Образовательная программа дополнительного образования детей «Лего-конструирование» Для детей дошкольного возраста 4-6 лет.
рабочая программа
Рабочая программа по "Лего-конструированию" для детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lego-konstruirovaniyu.docx | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение,
Детский сад № 6 с.Аргаяш
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Лего-конструирование»
Для детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Программа разработана:
Кошелева Наталья Александровна,
воспитатель
Пояснительная записка
Программа “ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ” разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадает к ним в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.
Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребёнка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Цель программы: познакомить детей с лего-конструированием, как формой развития полноценной личности через игру; развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Задачи программы:
- Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.
- Формировать умение следовать образцу, действовать по схеме.
- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций
- Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
- Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
- Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции объединённые общей темой.
- Развивать навыки коллективной работы, умение общаться, договариваться о совместной работе.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающей действительности, способствовать созданию ситуации успеха у детей.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Первый год обучения (младшая группа) – 38 занятий по 15 минут (один раз в неделю)
Второй год обучения (средняя группа) – 38 занятий по 20 минут (один раз в неделю);
Третий год обучения (старшая группа) – 38 занятий по 25 минут (один раз в неделю).
Занятия проводятся с одной подгруппой детей не более 8-10 человек.
Основные методы работы: словесные ( рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний на практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные формы работы: игровая деятельность.
Основные приёмы работы: беседа, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции).
Форма организации деятельности. Непосредственно – образовательная деятельность, игровая деятельность. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы «Лего-конструирование» дошкольник должен знать:
Названия деталей конструктора, различать их.
Варианты способов крепления Лего-элементов.
Кроме того дошкольник должен уметь:
Конструировать по условиям, заданным педагогом.
Конструировать по образцу, заданной схеме.
Конструировать по замыслу.
Творчески реализовывать собственные замыслы.
Работать в паре, в коллективе.
Техническое оснащение.
- Наборы конструктора Лего.
- Схемы.
- Наглядные пособия – журнал «ЛЕГО Самоделки».
- Образцы выполненные педагогом.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры первого года обучения.
- Уметь различать и называть детали лего-конструктора.
- Иметь навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина, цвет деталей).
- Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по простейшим наглядным схемам.
- Иметь представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).
- Выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».
- Владеть разнообразными способами скрепления деталей.
- Иметь навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталий конструктора.
- Уметь воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки.
- Уметь развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности
- Уметь определять изображённый на схеме предмет, называть его функции
- Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу, по чертежам и наглядным схемам (иметь представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме.
Целевые ориентиры второго года обучения.
- Расширять и обогащать практический опыт в процессе конструирования приобретенный за предыдущий год.
- Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается.
- Совершенствовать умение соотносить реальную конструкцию со схемой.
- Уметь сравнивать полученную постройку с задуманной.
- Уметь анализировать качеством и результат работы.
- Уметь рассуждать вслух при решении конструктивной задачи.
- Иметь навыки составления схем.
- Уметь действовать в коллективе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки.
- Проявлять творчество и фантазию в создании работ, новых оригинальных конструкции.
- Уметь рассказывать о постройке других воспитанников.
- Уметь преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями.
- Уметь сотрудничать с партнером, объяснять и аргументированно отстаивать свои идеи.
Целевые ориентиры третьего года обучения.
- Обучать конструированию по графической модели.
- Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве.
- Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением.
