Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Путешествия кота в сапогах»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка.
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад»
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка
«Путешествия кота в сапогах»
Возраст детей 5-6 лет.
Срок реализации 1 год.
Разработала: воспитатель:
Соколова Елена Викторовна.
Усть – Илимск
2014г.
Пояснительная записка.
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению. И в связи с этим основной целью программы являются: расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника, поддержка его любознательности, активности, развитие познавательного интереса.
Достижение цели возможно при решении ряда задач:
- Создание условий для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.
- Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.
- Создание специальных ситуаций, организация образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.
Описание программы.
Программа “Путешествия Кота в сапогах” состоит из нескольких образовательных (познавательных) разделов:
● Планета Земля.
● Материк Евразия.
● Материк Африка.
● Материк Австралия.
● Материк Северная Америка.
● Материк Южная Америка.
● Материк Антарктида.
● Океаны.
Данные курсы характеризуются ступенчатостью – постепенным усложнением материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.
Образовательная деятельность проходит с использованием материалов для дошкольников: карты, книги, энциклопедии, настольно-печатные игры, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курсов. Используются динамические материалы типа “Доделай…, ”, “Дорисуй…”, “Соедини” и т.д. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность выбрать тип задания и вид работы, который ему интересен и предпочтителен.
В группе обустроен центр «Путешествия Кота в сапогах», где размещается информация в виде карт, книг, карточек, пособий, игр и пр. для свободного пользования ребенком. Здесь же дошкольник может применить свой практический опыт, продемонстрировать собственные достижения практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут демонстрировать собственные достижения.
Несмотря на “взрослость” названия разделов, характер получения информации непосредственен, детям рассказываю яркие факты по теме, используют факты, связанные с их непосредственным опытом.
Формы организации образовательной деятельности:
- Групповые.
- Индивидуальные.
- Практические.
- Игры. Конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ.)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (С помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакат, фото.
- Показ мультимедийных материалов.
С родителями совместно обсуждаются и реализовываются проекты по каждому разделу программы, где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Оформляется выставки детских работ.
Ожидаемые результаты.
В области образовательных умений и способностей:
● Умение пользоваться образовательным пространством группы;
● Получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами, телевизором и др. как источниками информации;
● Умение применять полученную информацию для выполнения задания;
● Увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
●Получение опыта творческих действий (изготовление карт, книжек, поделок);
●Получение опыта взаимодействия со специальными предметами: компасом, картами, глобусом;
Диагностика и мониторинг.
Проведение викторин по материалам образовательного курса. Использование настольно-печатных игр для дошкольников про растения, животных, страны, континенты, космос и пр. Диагностичным является само обращение ребенка к таким играм, частота его обращения, верное выполнение условий и правил игры.
В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
Содержание разделов.
● Планета земля.
Рассчитана на возраст 5-6 лет. Всего 4 занятия, по 1 занятию в неделю длительностью 25-30 минут.
● Материк Евразия.
1. Географическое положение, история исследования материка Евразия.
2. Россия. Географическое положение страны, климат.
3. Россия. Растительный и животный мир.
4. Россия. Народы.
● Материк Африка.
1. Географическое положение материка Африка.
2. Климат континента.
3. Растительный и животный мир Африки.
4. Народы проживающие на континенте.
● Материк Австралия.
1. Географическое положение материка Австралия.
2. Климат континента.
3. Растительный и животный мир Австралии.
4. Народы проживающие на континенте.
● Материк Северная Америка.
1. Географическое положение материка Северная Америка.
2. Рельеф. Климат континента.
3. Растительный и животный мир Северной Америки.
4. Народы проживающие на континенте.
● Материк Южная Америка.
1. Географическое положение материка Южная Америка.
2. Рельеф. Климат континента.
3. Растительный и животный мир Южной Америки.
4. Народы проживающие на континенте.
● Материк Антарктида.
1. Географическое положение материка.
2. Климат континента.
3. Растительный и животный мир Южной Америки.
4. Современное исследования материка, интересные факты.
● Океаны.
1. Обитатели Атлантического океана.
2. Обитатели Тихого океана.
3. Обитатели Индийского океана.
