Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Власова Ирина Викторовна

 Самоанализ был подготовлен к открытому занятию. Программа "От рождения до школы". Пособие О. А. Соломенниковой "Ознакомление с природой в детском саду". Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_nod_vlasova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе.

Общие сведения о занятии:

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей группы.  Присутствовало 8 человек. Возраст детей – 5 лет. Оснащенность занятия: средства обучения и наглядные пособия подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей, гармонично используются разнообразные средства обучения традиционные и современные для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение  воспитанников, также отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, правилам безопасности в использовании.

Тема занятия: «Помогите Капитошке вернуть свой дом».

Образовательная область: Познавательное развитие.

Программное содержание:

Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, и т. д, о том, как нужно бережно относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Раздел: Ознакомление с миром природы

Занятие интегрированное, включает в себя образовательные области с соответствующими задачами.

Познавательное развитие (основная область)

расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, ручьи, реки, озера, моря, океаны; расширить представления о свойствах воды с помощью опытов;  развивать исследовательские способности у воспитанников;

Речевое развитие

 ввести в активный словарь слова: жидкость, лаборатория, бесцветная, пробирка, очистка,  фильтрация; совершенствовать навыки связной речи;  

Социально-коммуникативное развитие

 воспитывать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе; желание действовать совместно для достижения общей цели; прививать бережное отношение к водным ресурсам.

Физическое развитие

развивать общую и мелкую моторику

Цель: формирование представлений детей о разнообразии и значении водных ресурсов Земли.

Длительность: 25 мин.

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

  1. Образовательные: расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, ручьи, реки, озера, моря, океаны; расширить представления о свойствах воды с помощью опытов; закреплять знания о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
  2. Развивающие: развивать исследовательские способности у воспитанников; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение; ввести в активный словарь слова: жидкость, лаборатория, пробирка, очистка,  фильтрация; совершенствовать навыки связной речи; развивать общую и мелкую моторику.
  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе; желание действовать совместно для достижения общей цели; прививать бережное отношение к водным ресурсам.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал : изображение персонажа –Капитошку, слайды презентации; наглядный материал  - комплект «Фиолетового леса», следы Незримки Всюся, карточки для схемы,  стрелки;  электронный материал – флэшкарта с записью песни и мелодии; раздаточный – стаканчики с сахаром и почвой, ложечки, пробирки, баночки, воронки, салфетки, трубочки, ватные диски, тарелочки, бумажные капельки.

Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и занимательно. Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я создала проблемную ситуацию – исчезла вода из озера - домика Капитошки.

Занятие состояло из 4 частей:

1 часть – проблемная ситуация,  2 часть – сообщение нового материала,  3 часть – выполнение заданий, 4 часть – итог занятия.

Задача 1 части – создать мотивацию для совместной деятельности по достижению общей цели – помочь Капитошке вернуть воду в озеро.

Для достижения поставленной задачи я использовала метод повышения эмоциональной активности  - проблемную ситуацию (вода вернется назад, если выполним задания). Он помог мне вызвать желание помочь персонажу, сплотить детей и заинтересовать предстоящей деятельностью

Задачи 2 части – познакомить с разнообразием водных ресурсов Земли ; обогатить  словарный запас ; совершенствовать навыки связной речи; привить бережное отношение к водным ресурсам. Для решения поставленных задач я использовала :  словесный метод – беседу,   рассказ, поощрение; метод повышения познавательной активности – сравнение; методические приемы – показ презентации,  вопросы, рассматривание. Они помогли мне расширить  знания детей о водных ресурсах Земли, активизировать словарный запас новыми словами «жидкость», «бесцветная», провести индивидуальную работу в оказании помощи затрудняющимся в ответах, акцентировать внимание на бережном отношении к водным ресурсам.

Задачи 3 части – закрепить знания детей, опираясь на их  жизненный опыт; активизировать   словарный запас, развивать логическое мышление, память, речь, внимание, воображение; совершенствовать мелкую и общую моторики; повторить технику безопасности (бытовая техника) ; предупредить утомление; развивать познавательный интерес.

Для решения поставленных задач я использовала: игровой метод- дидактическую игру «Кому и зачем нужна вода», словесный метод – поощрение, практический метод – игру малой подвижности «Ручеек», опыты с водой. Они помогли мне закрепить знания детей  и поддержать интерес.

Задача 4 части – подвести итог занятия ярко и эмоционально.

Для решения поставленной задачи я использовала метод повышения эмоциональной активности: сюрпризный момент, словесный метод - поощрение, игровой прием – «релаксация».  Они помогли мне закончить занятие в атмосфере радости и создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому предложила детям следующие игры –  дидактическую игру «Кому и зачем нужна вода», игру малой подвижности «Ручеек»; использовала следующие игровые приемы: следы Незримки Всюся, мешочек с запиской, воображаемая ситуация «Волшебная лаборатория», игра-релаксация.

В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:

  1. работа в парах – игра «Ручеек»
  2. работа коллективная –  просмотр презентации, заполнение озера каплями, игра-релаксация, опыты
  3. индивидуальная – дидактическая игра «Кому и зачем нужна вода» (оказание помощи при формулировке  ответа), опыты, словарная работа

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения здоровья мною была организована игра малой подвижности «Ручеек», а также помещение, где проводилось занятие ,было разделено на зоны, чтобы дети могли двигаться, переходя из одной зоны в другую.

Я постоянно следила за посадкой детей во время  проведения опытов с водой.

В процессе занятия дети были активны, внимательны, заинтересованы.

Выводы: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия.

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы на тему "Птицы"

непосредственая образовательная деятельность с вариативной частью - экспериментальная деятельность...

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группеПознание.Задача продолжать формировать у детей представление о живой не живой природ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы"О тех кто летает(птицы)"

Занятие построено на игровой ситуации:в гости к детям приходит лесник , которому нужна помощь( радуга потеряла цвета и птицы перестали в лесу петь). Чтобы ему помочь,ребята должны выполнить ряд задани...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группе

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группеЗадачи: Образовательные:1. Познакомить детей со свойствам...

Непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы с использованием ИКТ и музыкальным сопровождением: « На помощь старичку-лесовичку»

Занятие направлена на  формирование познавательного интереса к жизни в лесу в зимнее время через игровую ситуацию с использование ИКТ и музыкальным сопровождением...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы "Знатоки леса"

Цель:Создавать условия для закрепления у детей представлений об обитателях леса.Задачи: Способствовать расширению и уточнению представлений детей о животных, птицах и растениях живого края;Способствов...