ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему
Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1114»
РЕКОМЕНДОВАНА «УТВЕРЖДАЮ»
методическим советом Директор ГБОУ Школа № 1114
ГБОУ Школа № 1114
_________________А.П.Ястребова
«___»______________201__ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(платные образовательные услуги)
Цирковая студия
«Сюрприз»
Возраст детей 6-7 лет
Нормативный срок реализации - 1 год
Педагог дополнительного образования
Музыкальный руководитель
Арутюнова Карина Евгеньевна
г. Москва
2016 год
Пояснительная записка
В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно.
В силу своей красоты и яркости цирковое искусство может оказаться наиболее притягательным для детей самого младшего возраста, и им захочется стать участником этого яркого и зрелищного действа. Не зря цирк наряду с театром имеет свою древнюю историю, что позволяет приобщить еще маленького человека к цирковому искусству и культуре.
На протяжении всей истории человечества красота человеческого тела была источником вдохновения и воспевалась поэтами и художниками. Практически в культурах всех народов мира она долгое время оставалась основной ценностью человека.
Занятие цирковым искусством и сейчас позволяет стремиться к достижению красоты и способности владения своим телом в совершенстве. Постоянные тренировки позволяют укрепить здоровье ребенка, научить его правильно распределять нагрузку во время физических упражнений, координировать свои движения, воспитывают волю, терпение и трудолюбие. Занятия в коллективе способствуют нравственному росту ребенка, культуре и этике отношений в коллективе, развитию творческих, артистических и сценических способностей.
Образовательная программа Цирковая Студия «Сюрприз» художественно-эстетической направленности, разработана на 1 год обучения для детей 6-7 лет. Содержание программы позволяет педагогу проводить обучение с учётом возрастных особенностей и физических способностей ребят, постоянно диагностируя и отслеживая полученные результаты обучающихся.
Программа не может быть “мертвой”, если развивается коллектив, растет опыт педагога, совершенствуются методики обучения, ярче и интереснее продумывается воспитательный аспект. Поддерживается и развивается интерес учащихся к новым тенденциям в мире циркового искусства. Это приводит к постоянной корректировке структуры и объема, появляются новые разделы программы, расширяется спектр деятельности коллектива на далекую перспективу. Программа позволяет осуществлять поэтапный контроль результативности. При необходимости быстро вносить коррективы в образовательный процесс, способствуя взаимопониманию и сотворчеству педагога, ребёнка и родителей. Дифференцированный подход позволяет каждому ребёнку постоянно чувствовать заботу, поддержку педагога, вселяет уверенность в себе.
Цирковое искусство отличается необычностью и эксцентрикой. То, с какой точностью и виртуозностью цирковые артисты исполняют сложнейшие трюки, всегда привлекало зрителей. Интерес к цирку не угасает и в наши дни.
Главный герой цирка – артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимое препятствие, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека сильного духом и телом, создает определенный художественный образ.
Искусство цирка многогранно, такого разнообразия жанров как в цирке не встретишь в других видах искусства.
Цирковая студия «Сюрприз» развивает инновационные направления циркового творчества, поддерживая традиции циркового искусства, главная задача которого – прославление смелого, весёлого, ловкого, гармонично развитого человека.
- Направленность программы.
Образовательная программа Цирковой студии «Сюрприз» имеет физкультурно-спортивную направленность. Обучение по данной программе включает в себя:
- занятия общей физической подготовкой;
- занятия по жанрам циркового искусства:
- простейшие элементы акробатики
- эквилибристика
- гимнастика
- жонглирование
- фокусы
- клоунада
- хореографическая подготовка;
- постановочная деятельность;
- репетиционная деятельность;
- концертная деятельность;
- участие в концертах и фестивалях.
- ЦЕЛЬ: обучение исполнению элементов и композиций различных жанров циркового искусства посредством творческой активности и артистизма воспитанников.