Перспективное планирование в младшей группе
Месяц | тема | цели |
сентябрь | Знакомство с лего-кабинетом | Познакомить с лего-конструктором Закреплять знания цвета и формы |
Ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию ( из мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину | |
Пирамидка | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | |
Башенка | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | |
октябрь | Здравствуй, лес! | Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья |
Мы в лесу построим дом | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей Учить строить дом из лего-конструктора | |
Разные домики | Закреплять умение строить домики | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
ноябрь | Мебель для комнаты | Развивать способности выделять в предметах их функциональные частиУчить анализировать образец |
Мебель для кухни | Закреплять умение строить мебель Запоминать название предметов мебели | |
Печка | Познакомить с русской печкой Развивать воображение, фантазию Учить строить печку из конструктора | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
декабрь | Утята в озере | Учить внимательно слушать стихотворение Строить из конструктора утят |
Волшебные рыбки | Рассказать о рыбах Учить строить рыб из конструктора | |
Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
январь | Построим загон для коров | Закреплять понятия «высокий», «низкий" Учить выполнять задания по условиям Развивать творчество, воображение, фантазию |
Грузовая машина | Учить создавать простейшую модель грузовой машины Выделять основные части и детали | |
Домик фермера | Формировать обобщённые представления о домах Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их прочными Развивать умение выделять части Познакомить с понятием «фундамент» | |
Мельница | Рассказать о мельнице Развивать воображение, фантазию | |
февраль | Машина с прицепом | Учить строить машину с прицепом Развивать навыки конструирования |
Пожарная машина | Познакомить с профессией пожарного Учить строить пожарную машину | |
Кораблик | Рассказать о кораблях Учить строить более сложную постройку Развивать внимание, навыки конструирования | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
март | Детская площадка | Показать детскую площадку Построить песочницу, лесенки |
Горка для ребят | Продолжать знакомить с детской площадкой Развивать память и наблюдательность | |
Все работы хороши | Познакомить с разными профессиями Учить отличать их по внешнему виду Воспитывать уважение к труду взрослых | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание | |
апрель | Ракета | Рассказать о космосе Учить строить ракету |
Луноход | Рассказать о луноходе Учить строить из деталей конструктора | |
Космонавты | Продолжать знакомить с космосом Учить строить космонавтов из мелких деталей | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
май | Животные в зоопарке | Рассказать о зоопарке Учить строить утку, слона |
Вольер для тигров и львов | Учить всем вместе строить одну поделку | |
Крокодил | Продолжать знакомить с зоопарком Учить строить крокодила | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Перспективное планирование в средней группе
Месяц | тема | цели |
сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в младшей группе Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Башня | Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | |
Строим лес | Закреплять умение строить лесные деревья Учить отличать деревья друг от друга Закреплять названия деталей, цвет | |
Мостик | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга | |
октябрь | Весёлые утята | Разучивать стихотворения про утят Учить строить утят, используя различные детали |
Красивые рыбки | Уточнять и расширять представления о рыбах Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы Учить строить морских обитателей | |
Гусёнок | Учить строить из конструктора гусёнка | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
ноябрь | Улитка | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. |
Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору | |
Ворота для заборчика | Учить строить ворота для заборчика Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло» | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
декабрь | Лесной домик | Учит строить дом Распределять детали лего-конструктора правильно Развивать творческое воображение, навыки конструирования |
Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец | |
Русская печь | Рассказать о русской печке Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
январь | Загон для коров и лошадей | Учить строить загоны по условиям. Равивать глазомер, навыки конструирования. Мелкую моторику рук |
Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора | |
Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца | |
Мельница | Учить строить мельницу Развивать воображение, фантазию | |
февраль | Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. |
Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. | |
Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | |
март | Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных |
Слон | Учить строить слона Продолжать знакомить с обитателями зоопарка | |
Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. |
Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета | |
Корабли | Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек | |
Поезд | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
май | Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель) |
Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину Развивать творчество и логическое мышление Учить понимать нужность профессии | |
Самолёт | Рассказать о профессии лётчика Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц | тема | цели |
сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Избушка на курьих ножках | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу | |
Мостик через речку | Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца. | |
Колодец | Учить коллективно строить простейшую постройку. | |
октябрь | Дом лесника | Учить строить большой дом для лесника |
Разные домики | Учить строить домики разной величины и длины | |
Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
ноябрь | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Катер | Учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогаш\щать речь обобщающими понятиями : «водный, речной, морской транспорт». | |
Пароход | Закреплять знания водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общеее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
декабрь | зоопарк | Закреплять представления о многоообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
слон | Учить строить слона. Развивать творческие навыки, терпение. | |
верблюд | Учить строить верблюда | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общеее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
январь | Домашние животные | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования |
дети | Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о постройке | |
Дом фермера | Учить находить материал для постройки | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
февраль | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали. |
Пожарная часть | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. | |
самолёт | Закреплять знаия о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
март | Поезд мчится | Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. |
беседка | Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку. | |
пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. | |
Конструирование по замыслу | Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме. |
Светофор, регулировщик | Закреплять знания о светофоре. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
робот | Показать игрушку робот. Учить строить робота. | |
Речные рыбки | Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | |
май | аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. |
лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. | |
попугай | Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Список литературы:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес, 2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия, 2002г.-192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению конструкторским способностям детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего «Планета Лего»
XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к совре...
Парциальная образовательная программа дополнительного образования (по интересам воспитанников) для детей дошкольного возраста 3г.-4г. речевой направленности «Игры по методике Железновых».
Влияния воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.Известный исследователь детской речи М. М . Кольцов пише...