ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма лёгкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не лёгкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в детском саду.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 – 6 лет (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivashkova_srok_deystviya_programmy_1_god.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 города Нерюнгри Нерюнгринского района
Рассмотрена на педагогическом совете МБДОУ №17 г. Нерюнгри Протокол от «03» сентября 2015г. № 1 | Утверждаю: и.о. руководитель МБДОУ №17 г. Нерюнгри ______________________В.В.Овчинникова Приказ от «03 » сентября 2015г. № 86 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Обучение детей игре в шашки»
Возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
Ивашкова Ольга Михайловна,
воспитатель
г. Нерюнгри
2015 г.
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма лёгкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не лёгкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в детском саду.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 – 6 лет (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения).
Цель программы:
Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
1.Обучение основам шашечной игры;
2. Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие:
1. Развитие стремления у детей к самостоятельности;
2. Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов в перёд, образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитание отношение к шашкам как к серьёзным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
2. Воспитание настойчивости, целеустремлённости, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
3. Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Планируемый результат
К концу первого года дети должны знать и уметь:
- Знать об истории появления шашек;
- Белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, начальное положение, ходы, взятие;
- Название шашечных фигур: простая шашка, дамка.
- Правила хода и взятие шашки в дамки.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.
- Правильно расставлять шашки перед игрой.
К концу второго года дети должны уметь:
- Хорошо ориентироваться на шахматной доске.
- Знать общие принципы разыгрывания партий.
- Знать несколько разновидностей игр в шашки («Уголки», «Поддавки» и др.).
- Знать правила поведения при игре в шашечных турнирах.
- Знать тактические приёмы и особенности их применения.
Принцип организации занятий.
- 1год обучения – подгрупповой (10 -12 детей)
Программа рассчитана на один год обучения – 45 занятий (из расчёта проведения занятий 2 раза в неделю с сентября по май, длительность 25 минут).
Учебно – тематическое планирование
Старший возраст (5-6 лет)
Месяц | Тема занятий | Кол-во занятий |
Сентябрь | Экскурсия в музей шашек. История шашек. | 1 |
Сказка начинается (общие понятия о шашках) | 1 | |
Шашечная доска и шашки. Шашечная дорога. Знакомство с расположением шашек на игровом поле. Практическая игра. | 1 | |
Знакомство с правилами игры. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление правил игры. Практическая игра. | 1 | |
Знакомство с понятием фланг. Практическая игра. | 1 | |
Знакомство с понятием центр. Практическая игра. | 1 | |
Практическая игра. | 1 | |
Октябрь | Значение дамки в игре. Практическая игра. | 1 |
Закрепление значение дамки в игре. Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание ситуаций. | 1 | |
Беседа о шашечных соревнованиях. Практическая игра. | 1 | |
Знакомство с технологией игры. Приём «Ловушка». Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма «Ловушка». Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма «Ловушка». Практическая игра. | 1 | |
Практическая игра. | 1 | |
Ноябрь | Шашка против шашки. Практическая игра. | 1 |
Закрепление. Шашка против шашки. Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма. Практическая игра. | 1 | |
Две шашки против одной. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Две шашки против одной. Практическая игра. | 1 | |
Две шашки против двух. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Две шашки против двух. Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма. Практическая игра. | 1 | |
Декабрь | Положение простых шашек за линией двойника. Практическая игра. | 1 |
Положение простых шашек за линией двойника. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Положение простых шашек за линией двойника. Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма. Практическая игра. | 1 | |
Простые на разных флангах. Практическая игра. | 1 | |
Простые на разных флангах. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Простые на разных флангах. Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма. Практическая игра. | 1 | |
Январь | Дамка против дамки. Практическая игра. | 1 |
Дамка против дамки. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Дамка против дамки. Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма. Практическая игра. | 1 | |
Две дамки против одной. Практическая игра. | 1 | |
Две дамки против одной. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Две дамки против одной. Практическая игра. | 1 | |
Обыгрывание приёма. Практическая игра. | 1 | |
Февраль | Три дамки против одной. | 1 |
Закрепление. Три дамки против одной. Практическая работа. | 1 | |
Обыгрывание приёма Практическая работа. | 1 | |
Обыгрывание приёма: «Ловушка» | 1 | |
Обыгрывание приёма: «Дамка против дамки» | 1 | |
Обыгрывание приёма: «Две дамки против одной» | 1 | |
Обыгрывание приёма: «Три дамки против одной» | 1 | |
Обыгрывание приёма: «Три дамки против одной» | 1 | |
Март | Обыгрывание приёма: «Две шашки против одной» | 1 |
Обыгрывание приёма: «Положение простых шашек за линией двойника» | 1 | |
Обыгрывание приёма: «Три шашки против одной» | 1 | |
Практическая игра. Обыгрывание разных ситуаций. | 1 | |
Практическая игра. Обыгрывание разных ситуаций. | 1 | |
Борьба дамок в окончаниях. Практическая игра. | 1 | |
Борьба дамок в окончаниях. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Борьба дамок в окончаниях. Практическая игра. | 1 | |
Апрель | Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая игра. | 1 |
Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая работа. | 1 | |
Закрепление. Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая работа. | 1 | |
Закрепление. Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая работа. | 1 | |
Обыгрывание приёма. Практическая работа. | 1 | |
Подготовка к шашечным соревнованиям. | 1 | |
Подготовка к шашечным соревнованиям. | 1 | |
Соревнования. | 1 | |
Май | Закрепление. Шашки против шашки. | 1 |
Закрепление. Две шашки против одной. Практическая работа. | 1 | |
Закрепление. Две шашки против двух. | 1 | |
Закрепление. Положение простых шашек за линией двойника. Практическая работа. | 1 | |
Закрепление. Простые на разных флангах. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Дамка против дамки. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Две дамки против одной. Практическая игра. | 1 | |
Закрепление. Три дамки против одной. Практическая игра. | 1 | |
Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций. | 1 | |
ИТОГО | 45 |
Содержание раздела программы.
1. Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
8. Игра «уголки»
9. Игра «поддавки»
10. Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей.
Список используемой литературы
1. Абдулин. В. И. Начало в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965; - 72 с.
2. Барский. Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске – Л.: Ленинздат, 1969, - 128 с.
3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров я, 1985, - 88 с.
4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Росто н/Д: Феникс, 2007, - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА »
Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре. Программа реал...
- Мне нравится (8)