- Задачи: Обучающие: -познакомить воспитанников с основными цирковыми жанрами;
Развивающие:
-развить умение ритмично двигаться под музыку;
-способствовать развитию отдельных групп мышц и всей мышечной системы организма в целом;
-способствовать развитию творческих способностей воспитанников;
-развить исполнительские качества - артистизм и эмоциональность;
-сформировать правильную осанку, походку, скоординированность движений;
- способствовать развитию гибкости, пластики, силы, выносливости;
-развить умение работать в команде;
-сформировать умение ставить цели и достигать их.
-формировать привычку здорового образа жизни.
Воспитательные:
- воспитывать смелость, решимость, активность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку;
-воспитать у воспитанников терпение, трудолюбие и волю;
-воспитать эстетический вкус;
-воспитать культуру общения с окружающими.
Отличительной особенностью образовательной программы Цирковой студии «Сюрприз» является то, что, занятия ведутся по жанрам циркового искусства. При этом у каждого ребенка существует возможность попробовать себя во всех жанрах, что впоследствии помогает определиться и выбрать наиболее интересное и соответствующее его физическим и творческим способностям направление циркового искусства, как доминирующее в процессе обучения. Следует отметить, что многие учащиеся специализируются в различных цирковых жанрах.
Возраст детей, посещающих Цирковую студию «Сюрприз» 6-7 лет. Введение цикла занятий простейшие элементы акробатики, эквилибристика, гимнастика, жонглирование, фокусы, клоунада для детей старшего дошкольного возраста актуально.
Акробатика помогает детскому организму лучше развиваться. С помощью движения ребенок выплескивает свою накопившую энергию, а это гарантирует отличное настроение и самочувствие Вашего ребенка. Движение — это увеличение обмена веществ в организме, правильное развитие тела в целом, улучшение работы мозга и психики ребенка.
Эквилибристика важна для равновесия. Искусство сохранять равновесие при неустойчивом или необычном положении тела, делая при этом какие-то сложные упражнения, движения.
Гимнастика имеет важное значение для детей в процессе их роста и развития. Выносливость, иммунитет, пластичность, правильное дыхание и активизация функций всех органов молодого организма.
Жонглирование это ловкость рук жонглеров веками удивляет зрителей вне зависимости от возраста. Тем не менее, это не только увлекательное зрелище, но и отличное стимулирование детской мелкой моторики и реакции.
Фокусы – это маленькое волшебство, радующее людей любого возраста. Создать атмосферу веселья и смеха, удивить гостей, заставить праздник заиграть яркими красками – вот основные задачи настоящего фокусника.
Клоунада — особая разновидность актеров эстрады, цирка или театра, работающие в стиле буффонады, зачастую с элементами гротеска. Принято делить клоунов на две категории: веселый («рыжий», Арлекин) и грустный («белый», Пьеро). Ребята научаться выступать в паре, создавая контраст для зрителя и дополняя друг друга. Причина популярности клоунов кроется в специфической манере выступления и взаимодействия с публикой. Простая и доверительная манера общения со зрителем, яркий и выразительный костюм и грим, заразительный смех и понятные любой аудитории шутки делают клоунов любимцами детей и постоянными участниками множества праздников.
Срок реализации программы:
Программа Цирковой студии «Сюрприз» рассчитана для детей 6-7 лет в группе от 10 до 15 человек. К обучению допускаются все желающие без предварительного отбора участников, главное иметь желание. В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в театральное объединение.
Занятия в объединении проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Общее количество учебных часов в неделю - 1 час, всего 57 занятий в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Краткое описание форм
Форма занятий – групповые или индивидуальные. Основной принцип работы объединения – постепенное продвижение от простого к сложному в приобретении опыта публичного выступления.
В цирковой студии используется большое разнообразие методов проведения занятий.
а) словесные методы обучения:
-Устное изложение сути номера, этюда, элемента, упражнения.
-Анализ структуры концертного номера, анализ музыкального сопровождения.
-Беседа (например, об истории цирка, о технике безопасности, обсуждение выступления).
