Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.14 марта-Евдокия Плющиха
методическая разработка (старшая группа) на тему
Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также практический материал ( познавательные сообщения, дидактические игры, художественное слово и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evdokiya.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
дата народного календаря: Евдокия- Плющиха
Образовательная область | мероприятия |
Познавательное развитие | -Беседа « 14 марта – день Евдокии Плющихи» , -Рассматривание семян разных овощных культур , -Наблюдение за увеличением светового дня, -Наблюдение за снежным покровом, -Посадка лука, -Посадка семян бархатцев, Опыт « Рост посевов в зависимости от освещенности» , -Путешествие в весенний лес, -Проблемная ситуация «Если не будет семян?» -П ознавательное сообщение «Как прорастают семена?» -Познавательное сообщение «Сколько лет пшенице?» -Познавательное сообщение «Чем занимались крестьяне в этот день на Руси?» -Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Сколько?», «Собираем урожай», «Бабушкины помощники» -Составление мнемотаблицы «Поле» |
Социально-коммуникативное развитие | -Свободное общение «Весна-красна» -Рассказывание о весне по мнемотаблице -Составление словаря старинных слов ( гумно, орать, сусек,снежница ) -Сюжетно-ролевые игры: «Во саду ли,в огороде», «Магазин «Семена» -Чтение художественной литературы: сказки «Репка», «Три арбузных семечка», малые фольклорные формы: потешки«Сей горох», «Веснянка», считалочка «Петушок, петушок !» -Знакомство с приметами: «Пришли Евдокеи-мужику затеи:соху точить,борону чинить» . «День Евдокии ясный- на капусту и огурцы урожай.» -Познакомить с пословицами: « На всякое семя –свое время», «Лучше голодай , а добрым семенем засевай», «Что посеешь , то и пожнешь, «Гречневая каша – матушка наша , хлебец ржаной – наш отец родной». -Скороговорка «Где щи , там и нас ищи». |
Речевое развитие | -Составление описательного рассказа о весне. -Творческое рассказывание «Интервью у Евдокии Плющихи». -Работа над словарем «Кто больше про Евдокию Плющиху знает?» «Кто больше семян узнает?» -Творческое рассказывание «Что вырастет из этого семечка?» -Словесная игра «Подскажи словечко». -«Загадки повара»: игровое задание «Как называется?», «Какой? Какая? Какие?», «Продолжи пословицу, поговорку», «Зашифрованное слово». -Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Волшебный поясок», «Угадай, о чем скажу», «Так бывает или нет?», «Что для чего?», «Загадки», «Один -много», «Да – нет». |
Художественно- эстетическое развитие | -рисование«Весна- красна», «Какими вырастут цветы из посаженных нами семян?» -лепка «Свистулька». -аппликация «Платье для Евдокии Плющихи». -конструирование» Коробочка для семян» -Рассматривание иллюстраций о старинном укладе. -Рассматривание иллюстраций к сказкам по теме. -Выкладывание узоров из риса, гороха, фасоли -Свободное рисование пальцем на подносах, наполненных крупой. -Предложить книги-раскраски . |
Физическое развитие | Подвижные игры : « Заяц в огороде», « Найди и промолчи» , « Мышеловка», « Зеленая репка», «Не замочи ног». -Игра- эстафета «Кто быстрее перенесет все семена». -Познавательное сообщение «Чем полезны каши?» -Комплекс общеразвивающих упражнений «Геракл». -Дыхательная гимнастика «Каша кипит». -Физкультминутка «Мельница». |
Работа с родителями | -Газета «Гуляй ,да присматривайся». -Изготовление книжки-малышки «Весна- красна». -Газета «14 марта – день Евдокии Плющихи» ( фольклорный материал. Пословицы,поговорки и.д. |
Приложение.
Познавательное сообщение "Сколько лет пшенице?"
Пшеница-одна из древнейших культур.Многие тысячи лет назад древний человек,в поисках пищи, попробовал на вкус пшеничное зерно. Оно оказалось не только вкусным, но и очень питательным. Сначала люди просто жевали сырые зерна , а потом стали их поджаривать . Прошли тысячелетия , пока кто- то догадался смолоть зерно в муку и испечь простую лепешку .
Неизвестно , кто , когда и где испек первый хлеб. Ясно только , что брожение мучного теста было обнаружено в тропиках. Там растет знаменитое "хлебное дерево" , плоды которого без всяких добавок легко сбраживаются после созревания , превращаясь в готовое " хлебное тесто".
Остается испечь из него хлеб . С тех пор как удалось замесить кислое тесто из пшеничной муки , пшеница действительно стала хлебным растением .
Люди всегда задумывались над происхождением пшеницы . На след первыми напали археологи . Раскопки позволили выяснить , что свыше 6500 лет назад пшеницу выращивали в Иране . Египтяне , считая зерна пшеницы святыней , клали их в могилы с умершими . В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб , которому 4000 лет . Это самый древний хлеб в мире и хранится ныне в Лондоне , в Британском музее .
Пшеницу возделывали с незапамятных времен в Туркмении , Грузии , на Украине . Отсюда пшеница расселилась по всей Европе и Азии и частично проникла в Африку . Америка и Австралия познакомилась с пшеницей всего 200-300 лет назад .
Ныне пшеница - самое распространенное культурное растение на земле , занимающее общую площадь около 250000000 гектаров .
Познавательное сообщение "Как прорастают семена?"
Каждое семя напоминает маленький пакетик , в котором упаковано будущее растение . Семя содержит не только новое крохотное растение , но и все вещества , необходимые для его питания . Вы сможете увидеть этот зародыш растения и его питание, если разрежете пополам крупное семя , например фасоль.
Вы увидите две бледные , тонкие половинки , называемые семядолями . Они наполнены крахмалом для питания развивающегося растения . Если присмотреться внимательно , то можно заметить белый росток между семядолями . Это будущее растение .
Зародыши некоторых растений прорастают и дают побеги как только упадут и попадут в землю , а некоторым нужен некоторый период для этого , иногда даже несколько месяцев . Сначала появляются корни , а затем идут в рост листья .
Семена , которые находятся в сочных фруктах , таких , как яблоки или томаты , не прорастают , пока их не извлекут из этих фруктов .Так случается потому , что фрукты содержат вещества , препятствующие прорастанию семян .
Крохотный росточек , находящийся в семени , называется зародышем . Из верхней его части вырастают стебель и листья . Из остальной его части отходит отросток , из которого развивается корень .
Семена идут в рост при благоприятных условиях . Благоприятными условиями являются тепло , достаточное количество влаги и кислорода . При наличии этих условий запас питательных веществ начинает питать росток . Росток растет , прорывается через оболочку , и появляется молодое растение , которое постепенно становится похожим на растение- родителя .
Беседа " 14 марта - День Евдокии Плющихи ".
Цель :
приобщать детей к миру общечеловеческой культуры , формировать представление о дате народного календаря на основе знакомства с существенными признаками марта , с народным земледельческим календарем . Учить устанавливать разнообразные связи в природе . Поддерживать у детей интерес к познанию жизни предков . Развивать мышление , речь .
14 марта - день Евдокии Плющихи , с этого дня начинаются первые оттепели . Снег плющит настом . Евдокия - весновка , свистунья , летоуказательница . Поэтому в этот день всегда размышляли о погоде , о земледельческих работах . У земледельца оставалось немного спокойных дней , да и те все больше наполнялись хлопотами . Евдокия - Плющиха - хранительница ключей от весенних вод . От ее настроения зависит , скоро ли начнут таять реки . Если Евдокия прогневается , может задержать весеннюю воду , а потому крестьяне боялись ее и 1 марта не работали . В этот день они приносили в дом снежницу - талую водицу , умывали ею детишек , утирали больных , кропили стены , давали пить курам , чтобы хорошо неслись .
Пришли Евдокеи -
Мужику затеи:
Соху точить ,борону чинить .
С Евдокии погоже -
Все лето - пригоже .
Каковы Евдокеи , таково и лето .
День Евдокии ясный -
на огурцы , капусту и грузди урожай .
На Евдокию лужи у порога -
Пасечники в меду купаться будут .
Но хоть и дружно принимается весна , а холодов еще много предстоит . То и дело крутит белыми хвостами поземка .Тепло становится не сразу . Весне долго еще приходится о себе лишь намекать : проталинками , звонкой капелью , песенкой синицы . В такую пору в старой русской деревне бытовал обычай - зазывать весну . Делали это на Евдокию - Плющиху . Дети забирались на амбар или на пригорки и распевали веснянки :
Весна - красна !
На чем пришла ?
На чем приехала ?
На сошечке ,
На бороночке ,
На овсяном колосочке ,
На пшеничном пирожочке .
Хоры , распевающие веснянки , перекликались от деревни к деревне , от села к селу . Девушки свои хороводы водили отдельно от общих . Излюбленное место - на реках , возле проруби . Распевали , пока солнце не встанет .
На весну возлагалась самая большая надежда землепашца - надежда на богатый урожай . Вот почему при закликании весны выпевались такие слова :
Весна , весна красная ,
Приди , весна с радостью .
С радостью , с радостью .
С великой милостью .
Со льном высоким ,
С корнем глубоким ,
С хлебами обильными!
По древнему обычаю детям делали свистульки , и ребятишки , подражая голосам птицам , приманивали своим свистом весну , навораживали счастливый год , богатый урожай . Вода этого дня считалась особенной весенней ценностью , говорили : " У Евдокии - вода , у Егория - трава".
Посадка лука.
Цель : уточнить знания о характерных признаках луковиц ( круглая или вытянутая , есть ли донце и верхушка , покрытая яркой чешуей , цвет разный - желтый , оранжевый , чешуйки гладкие ) ;
упражнять в правильных приемах посадки луковицы ( посадить вниз донцем в лунку , пальцем плотно прижать землю ) ;
пополнить словарь за счет слов , обозначающих признаки луковицы и приемы посадки ;
вызвать интерес к посадке лука.
Ход :
Воспитатель загадывает загадку : " Сидит дед во сто шуб одет .Кто его раздевает , тот слезы проливает ." Спрашивает : " Про что эта загадка ?"
Предлагает взять в руки , рассмотреть , какого они цвета , пощупать рукой и сказать , какой они формы . Просит детей подумать , почему в загадке говорится " во сто шуб одет ". Показывает чешуйку , предлагает погладить луковицу и уточнить , какие чешуйки - гладкие или шершавые . Раздает кусочки лука , предлагает понюхать его и попробовать на вкус .
Далее воспитатель показывает проросшую луковицу , сообщает , что сегодня дети будут сажать лук . Дает задание : " Посмотрите , есть ли у ваших луковиц корни . Посмотрите на луковицу с зелеными ростками . Найдите корешки у своей луковицы . Сажать нужно луковицу корешками вниз ". Предлагает детям поднять луковицы и показать корешки . После этого показывает , как надо сажать лук : сделать лунку , чтобы луковица была чуть - чуть видна из земли , прижать плотно пальцами землю вокруг луковицы ."
2 -3 ребенка рассказывают , как будут сажать , а затем все приступают к работе .
Убедившись , что все дети правильно посадили лук , воспитатель спрашивает :" Что нужно сделать , чтобы лук хорошо рос ? Правильно , надо его поливать ". Показывает , как это делать , затем предлагает детям продолжить поливку . Просит детей подумать , куда лучше поставить ящики с луком . Ставит ящики с луком к окну и любуются своей работой . В ящики можно поставить палочки , а детям дать задание : когда лук будет такой же высоты , как палочка , срезать его к обеду .
Дидактические игры:
" Собираем урожай ".
Цель : повышать двигательную активность , развивать зрительные функции , умение классифицировать овощи , фрукты , ягоды .
" Бабушкины помощники".
Цель : развивать умение классифицировать овощи и фрукты по форме ( продолговатая и круглая) ; повышать двигательную активность , развивать зрительные функции .
Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам . Одному ребенку дают поднос продолговатой формы , а другому - тарелку круглой формы . Дети снимают с сетки карточки , прикрепленные с помощью прищепок , с изображением овощей и фруктов , которые по форме соответствуют их посуде .
" Объяснялки" .
Цель : развивать речь , память .
Ребенок должен проговорить и объяснить поговорку или пословицу .
Загадки Повара Поварешкина .
Цель : развивать у детей интерес и положительное отношение к здоровому питанию .Развивать словесно - логическое мышление , воображение , внимание . Упражнять в согласовании прилагательных с существительными . Обогащать и активизировать словарный запас . Воспитывать любознательность .
Игровое задание " Как называется?"
Педагог выкладывает перед детьми карточку с изображением готового блюда -"каша" , вокруг нее раскладывает карточки с изображением разных круп : "греча" , "рис ", "перловка ",
" геркулес" , " пшено ". Затем он предлагает детям ответить , как будут называться каши из этих круп ?
Затем педагог предлагает вспомнить , какие еще крупы они знают , и просит ответить , как будут называться каши из этих круп .
Далее педагог выкладывает перед детьми карточку с изображением готового блюда - "суп" , а вокруг нее карточки с изображением разных продуктов : "свекла" , " рыба" , " капуста" , "огурец" . Далее педагог предлагает детям ответить , как будет называться суп , если в него добавить каждый из этих продуктов .
Игровое задание " Какая? Какой ? Какое? "
Педагог выкладывает перед детьми карточки с изображением готовых блюд : "пирог" , "варенье" , " сок" , " ватрушка " , "пюре" , предлагает рассмотреть и назвать их .
Далее педагог демонстрирует карточку с изображением черники и предлагает детям ответить , как могут называться предложенные готовые блюда из черники .
Дети отвечают : "Черничный пирог , черничное варенье , черничный сок ."
Тоже происходит с яблоком , грушей , и игра продолжается по тем же правилам .
Усложнение .
Педагог выкладывает карточки с изображением готовых блюд : "пюре" ,"сок" , "запеканка " , "пирог" . Затем , демонстрирует карточку с изображением свеклы , он предлагает ответить , как могут называться предложенные готовые блюда из этого овоща .Педагог просит детей быть внимательными и не называть несуществующих блюд , например , свекольного пирога! Дети называют "свекольное пюре " , "свекольный сок " , " свекольные котлеты".Далее педагог предлагает назвать блюда из моркови , тыквы и т. д.
Игровое задание "Продолжи пословицу , поговорку".
Педагог называет первую часть пословицы или поговорки , а дети ее заканчивают .Например : "Кашу маслом не........( не испортишь)","Без капусты щи .......( пусты) ", "Когда я ем .....(я глух и нем ") , "Аппетит приходит .....( во время еды ") , "Овощи хороши ...( в щи ") и т. д.
Подвижные игры :
"Зайцы в огороде".
Цель :развивать двигательную активность детей , упражнять в прыжках на одной ноге и в беге ; воспитывать умение играть по правилам .
На полу или земле чертят круг - границу " огорода ". Водящий встает в круг , он - Сторож . Остальные -Зайцы - находятся снаружи около черты . Сторож должен запятнать зайца , когда тот прыгнет через ограду в "огород".
Правила :
1. Запятнанный Заяц меняется местами со сторожем .
2. Перепрыгивать Заяц через " изгородь " может по - всякому - на одной или на двух ногах . Но выпрыгнуть должен именно так , как впрыгнул . Если Заяц ошибся , он встает на место Сторожа .
3. Заяц , в прыжке задевший изгородь , считается запятнанным .
"Зеленая репа" .
Все играющие встают в круг , берутся за руки , поют песню :
Зеленая репка ,
Держись крепко ,
Кто порвется ,
Кто оборвется ,
Тот не вернется .
Раз , два , три .
На счет " три " все поворачиваются вокруг себя кому как захочется , но руки стараются не расцеплять . Кто разорвет руки , тот входит в круг , остальные повторяют песню . Игра повторяется несколько раз.
Дыхательная гимнастика "Каша кипит" .
Дети садятся на стул : одну руку кладут на живот , другую - на грудь . На вдохе они набирают воздух в грудную клетку (вдох) и втягивают живот . на выдохе - опускают грудь , выпячивают живот и громко произносят звук "ф-ф-ф-ф" . Упражнение повторяется 4раза.
Физкультминутка "Мельница" .
Наклоняемся вперед .
Руки в стороны .
Ветер дует , задувает ,
Нашу мельницу вращает .
Раз , два , три , четыре -
Завертелась , закружилась .
(И.п. -наклон вперед , руки в стороны , ноги врозь .1 - правой рукой коснуться пола , левая рука назад в сторону ; 2 - смена положения рук .)
Литература :
1.И .А. Лыкова , В. А. Шипунова "Народный календарь . Весна - красавица ". Издательский дом "Цветной мир " 2014 .
2.Н .Н . Яковлева " Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ". Детство Пресс 2014 .
3.Г. А. Антонова , О. М. Ельцова , Н. Н. Николаева "Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа ". Детство Пресс 2012 .
4.П.Г.Саморукова "Как знакомить дошкольников с природой".
Просвещение 1978.
5.Е.И.Гуменюк , Н.А.Слисенко "Будь здоров!" Детство Пресс 2010.
6."Энциклопедия веселой компании. Игры нашего двора".
Издательство Литера 2000.
7.В.В.Волина " Занимательная математика для детей ".
Издательство Виктория спецлитература 1996 .
8.А. Ликум Энциклопедия "Все обо всем". Компания "Ключ - С" Москва 1994.
9.Журнал "Дошкольное воспитание "№7 за 2010 год .
Работа с родителями :
Педагогическое просвещение : " Народнный календарь . 14 марта - Евдокия Плющиха ".
Вовлечение в пед.процесс : изготовление ящиков для посадки лука, цветов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы детей старшего дошкольного возраста в освоении ИКТ технологий
Компьютерные технологии - это:это особое направление в работе с ребёнком, которое способно помочь его развитию;это мощная дополнительная мотивация обучения и развития;это средство воспитания и развити...
Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"
В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....
Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.11 ноября-Настасья Льняница
Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»
Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"
ull;Цель: теоретическое обоснование и определение содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...