Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.11 ноября-Настасья Льняница
методическая разработка (старшая группа) на тему

Теске Лариса Геннадьевна

Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также практический материал ( познавательные сообщения, дидактические игры, художественное слово и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evdokiya_len_11.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дата народного календаря: Настасья -льняница (11 ноября ).

Образовательная область

Мероприятия

Социально- коммуникативное

        развитие

-Свободное общение «Одежда»,

-Рассказывание о льне по мнемотаблице «Лен».

-Составление словаря старинных слов : гумно- место , где молотят зерно; холст-ткань; веретено- приспособление для ручного прядения ; прялка- приспособление для ручного прядения ; пожинать- срезать под корень.

-Чтение художественной литературы: пословицы и поговорки о льне, о прядении.

-Чтение К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша и медведь».

Познавательное развитие

-Познавательное  сообщение «Лен».

-Познавательное сообщение «Ателье».

- Рассматривание семян льна.

-Проблемная ситуация «Если не будет семян?»

- Познавательное сообщение «Как прорастают семена?»

-Познавательное сообщение: «11 ноября – Настасья льняница».

-Познавательное сообщение «Обрядовые куклы на Руси (Стригушка и Ржанка).

-Составление мнемотаблицы «Поле», «Лен».

-Дидактические игры «Что из чего сделано?» , «Устроим выставку вещей», «Что сначала, что потом?», «Лента времени, «Разложи попорядку».

-Беседа «Во что одевались на Руси, как праздники встречали?»

-Знакомство с символикой цвета русского костюма.

-Знакомство с русским народным костюмом.

-Моделирование свойств ткани.

-Беседа о труде ткачей.

-Рассматривание иллюстраций «Лен – голубые глаза России».

-Посадка семян льна.

Речевое развитие                                  

-Творческое рассказывание «Что вырастет из этого  семечка?»

-Словесная игра «Подскажи словечко».

-Составление словаря старинных слов.

-Дидактическая игра «Кто больше действий назовет», «Да- нет».

Художественно- эстетическое развитие

-Рисование «Портрет Настасьи Льняницы», «Лен – богатство России».

-Лепка «Веретено».

-Аппликация «Одежда из льна».

-Конструирование «Плетеный коврик».

-Рассматривание иллюстраций о старинном укладе.

-Рассматривание иллюстраций к сказкам по теме.

-Предложить раскраски по теме.

-Хороводная игра с пением «Уж я сеяла, сеяла ленок…»

-Изготовление сумочки, салфетки из льна.

Физическое развитие

-Подвижные игры: «Догонялки с клубком», «Перетягивание каната», «Краски».

-

Работа с родителями

-Рассматривание одежды и предметов обихода  из льна.

-Посетить вместе с детьми магазин «Ткани» и рассмотреть льняные ткани и тесьму.

-Предложить родителям с детьми посетить Этнографический музей, рассмотреть узоры на русской народной одежде.

-Газета « Лен- богатство России».

Приложение.

11 ноября – Настасья Льняница.

Познавательное сообщение.

Лен - возделывается с незапамятных времен. Лен – исконно русская культура , из которой с давних пор получают  льняное волокно, называемое «северный шелк». Из льна делают одежду, предметы интерьера ( скатерти, салфетки и др.), брезенты, пожарные рукава, защитную одежду и мягкую тару, основу для линолеума, холсты для художников, а льняное масло используется в пищевой промышленности, в химической, в медицине.

Более 90% русского льна вывозилось за границу, в Европу. Армия и флот России очень нуждались в  полотне. На 1 корабль нужно было 1800м полотна и 13000м канатов.

Лен тем хорош, что несет двойную службу: семечко его идет на выжимку масла, а солома - в мялку, на волокно и на пряжу. Одежда из льняной ткани рекомендовалось носить в жаркую и сухую погоду. Льняная ткань помогала при чесотке и при повышенной потливости .Из льняного семени наши предки получали льняное масло, которое использовали как для приготовления пищи, так и для лечения различных заболеваний. Удивительные вкусовые и лечебные качества не забыты и сейчас. Маслом лечат болезни сердца, раны, ожоги, кашель. Аромат масла очень яркий, оно пахнет как весенняя трава, поэтому его добавляют в салаты. Лен оденет, накормит, вылечит. Одежда из льна согревает в стужу, а жару работает как кондиционер: снижает температуру на поверхности тела на несколько градусов. Лен очень прочный, он выдерживает большое количество стирок, с каждой стиркой становится только мягче и приятней телу. Для маленьких детей белье наиболее ценно, оно обладает антиаллергенными  и бактерицидными свойствами. Лен – природный антисептик, лен убивает микробы. Одежду из льна носили и бедные и богатые, и старые и молодые. Недаром говорили на Руси:

                     Били меня, колотили меня, во все чины произвели,

                     На престол с царем посадили.

Лен выращивали женщины, он спутник женской судьбы.

Лен сеют 21 мая в день Олены Льняницы, в теплую, влажную землю. Народная примета- лен 2недели цветет, 4- спеет, а на 7 – семя летит. Один из самых трудных процессов обработки льна – теребление. Выходили рано утром в поле женщины и дети. Рукой захватывали стебли у земли, вырывали с корнем у земли, 8 горстей связывали в сноп и ставили на полосе для сушки. Подсохшие снопы везли на гумно для обмолота. На пол гумна укладывали снопы и били колотушкой по льняным головкам. Детям очень нравилось это занятие. Выколоченное семя заметали в большую кучу, а затем проветривали лопатами на ветру. Семя хранили в холщевых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле для расстила. На снопы в августе падает роса, от этого стебли становятся серыми и хрупкими, и волокно отделяется от стебля. А дома в это время из семян били масло. Семя сушили , затем толкли в ступе, ставили в горячую печь, а потом заворачивали в плотную ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, в которую стекало густое масло. Хранили его в стеклянной посуде, в темном месте. Жмых, оставшийся от битья масла, отдавали на корм скоту. Спопы с поля везли сушить в банях. Затем серые стебли мнут на специальных приспособлениях. После этого оставалось прочное, нежное волокно. Остатки стеблей использовали на подстилку скоту. Затем лен трепали, т.е.очистить лен от остатков стеблей. Собирались женщины в бане, пели, шутили, делились новостями.В день Настасьи Льняницы устраивались льняные смотрины- у кого лен лучше. Отрепанный лен очесывали ,затем пряли. Прясть учили девочек с раннего детства. Пряжу мыли и вымораживали на морозе. По качеству и количеству мотков пряжи судили о трудолюбии. Если в семье были дочери, а мотков не было, о свадьбе не могло быть и речи. Ткали холсты из тонкой пряжи для белья, рубашек, самые грубые – для мужских рубах, сарафанов. Выбеливали холсты золой, в снегу, но нужны были немаркие цвета. И краски дарила сама природа: глина, корни растений, кора,сажа.

Познавательное сообщение « Обрядовые куклы на Руси».

Соломенные куклы Стригушка и Ржанка – символы плодородия на Руси. Куклу Стригушку ( от слова « стричь, подстригать по низу») делали из солом, лыка, отходов производства льна. Иногда ее одевали, но нередко только украшали яркими шерстяными нитками.

В красный угол сажали девушку, которая лучше всех проявила себя на уборке урожая, и она делала из первого снопа несколько стригушек. Работа сопровождалась пением.Такую соломенную Стригушку считали священной и оставляли в красном углу до следующего урожая.

В честь окончания жатвы делали обрядовую куклу Ржанку. При уборке хлеба крестьяне, изготовив из последнего снопа куклу, наряжали ее в кумачевый сарафан, на голову надевали кокошник или кичку, на шею бусы или ожерелье. Украсив, куклу несли вдоль села с хороводными и плясовыми песнями, после чего несли в дом. Последний сноп в виде «ржаной бабы» хранили до следующего урожая, считая, что в этом снопе заключена великая сила, воплощено плодородие.

Пословицы и поговорки:

Кто посеет лен - пожнет золото.

Удастся лен - так шелк, не удастся - зубами щелк.

Чем лен дольше, тем доход больше.

За лен держись - обеспечишь жизнь.

Много льна – денег закрома.

Лен ручки любит.

Кто в лен одет – доживет до ста лет.

Что выпрялось, то и выткалось.

Не напрядешь под дымком, не выткешь под тынком.

Загадки.

Мал малышок, в сыру землю зашел,

Синюю шапку нашел.

(Лен).

Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

(Лен).

 Из земли вырастаю-

Весь мир одеваю.

(Лен).

Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь.

(веретено).

Лежит мужичок

В золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом.

Не поднимешь,

Так не встанет.

Физическое развитие.

Подвижная игра « Догонялки с клубком».

Дети стоят напротив водящего , у которого в руках клубок в руках. Он говорит слова: « Катился клубочек с крутой горы, кто поймает, тот беги».

Тот , кто взял клубок в руки, убегает, а водящий ловит. Клубок можно передать другим ребятам, тогда водящий ловит их. Кого он поймает с клубком – становится водящим. Игра повторяется.

Игра «Тяни холсты».

Холст (длиной 10 м). на котором середина отмечена яркой лентой, лежит в центре зала. Равное количество игроков из двух команд берутся за концы холста, по команде начинают тянуть так, чтобы середина холста оказалась на их стороне. Игра сопровождается присказками, прибаутками.

Тяни холсты, потягивай!

В коробочку накладывай!

Тяни холсты ,тяни холсты на рубашечку,

На столешницу!

Тяни, тяни, потягивай!

Да поперек подкладывай!

Это маме холст, это тяте холст,

А Вовочки холст с мышиный хвост!

Тяни холсты на покроичку, тяни холсты на рубашечку!

(Игра проводится 2-3 раза).

Хороводная игра (Дети образуют круг, поют, слова сопровождают соответствующими движениями):

Уж я сеяла, сеяла ленок.

Припев: Лен мой зеленой

При горе крутой,

Ты удайся , удайся ленок!

Я полола, полола ленок. (Припев).

Я мочила, мочила ленок. ( Припев).

Я сушила, сушила ленок. ( Припев).

Я трепала, трепала ленок. (Припев).

Я чесала, чесала ленок. ( Припев).

Уж я пряла, пряла ленок. (Припев).

А я сшила, я сшила наряд. (Припев).

Беседа « Одежда наших предков».

Цель:

-Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

-Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с использованием элементов ТРИЗ.

Словарная работа.

Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха- косоворотка, пояс, опояска, опоясываться, повязка, кокошник, оберег, опознавательный знак, вышивка «крестом», мулине.

Предварительная работа.

-Посещение выставки народного быта.

-Рассматривание репродукции картины Ф.А.Малявина «Хоровод», иллюстраций Е.Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка».

-Чтение русской народной сказки «Царевна Лягушка».

-Беседа о старинных женских головных уборах.

Ход занятия:

-Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани шили одежду? Да, из льняной. Ее ткали из льняных нитей. Именно из такой ткани сшит  сарафан нашей куклы – хозяйки Акулины.

-Подумайте, чем льняная ткань хороша и чем плоха? ( Хороша тем, что эта ткань экологически чистая: нити ее сделаны из растения, изо льна, в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не – жарко, тело в ней « дышит». А плоха тем, что она очень мнется и с трудом разглаживается). В наше время льняная одежда стала снова популярной, а чтобы она не очень мялась, ученые придумали добавлять к льняным нитям тонкую нить искусственную нить.

- Вспомните, какой цвет имеет льняная неокрашенная ткань? Правильно, серая. Ткань  сарафана Акулины окрашена. Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло, праздник, радостное настроение). Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цветов. Желтый цвет олицетворяет Солнце, богатство, голубой был символом неба, молодости. А что означал коричневый цвет? (Землю- кормилицу).

-Что надевали женщины под сарафан? Правильно, под сарафан надевали белые кофты- рубахи. Сверху сарафана повязывали передники.

-Еще раз давайте рассмотрим наряд Акулины. Почему он вам кажется таким нарядным, красивым? Да, и на переднике, и на сарафане , и на кофте-рубахе есть вышивка. Это вышивка «крестом».

-По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.  Вышивки- обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза, на подоле сарафане. Узоры на рукавах рубахи оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Все эти узоры вышивали разноцветные нитками. Сейчас эти нитки для вышивания называются « мулине». (Раздает детям для рассматривания ). Посмотрите, как необычно они смотаны. Потрогайте их: они мягкие, шелковистые. Что можно вышить такими нитками? ( Достает из сундука  вышитые салфетки и скатерти, полотенце). Женщины в старину украшали не только свою одежду, полотенца, скатерти, но и мужскую одежду. (Показывет рубаху- косоворотку).

Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех пор берет свое начало выражение «работать спустя рукава», работать плохо, кое- как.

-Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? Правильно, она сшита из другой ткани. Вспомните, как называется эта ткань? Кроме того. У старинной рубахи по- другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи- вышивка на вороте, рукавах и по низу. Как называлась такая вышивка? Для чего она нужна вышивка?

Рассмотрите иллюстрацию Е.Рачева к сказке «Кот, петух и лиса».

-Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно, пояс. В старину их называли  опоясками. Их плели из тесьмы, делали  из ткани, из кожи и. д. Пояс не только был частью костюма, но и опознавательным знаком. Что такое опознавательный знак? (Рассуждения детей). Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат или беден человек: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у  бедного – узкий и узор на нем попроще.

Давайте сплетем пояски в подарок своим папам и дедушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы детей старшего дошкольного возраста в освоении ИКТ технологий

Компьютерные технологии - это:это особое направление в работе с ребёнком, которое способно помочь его развитию;это мощная дополнительная мотивация обучения и развития;это средство воспитания и развити...

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.14 марта-Евдокия Плющиха

Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...