- Наблюдение за исполнением номера или упражнения другими воспитанниками студии
б) практические методы обучения:
- Тренировочный процесс
- Выполнение хореографических, акробатических, гимнастических упражнений
- По уровню самостоятельной деятельности детей используются такие методы, как
в) объяснительно – иллюстративные и репродуктивные, дети воспринимают и усваивают способы выполнения тех или иных упражнений, элементов.
г) частично – поисковые методы используются при постановке концертного номера, детям дается возможность применить свои творческие способности, фантазию, добавить что - то свое или придумать такую композицию или связку элементов, которую будет удобней выполнять, или такую, которая будет наиболее сложна и интересна.
Очень важными для юных артистов являются такие формы занятий, как концерт, праздник, фестиваль, которые проводятся 2 раза в год.
Механизм реализации программы.
Обучение
1.Формировать основы знаний о спорте и цирковом искусстве;
2.Постижение и освоение основ циркового искусства;
3.Познакомить с жанрами циркового искусства;
4.Овладеть элементами театрального действия и опытом их воплощения в цирковых номерах;
Развитие
1.Расширить кругозор детей, повышение их общей культуры;
3.Развивать силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, чувства баланса и координации;
4.Выявлять и развивать творческие способности и индивидуальности каждого ребенка средствами циркового искусства;
5.Развить нравственные и интеллектуальные качества;
6.Развить морально-волевые качества подростка;
Воспитание
1.Создание творческой атмосферы содружества детей в команде
2.Развивать интерес к цирковому искусству и спорту;
3.Воспитывать ответственность, трудолюбие и уважение к своему труду и труду других артистов;
4.Вспитывать уверенность в себе;
5.Воспитывать чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;
6.Воспитывать стремление к высоким личностным достижениям в цирковом искусстве.
Ожидаемые результаты:
Артист цирковой студии должен:
1. знать: основные цирковые жанры;
систему метода организации и правила поведения и профилактики травматизма на занятиях;
роль жанров циркового искусства;
2. уметь: свободно владеть элементами цирковых жанров: акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, клоунады, фокусов;
владеть основами актерского мастерства;
общаться со зрительской аудиторией в условиях циркового представления;
владеть средствами пластической выразительности, техникой безопасных методов работы;
понимать смысловую и эмоциональную окраску музыки через движение;
соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом.
владеть умениями и навыками физического совершенствования.
выполнять несложные цирковые упражнения с предметами
Формой подведения итогов:
- выступления на обще садовских праздниках и групповых (не основных) концертах,
- участие в конкурсах,
- отчетный концерт в апреле.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Название темы | ВСЕГО | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Что такое цирковое искусство. Какие жанры циркового искусства. | 3 | 2 | 1 |
2 | Знакомство с элементами акробатики. Разминка на гибкость всего тела. Ходьба на руках, с поддержкой ног другого партнёра. Бочка катиться. | 8 | 1 | 7 |
3 | Цирковой жанр эквилибристика. «Свечка». Трости. Стойка на одной ноге. Катание обручами. | 8 | 1 | 7 |
4 | Спортивно-тренировочные занятия. Занятия с мячом. Занятия со скакалкой | 3 | 3 | |
5 | Жонглирование. Элементы. Попадание мячом в кольцо. Передача мяча в треугольнике. Броски кольца. Тарелки на трости. Жонглирование мячами. | 9 | 1 | 8 |
6 | Гимнастика. «шпагат» правый, левый, прямой; Мостик с подниманием ноги вверх. Стойка на лопатке. Бабочка. Колечко. Колесо. Вращение обручами | 8 | 8 | |
7 | Жанр клоунада. - Показать грустное лицо, веселое лицо, пожелого человека, хмурого, плачущего, довольного, хмурого сердитого. Пантомима. Пародия мимикой лица. | 7 | 7 | |
8 | Фокусы со шляпой невидимкой, платок разноцветный, красивый цветок. | 5 | 5 | |
9 | Акробатика. Кувырки по очереди по кругу. Отжимания от пола, прихлопывая руками. «колесо»; подъём на ноги с пола. Подъём с пола в ласточку. Передача мяча в паре по кругу. Прыжки на канате | 6 | 1 | 5 |
ВСЕГО: | 57 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Вводное занятие.
