Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветовой гаммой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_ryzhovoy_i_shamshinoy.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия
«Народный календарь: времена года»
МАДОУ «Детский сад №74»
г. Энгельса Саратовской области
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем до кризисного состояния и их осмысление человечеством. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнанно) является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Целью нашей работы стало формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветовой гаммой.
Создавая пособие «Народный календарь: времена года», мы стремились к тому, чтобы мир дошкольного детства на всю жизнь остался для детей источником радости, вдохновения и творчества. Всю нашу деятельность, связанную с работой по календарю, можно условно разделить на четыре цикла:
1)Цветовая экология
Способ знакомства с окружающим миром: систематические наблюдения за изменением состояния природы, которое находит отражение в изменении ее цветовой гаммы. Мы предлагаем самые разные виды деятельности: наблюдения, классификационные задания, работу с наглядными пособиями и, конечно же, игры. Игре как ведущему виду деятельности уделяем особое внимание. Нам пришлось немало приложить усилий для создания развивающей предметной среды: соответствующим образом оформили уголок природы, заготовили природные материалы, подобрали иллюстративный материал, изготовили наглядные пособия, организовали несколько экологических тропинок.
2)Мир чувств
Главная задача цикла – сделать так, чтобы дети осознали и расширили возможности своего чувственного восприятия, научились использовать эти возможности для увеличения глубины оценки и понимания окружающего мира. Для этого мы используем как вполне традиционные, так и нетрадиционные приемы сенсорного развития. Знакомство детей с богатством зрительных, звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, которые дарит нам окружающий мир, способствует решению еще одной задачи – формирование не просто эмоционально-положительного, а восторженного отношения к природе. В этом нам помогает музыка, поэзия и тщательно подобранный видеоряд. Очень важно не только разбудить в детских душах чувство восхищения окружающим миром, но и сформировать умение передавать свои впечатления о нем с помощью простых приемов художественного творчества. Вот почему завершающим этапом деятельности на этом этапе является практическая работа.
3)Развитие речи
Для детей группы с нарушением речи особенно важно начинать работу с разминки: это упражнения на развитие артикуляции и мимики, пальчиковая гимнастика, звуковая разминка и т.п. Далее проходят у нас «Театральные минутки», для этого у нас приготовлено большое количество костюмов и реквизита для инсценировок. Хочется обратить внимание на тематическое единство деятельности внутри каждой недели.
4)Народный календарь
Детям очень интересно узнавать о том, что вся жизнь человека, тесно связанная с природой, подчинена ритму, задаваемому сменой времен года. Русский земледельческий календарь представляет собой органический сплав языческих и православных традиций. В нем как выразился А.Н.Толстой, нашла отражение размеренная жизнь народа, «тянущаяся по обычаям и обрядам, связанных с трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Мы показываем детям, что наши предки не только хорошо понимали законы окружающего мира, но и умели в удивительно поэтической форме рассказывать о своей любви к этому миру: знакомим со старинными праздниками и обрядами, даем представление о народных ремеслах, играем в народные игры, разучиваем поговорки, загадки, частушки, заклички, присказки, народные приметы и другие малые формы фольклора.
Результат работы предполагает
сформированность у детей первичных представлений о причине смены времен года и суток; о биоразнообразии на Земле; о роли органов чувств в жизни живых существ; о народном календаре, народных обрядах и традициях, связанных со сменой времен года; о народных ремеслах;
знакомство детей: с особой ролью Солнца в жизни Земли; с последовательностью времен года; с последовательностью месяцев в году; с последовательностью дней в неделе; с формированием разных условий существования живых организмов в зависимости от времени года; с приспособлением живых существ к меняющимся в течение года условиям жизни; с условным обозначением явлений природы и погоды; с причинами разной продолжительности дня и ночи в разное время года; со стадиями развития растений в течение года; с названиями различных цветовых оттенков;
формирование у детей следующих умений: проводить простейшие наблюдения в природе; использовать различные художественные техники при выполнении работ по живописи и аппликации; выполнять комплексы упражнений пальчиковой и «природной» гимнастики; играть в народные игры; использовать приобретенный словарный запас в связной и выразительной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.14 марта-Евдокия Плющиха
Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также...
Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.11 ноября-Настасья Льняница
Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие») "Времена года" автор-создатель- Чернышова Л.Н.
презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие»)...
Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".
Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...
Практическое пособие по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Познаем окружающий
В данном пособии представлены комплексные занятия, русские народные игры, песни, народный календарь, приметы по экологии для старших дошкольников. Работа по представленному в данном ...
Дидактическое пособие ЭКО- календарь «Времена года» для детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическое пособие создано для детей младшего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием у детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов...
План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».
В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...