4. Обитатели Северо- Ледовитого океана.
Тема: «Земля и солнце»
Цель непосредственно образовательной деятельности: Расширить представление о солнце (дает Земле тепло, свет).
Задачи:
▪ Формировать знания о Земле – это планета, которая вращается вокруг своей оси, вокруг солнца.
▪ Закреплять название геометрических фигур, упражнять в счете.
▪ Развивать речь: упражнять в образовании прилагательных.
▪ Продолжать учить рисовать по замыслу, развивать фантазию.
Ход занятия: Дети становятся полукругом в группе.
Воспитатель: Доброе утро, сегодня рада всех вас видеть, желаю удачного дня. Ребята мы с вами часто наблюдаем за солнцем, а как вы себе представляете солнце, что это такое. Высказывание детей. Воспитатель обобщает ответы: солнце это шарообразная, раскаленная звезда, которая дает Земле солнце и свет.
- Давайте представим если бы солнце перестало светить? Мы смогли бы жить без солнца? Так, что же дает нам солнце? Высказывание детей. Воспитатель обобщает ответы: конечно же солнце дает нам свет и тепло, без него на Земле бы царил холод и было бы темно, погибло бы все живое.
- Как вы думаете солнце больше нашей Земли? Высказывание детей. Воспитатель обобщает ответы: Солнце находиться очень далеко от Земли, но оно очень большое, может вместить в себя сто планет как наша Земля. Солнце это огромный огненный шар, там очень высокая температура.
- Предлагаю придумать разные слова о солнце. Какое оно? (Огромное, огненное)
Стук в дверь появляется Кот в сапогах: вы хотите совершить путешествие в космос? А на чем полетим? Чтобы совершить путешествие в космос необходимо построить космический корабль. Строить будем из геометрических фигур, предлагаю два набора для мальчиков и девочек. Работа в группах за столами.
Воспитатель: Расскажите Коту в сапогах из каких геометрических фигур вы построили свои корабли? Сколько использовали треугольков, кругов, квадратов. Молодцы предлагаю сесть в космический корабль (на ковер) и представить, что мы летим в космос. Включить тихо музыку.
Воспитатель: Предлагаю открыть глаза. На слайде: звездное небо, Земля, лена, солнце.
- Как вы думаете где мы?
- Почему вы так думаете, что мы в космосе?
- Почему ее называют земным шаром?
- Почему она такая маленькая?
Кот в сапогах: садитесь дети на стульчики предлагаю посмотреть мультфильм «Солнечная система».
- Где находиться солнце в солнечной системе?
- Что вращается вокруг солнца?
- Наша планета вращается вокруг солнца?
- какие планеты еще вращаются вокруг солнца?
Воспитатель: Восполним гимнастику для глаз.
Кот в сапогах: Молодцы ребята все запомнили, пора возвращаться на Землю?
Ну вот мы с вами в группе, предлагаю вам нарисовать наше путешествие к звездам, что больше всего понравилось. А мне пора в путешествие до новых встреч. Звучит музыка. Дети рисуют: солнце, землю, звезды.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, оформляет выставку работ, подводит итог занятия. Рассказы детей что больше всего они запомнили.
Тема: Моя Земля моя планета.
Цель непосредственно образовательной деятельности: Закреплять представления о Земле, которая вращается вокруг своей оси и солнца, о том что земля это шар.
Задачи:
▪ Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
▪ Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
▪ Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.
Ход занятия. Дети проходят, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята на прошлом занятии мы вместе с катом в сапогах совершили путешествие в космос. Кот в сапогах прислал вам послание, он сейчас путешествует в далеких странах. (Первый слайд)
Вопросы от Кота в сапогах: почему нашу планету называют Земным шаром?
Вокруг какой земли вращается земля?
Воспитатель: Молодцы ребята, о чём пойдёт речь сегодня вы узнаете , отгадав загадки кота в сапогах. (Второй слайд)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)(Третий слайд)
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)(Четвертый слайд)
Это милая пора –
солнце, зелень и жара. (Лето)(Пятый слайд)
Воспитатель: Догадались о чем пойдет речь? Предлагаю вашему вниманию, мультипликационный фильм «Развивающие мультфильмы Совы - Времена Года».