Что такое цирк? Какие жанры циркового искусства бывают?
Теория. Цирк как искусство и как спорт. Перечень основных цирковых жанров. Акробатика, жонглирование, гимнастика, фокусы, клоунада, эквилибристика.
2.Общефизическая подготовка. Теория: основные понятия - махи, бег, правила развития физических качеств. Практика: Упражнения для развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Комплексы ритмической гимнастики для развития координации, гибкости, пластики движений. Физические упражнения и подвижные игры для развития пространственной ориентации, равновесия, скорости и реакции.
Ходьба, бег, упражнения на ходу и на месте. Махи или круговые движения рук. Наклоны туловища в стороны или повороты.
Приседания или выпады. Махи ногами. Наклоны вперед и назад. Прыжки или бег.
3. Жанровая подготовка. Жонглирование.
Теория: основные понятия – жонглирование. Практика: Технические приемы жонглирования; точность глазомера, быстрота движений, ловкость, темп; подбрасывание двух предметов ( колец, шаров, тарелок, палок); комбинации правой и левой рукой. жонглирование двумя шарами одной рукой (левой и правой); балансирование палки на руке, ноге, лбу
4. Гимнастика - «Кольцо» с 2-мя исполнителями;
Теория: правила растяжки мышц и развития гибкости. Практика: Растяжка мышечной системы тела; приобретение эластичности мышц рук, ног, спины, плеч; развитие эластичности подъемов стоп; складки; мосты; шпагаты: правый, левый, поперечный. Упражнение на гибкость и растягивание:
"Мосты" на одной ноге и одной руке, "мост" разгибом со стойки на голове и руках, стойка на лопатках.
5. Эквилибристика - стойки на двух руках – на одной руке; стойка в упоре на локте; формирование навыков равновесия на специальных опорах:
балансирование.
балансирование на ногах
классическое вращение обруча;
вращение обручей на различных участках тела;
поднятие обруча.
6. Акробатика. Теория: основные понятия –бросок, арабское колесо, фляк, сальто.
Разновидности акробатики. Партерная акробатика (колеса, перевороты).
Прыжковая акробатика (с разбега темповые перевороты, сальто вперед, назад). Парная / групповая акробатика (парные поддержки, полуколонны). Пластическая акробатика (стойки в прогибах, мосты).
Практика: Динамические упражнения
Кувырки (кульбиты):
кувырок вперед;
тоже, но завершить кувырок прыжком вверх;
подпрыгнуть, приземлиться на ноги и выполнить кувырок;
кувырок назад из седа, из основной стойки, с шага назад;
простые соединения кувырков, например, кувырок вперед – кувырок назад.
Перевороты:
колесо вперед с правой и левой руки;
переворот со стойки в мостик на две ноги;
комбинированные перевороты (например: мостик – колесо – кувырок)
Шпагаты:
полушпагаты;
поперечный шпагат;
прямой шпагат с правой (левой) ноги.
7.Клоунада. Комический образ, приёмы эксцентрики, пантомима, пародия.
а. Создание комического образа.
б. Использование реквизита.
в. Сочетание жанров в клоунаде.
8. Фокусы шляпы, платки, стаканы, монеты, конверты, бумага, коробки, кубики, костюмы-трансформация.
9. Музыкальная подготовка.
Теория: Музыкально-ритмическое воспитание – слуховое восприятие музыкального произведения, смысловая и эмоциональная окраска музыки через движение; темп, динамика, характер движения; ритмический рисунок; музыкальная грамота – представление о музыке как о виде искусства; развитие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти и музыкального вкуса. Практика: Упражнения на акробатической дорожке, где так же к каждому упражнению подбирается музыка.
Создание образа с помощью зарубежных музыкальных произведений (Сен – Санс К. Лебедь, Бетховен Л.В. «К Элизе», Бизе-Щедрин К. «Кармен», Морриконе Э. Chi may, мелодия из кинофильма «Профессионал») и русских музыкальных произведений («Кадриль» русская народная музыка, Николаев И. «Маленькая страна», гр. Иван Купала «Коляда» и др.)
10. Итоговое занятие. Гала – концерт. Торжественный вечер. Награждение наиболее отличившихся выпускников в работе цирковой студии.
Формы организации образовательного процесса и методы обучения.
Занятия проводятся в группах. На занятиях используются разнообразные методы работы с детьми: словесные, наглядные, практические, индуктивные, творческие.
Основная цель цирковых занятий: в результате изучения дети должны овладеть пластической выразительностью тела, индивидуальной исполнительской манерой, навыками специфических приемов и техник.
Первый этап обучения - введение в предмет, воспитание пластической культуры и овладение основами этой дисциплины. В период дальнейшего обучения осуществляется более детальное освоение жанра в соответствии с навыками, которые определяются, исходя из индивидуальных данных учащихся и их творческой устремленности.
Процесс обучения строится на основе соблюдения дидактических принципов сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, прогрессирования (или постепенного повышения требований). Важно применять эти принципы во взаимосвязи.
Повышению качества усвоения материала занятий может способствовать осуществление процесса обучения по таким этапам, как создание предварительного представления о разучиваемом движении, детализированное разучивание, закрепление и совершенствование двигательного навыка, соединение движений в комбинации.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Реквизит:
- Мячи
- Мячи для кручения на пальце
- Гиря, гантели
- Гимнастические ленточки
- Обручи пластмассовые
- Шляпы
- Балансиры под ноги
- Балансиры в руках трости
- Трости
- Хула-хупы
- Крылья на палках
- Тарелки для кручения
- Скакалки
- Кольца для мячей
- Катушки для кручения
- Канат
- Фокусы
- Гримм
- Мячи маленькие для жонглирования
- Мячи на резинки
- Шляпы
- стаканы, монеты
- кубики
- костюмы
Список литературы.
1. Цирковая энциклопедия. Рудольф Славский. 1979 г.
2. Техника безопасности в цирке: Методические рекомендации для руководителей самодеятельных цирковых коллективов / Сост. А.Ф.Ирхин. - М.: ВНМЦ НТ и МК СССР,1989 г.
3. Сарафанова. Н. « Цирковое искусство русского авангарда»//Литература и театр. Материалы междунар. научно – практ. конфер. – Самара. 2006.
4. Искусство клоунады в СССР Автор: С. М. Макаров Издательство: Либроком 2010 г.
5. Советский цирк. Рудольф Славский. 1959 г.
6. Росин А. “Волшебный круг манежа”//Очерки о цирке.1985 г.
7. История цирка, Москва -1970 г.
8. Баринов В. А. Художественно-образная структура циркового искусства. 2006 г.
9. Баринов В. А. Трюк в цирке. 2005 г.
10. Макаров С.М. (Ред.) Театр, эстрада, цирк. 2006
11. Дмитриев Ю. А. Цирк в России. От истоков до 2000 года. 2001 г
12. Цирковое искусство России: Энциклопедия (сост. Кошкин В.В., Рудина М.С., Славский Р.Е.) .2004 г.
13. Белохвостов Б. Н. Вольтижная акробатика. 2008 г.
14. Кожевников С. Акробатика. 1984 г.
15. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии. Издательство: Детство-Пресс, 2009 г.
16. Сиренко И., Воздушные жанры в цирке, М., 1976;
17. С. М. Макаров., Театрализация цирка., Либроком., 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"
Программа предназначена для руководителей по физической культуре и спорту учреждения дополнительного образования детей и является нормативным документом учебно-трен...
Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"
Программа предназначена для руководителей по физической культуре и спорту учреждения дополнительного образования детей и является нормативным документом учебно-трен...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет
СодержаниеБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи программы.1.3. Содержание п...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Лего-конструирование» Для детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Рабочая программа по "Лего-конструированию" для детей дошкольного возраста 4-6 лет....
Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...