Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек»
Подготовила: воспитатель Чумак Е. В.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Лесовичек» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть к 6 годам даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Лесовичек» рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 28 занятия. Группа работает 1 раз в неделю по 25 минут, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 9 человек.
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала,
- научить работать с цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание детей;
- развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки дошкольников
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
- умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в конце учебного года. Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольников:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в группе,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1. Работа с природным материалом (3 занятия)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Работа с бумагой и картоном (15 занятий)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
3. Театр из цилидров (3 занятий)
Форма цилидра. Закручивание прямоугольника в цилиндр (низкий и высокий).
4. Изготовление поделок из бросового материала (5 занятий)
Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.
5. Работа с иголкой, цветными нитками и пуговицами. (3 занятий)
Изготовление мини-пано из пуговиц, пришитыми на ткани.
6. Работа со скорлупками (2 занятий)
Изготовление поделок полой яичной скорлупы
Учебно – тематический план
кружкового объединения «Умелые ручки»
Месяц Тема Задачи Материал
Сентябрь 1. Вводное занятие: ознакомление детей с многообразием бросового материала. Способом его применения. 1. Заинтересовывать детей поделками из бросового материала, как одним из интересных видов деятельности.
2. Знакомить детей с разнообразием бросового материала и использованием его в изготовлении поделок.
3. Воспитывать у детей интерес к ручному труду. Разнообразный бросовый материал: палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, ленточки, бусинки и т. д.
Сентябрь 2. Вводное занятие: ознакомление детей со свойствами бросового материала. 1. Знакомить детей со свойствами бросового материала (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает).
2. Расширять знания детей об инструментах, необходимых для работы (шило, нож-резак, ножницы) и правилах безопасной работы с ними.
3. Воспитывать у детей интерес к работе с бросовым материалом. Разнообразный бросовый материал: палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, ленточки, бусинки и т. д.
Инструменты: шило, ножницы, нож- резак.
Октябрь
1 Бусы для мамы.
1. Учить детей делать поделки из трубочек для коктейля.
2. Совершенствовать навыки нанизывания предметов на верёвочку.
3. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.
Трубочки от коктейля, верёвочка.
Октябрь 2. Подставка для салфеток. 1. Учить детей обклеивать картонные рулончики цветной бумагой, используя украшения.
2. Развивать у детей внимательность, воображение.
3. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.
Картонные рулончики, цветная бумага, салфетки, клей, кисточка.
Ноябрь 1 Карусель для киндер игрушек. 1. Учить детей делать карусель из бросового материала.
2. Развивать у детей интерес, в процессе украшения поделки.
3. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца. Картонные рулончики, цветная бумага, клей, кисточка, картон, верёвочки, пластиковые крышечки, игрушки от киндер сюрпризов.
Ноябрь 2. Осьминожки.
1. Продолжать учить детей использовать для своих поделок картонные рулончики.
2. Развивать у детей фантазию.
3. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца и радоваться результатам своего труда.
Картонные рулончики, цветная бумага, клей, кисточка, глазки, бантики для украшения.
Декабрь 1-2. «Ёлочка –красавица».
1. Учить детей делать ёлочку из картонного конуса и ниток.
2. Развивать у детей мелкую моторику рук.
3. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
Картон белого цвета, нитки шерстяные зелёного оттенка, клей, бусины и ленточки для украшения.
Январь 1. Снеговик.
1. Учить детей использовать для своих поделок пластиковые бутылочки от йогурта.
2. Развивать у детей умение правильно располагать заготовки.
3. Воспитывать у детей умение радоваться полученному результату. Бутылочки и стаканчики от йогурта «Растишка», глазки, тесьма, маркер красного и чёрного цвета.
Январь 2. Снежинка.
1. Продолжать учить детей делать поделки из знакомого материала - ниток.
2. Развивать у детей умение проявлять самостоятельность.
3. Воспитывать у детей аккуратность и старательность при выполнении работы.
Нитки разных цветов, ножницы, глазки, ленточки.
Февраль 1. Совушка-сова.
1. Учить детей делать поделки из одноразовых бумажных тарелок, в процессе создания образа совы.
2. Развивать у детей мелкую моторику рук.
3. Воспитывать у детей умение радоваться полученному результату. Одноразовые бумажные тарелки, клей, цветная бумага.
Февраль 2. Самолёты.
1. Учить детей наклеивать готовые формы на основу.
2. Развивать у детей умение правильно располагать заготовки.
3. Воспитывать у детей аккуратность.
Картонный рулончик, цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Март 1. Цветы для мамы.
1. Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала.
2. Развивать у детей интерес к работе.
3. Воспитывать у детей любовь к маме, желание дарить подарки.
Пенопластовые контейнеры от яиц, пластилин, трубочки от коктейля, бисер.
Март 2. Божьи коровки.
1. Учить детей делать поделки из пластиковых ложек.
2. Развивать интерес к «оживлению» образа.
3. Воспитывать у детей умение радоваться результатам своего труда, радовать других.
Одноразовые пластиковые ложки, клей, лак для ногтей чёрного и красного цвета.
Апрель 1. Чайный сервиз. 1. Продолжать учить детей использовать для своих поделок капсулы от киндер яиц.
2. Развивать умение работать самостоятельно.
3. Воспитывать аккуратность при работе. Капсулы от киндер яиц, пластилин, картон разного цвета.
Апрель 2. Лилия 1. Продолжать учить детей использовать для своих поделок
одноразовые ложки.
2. Развивать у детей внимательность, воображение
3. Воспитывать у детей умение радоваться полученному результату. Картон зелёного цвета, одноразовые ложки, пластилин.
Май 1. Выставка детских работ
1. Продолжать учить детей видеть необычное в обычных предметах;
2. Закреплять у детей умение выполнять поделку из бросового материала, закрепляя их свойства.
3. Поддерживать у детей радостное настроение, предвидения удивления родителей.
Литература.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.
Программа «Шаг в искусство» С. Погодина
Программа «Истоки» Л. Парамонова
«Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева
«Объёмная аппликация» И. М. Петрова
«Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова
«Аппликация в детском саду» А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева
«Занятия аппликацией в детском саду» З. А. Богатеева
«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В. Куцакова
«Конструирование из бумаги в детском саду» И. В. Новикова