сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через художественное слово.

Тезисы  к выступлению на тему "Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста  через художественное слово"...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"

quot;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Актуальность.Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, е...