Воспитатель: восполним гимнастику для глаз.
игра «Что сначала? Что потом?» - последовательность смены времен года.
Практическое задание на закрепление знаний детей о смене времен года.
Наблюдаем за моделью движения Земли вокруг Солнца;
Определяем смену положения планеты Земля – сменилось время года, используя глобус. По желанию один ребенок становится в центре группы он звезда Солнце, остальные дети по кругу перемещаясь с глобусом определяют какое время должно наступить на Земле.
Изобрази схематично очередность наступления времен года. В центре рисунка нарисуй солнце. Объясните почему в такой последовательности изобразили наступления времен года? Кто думает по другому? Почему? Кто согласен? Где расположено солнце на рисунке? Почему?
Физминутка: Звучит музыка дети вращаются вокруг воспитателя изображая планеты.
Воспитатель подводит итог, обращает на лучшие схемы. Вам понравилось путешествовать с Котом в сапогах? В следующем путешествии Кот в сапогах нам расскажет о земной поверхности.
Тема: Поверхность Земли. Откуда появились горы
Цель непосредственно образовательной деятельности: познакомить с различными видами ландшафта. Объяснить понятия Равнина, холм, гора. Дать элементарные представления о структуре гор (подошва, склон, вершина). Дать представление о людях альпинистах.
Задачи:
▪ Развивать речь, учить отвечать содержательными предложениями.
▪ Продолжать учить рисовать по замыслу, развивать фантазию.
Ход занятия. Дети становятся полукругом.
Воспитатель: Добрый день, рада что вы сегодня пришли! Наверно сегодня вы снова хотите отправиться в путешествие вместе с Котом в сапогах.
Как вы думаете наша Земля ровная или нет? Почему вы так думаете? Высказывание детей.
Предлагаю сегодня отправится в путешествие с Котом с сапогах и узнать много интересного о поверхности нашей планеты.
На экране появляется первый слайд с изображением Кота в сапогах.
Поверхность Земли может быть ровной на равнинах люди строят города, занимаются земледелием.
На Земле встречаются холмы это небольшие возвышения над Землей. (Второй слайд)
Гора это каменные глыбы – несколько гор образуют хребты. (Третий слайд)
- Откуда могли появиться горы? Высказывание детей.
Ребята садитесь на стулья, предлагаю вашему вниманию мультипликационный фильм «Как появились горы».
Воспитатель: восполним гимнастику для глаз.
- Как вы думаете, что есть у каждой горы? Подошва, склоны, вершина.
- Можно, ли строить дома на горе? Почему нет?
Рассказ воспитателя о жизни в горах: Многие горы очень высокие и там очень холодно, поэтому не растения ни животные там жить ни могут. На вершинах высоких гор снег не тает круглый год.
В невысоких горах Кавказа люди поселяются, строят себе небольшие жилища. Но в горах трудно найти ровные, удобные площадки для поселение и земледелия. Еще труднее прокладывать в горах дороги, часто на горных дорогах случаются обвалы камней, снега, затрудняется движения транспорта.
- Можно ли по горе подняться на вершину? Высказывание детей.
Обобщение: Чтобы взойти на вершину нужно потратить много дней. Это могут сделать только отважные люди. Это альпинисты. (четвертый слайд)
Физминутка: Мы альпинисты (дети имитируют восхождение на высокую гору)
Воспитатель: предлагаю вам нарисовать наше путешествие по равнинам, холмам, горам, что больше всего понравилось. А когда ков сапогах придет к нам в гости мы ему покажем свои рисунки. Звучит музыка. Дети рисуют: равнины с изображением города, холмы с растительностью, скалистые горы.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, оформляет выставку работ, подводит итог занятия. Рассказы детей что больше всего они запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек» Елена Чумак
Елена Чумак Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек»Подготовила: воспитатель Чумак Е. В.Пояснительная запискаВ прое...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет
СодержаниеБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи программы.1.3. Содержание п...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Лего-конструирование» Для детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Рабочая программа по "Лего-конструированию" для детей дошкольного возраста 4-6 лет....
Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Мир глазами детей» (художественно-эстетическое развитие)
Программа «Мир глазами детей» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы...