Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для старшего дошкольного возраста.Подземные сокровища нашей земли.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Точилова Ирина Михайловна

закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе, их свойствах и применении.                                                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для старшего дошкольного возраста

«Подземные сокровища нашей земли».

Цель: закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе, их свойствах и применении.

Задачи: продолжать формировать представления о внутреннем содержании земли - полезных ископаемых;

развивать память, мышление, речь и исследовательской деятельности; совершенствовать умения объединяться в мини – группы;

самостоятельно оценивать ответы детей и высказывания других детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением земли в трех основных значениях (планета, суша, почва), карта Республики Хакасия, карточки с символами полезных ископаемых и их образцы, стаканы с водой, простые карандаши, листы бумаги, алгоритм исследования полезного ископаемого.

Словарная работа: недра земли, кладовая земли, полезные ископаемые.

Ход  

Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо из букв  составить слово (Предлагаю детям буквы для самостоятельного выкладывания слова «Земля»). Земля. А что это? (По ходу объяснения детей выставляю иллюстрации: планета, суша, почва). Итак, значит, у слова Земля есть три основных значения: планета - это когда мы говорим о  космосе,  почва – когда растения и суша — когда выплываем или выходим из воды.  

Мы с вами  поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). Какими словами их можно еще назвать? (сокровища земли, недра земли, хранилище земли и т.д.). Какие полезные ископаемые вы  знаете? (глина, каменный уголь, соль, мрамор и т.д.). Это только часть полезных ископаемых, а в  природе  их  гораздо больше. Сейчас давайте рассмотрим коллекцию с полезными ископаемыми. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и найдите этот экземпляр в нашей коллекции, если он присутствует.

Если встретишь на дороге.

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу. (Глина)

Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы, станут и заметны. (Гранит)

Он очень нужен детворе,

Он на дорогах есть и во дворе. (Песок)

По трубе течет - пироги печет. (Газ)

В воде родится, а воды боится. (Соль)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим: цветком расцветает от спички. (Газ)

Белый камешек растаял,

На доске лишь след оставил. (Мел)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несет в дом тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении.

А еще он есть в цементе,

Сам он - удобрение. (Известняк)

Она варилась долго.

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная руда)

Без нее не побежит.

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Правильно, дети. Молодцы! Отгадали все загадки и отыскали их в коллекции.                               Скажите мне, а какими бывают полезные ископаемые? (Твердые, жидкие, газообразные). Наша коллекция, к каким ископаемым относится? (К твердым).

А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (Нефть, минеральная вода).                                         А газообразные? (Природный газ).

Физминутка «Огонь, вода, земля, воздух».

Сейчас мы давайте поиграем в игру: «Твердое, жидкое, газообразное».

Когда я назову «твердое» - вы становитесь в круг, крепко за руки держитесь, «Жидкое» - двигаетесь по кругу друг за другом. «Газообразное» - разбегаетесь в разные стороны.

 Мы с вами совершим путешествие в родной край. Подойдем к карте. По какой республике будем путешествовать? (По Хакасии).  В недрах нашего края есть полезные ископаемые? Какие  Вы будете по очереди выкладывать карточки с символами на карту и называть их.  Так мы узнаем, что добывают из недр земли нашего края. (Дети выкладывают карточки с символами угля, мрамора, гранита, известняка, золота, соли, железной руды).

 (Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.)

Вот какая богатая наша Республика Хакасия! А чтобы уметь пользоваться этими богатствами их изучают и исследуют. Вот и мы представим сейчас, что мы

исследователи, а это наша научная лаборатория, (Предлагаю детям взять
карточки с символами полезных ископаемых и подойти к тому столу, где
ископаемое лежит для исследования).

Получилось так, что вы будете работать в парах, проводить исследования по алгоритму и записывать результаты исследования, Посмотрите на эту таблицу и решите с чего мы начнем исследование. (Проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет, или растворяется в воде).

А так же надо будет рассказать, где его применяют. Какими знаками мы будем отмечать, присутствует этот признак или нет? (Знаками «+» и «»).

(Дети приступают к самостоятельному выполнению задания работы по алгоритму).

 Ребята, вы провели исследование полезных ископаемых. Договоритесь, кто из вас будет докладывать о результатах. Послушаем, у кого будет самый  интересный отчет о проделанной работе, (После каждого выступления предлагаю детям задавать вопросы или дополнить ответ своих товарищей).

Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Мы много узнали о
полезных ископаемых и их свойствах. Я думаю, когда вы вырастите, когда станете взрослыми, возможно, кто-то из вас откроет свое месторождение в нашей республике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группеПознание.Задача продолжать формировать у детей представление о живой не живой природ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Королевство животных»

Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы«Королевство животных»Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: 1. Закрепить знания детей о природе, п...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Рыбка плавает в воде»

Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: образовательная Возрастная группа: младшая Тема: «Рыбка плавает в воде» Цель: Дать элементарные представления об ...

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе

Самоанализ был подготовлен к открытому занятию. Программа "От рождения до школы". Пособие О. А. Соломенниковой "Ознакомление с природой в детском саду". Старшая группа....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы

Развивать исследовательский интерес, мелкую моторику кистей рук, технические навыки в рисовании, работая разными материалами и способами, логическое мышление, внимание, память...

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в старшей группе: «Земля-наш общий дом»

Данный конспект направлен на развитие умений детей обобщать знания о живой и не живой природе...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы/ Тема: «Огород на подоконнике. Посадка лука»

Конспект образовательной деятельности  по ознакомлению с миром природыТема: «Огород на подоконнике. Посадка лука»(средняя группа «РОМАШКА») Воспитатель Лузганова Н.Г...