"Птичья столовая"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Задачи:
- смастерить кормушки и установить их в удобных для птиц и для наблюдения местах;
- проводить регулярные наблюдения за кормушками в течение всего периода;
- фиксировать наблюдения в дневнике;
- оценивать предпочтения разного типа корма птицами;
- помочь пережить птицам холода;
- усвоение правильного поведения при общении птицами.
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
- пополнить развивающую среду по теме проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptichya_stolovaya.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Птичья столовая»
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.
Трудно приходится птицам зимой. Голодом страшна зима, а не холодом. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями (t° тела птиц 40 – 41 с°). Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми. Они зимой переходят на шишки, орехи, зерна. А этот корм еще поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются в стайки и перелетают ближе человеческому жилью. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших.
В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.
Вся эта работа воплотилась в проекте « Птичья столовая».
Тип проекта: информационно творческий.
Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Сроки реализации: среднесрочный.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Проблема: недостаточное представление детей о зимующих птицах.
- Актуальность. Большое количество птиц гибнет в зимние холода. Человек может помочь им пережить зимнюю стужу. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям презентацию о зимующих птицах: 8 детей назвали правильно почти всех птиц предложенных в презентации, 3 детей – 3 птицы, а 4 детей только 1 птицу. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель. Наблюдение за птицами. Познакомить детей зимующими птицами, учить различать их, заботиться о них, то есть подкормка. Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Формирование экологических знаниях о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи: Перед нашей группой стояли задачи, которые нужно решить в течение зимнего месяца
- смастерить кормушки и установить их в удобных для птиц и для наблюдения местах;
- проводить регулярные наблюдения за кормушками в течение всего периода;
- фиксировать наблюдения в дневнике;
- оценивать предпочтения разного типа корма птицами;
- помочь пережить птицам холода;
- усвоение правильного поведения при общении птицами.
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
- пополнить развивающую среду по теме проекта.
Работа с родителями
Домашнее задание родителям:
- рекомендации на совместные прогулки;
- совместно с ребенком сделать кормушку;
- подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка;
- заучивание стихотворения о зимних птицах;
- отгадывание загадок про зимних птиц;
- рассмотреть зимних птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в д/с.
Этапы проекта
I этап. Подготовительный:
- Создание кормушек.
- Выбор места для нее.
Подготовительный период требовал много творчества, выдумки, фантазии и усилий воспитателей, родителей, детей.
Когда мы объявили родителям, что хотим участвовать в акции «Кормушка - 2013», они восприняли нас серьезно и течение декабря месяца начали приносить кормушки. Перед родителями мы поставили задачу, чтоб кормушки должны быть добротные, сделаны на совесть, защищены от непогоды, безопасны для птиц. Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки. В каждой кормушке была крыша, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, несоленое сало.
В конкурсе участвовало 9 родителей. Много творчества, выдумки, фантазии проявили дети и их родители, при изготовлении кормушек для птиц. Это был I этап.
II этап.
Основной:
Вот кормушки готовы.
- В течении месяца ежедневное кормление птиц.
- Наблюдение за их поведением.
- Использование разных кормов.
- Учет количества птиц, их видов.
- Ежедневное заполнение дневника наблюдений.
Подумали и решили повесить 5 кормушки на участке, где гуляем с группой, а остальные рядом с группой, т.к. отсюда хорошо наблюдать даже через окно. В этом году это и было кстати. Ведь зима выдалась суровая.
Сильные морозы стали серьезным испытанием для зимующих птиц. Птицы узнали о кормушках очень быстро. И первые гости появились буквально через полтора часа.
Но в подкормке птиц нужно соблюдать определенные правила.
- Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом.
- Если начал подкармливать в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день был корм в кормушке.
- Кормушки должны быть удобные, безопасные для птиц (не доступна для соседской кошки, креплена плотно)
- Повесить кормушки так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак вороны и голуби (для них корма достаточно и на улице, на земле)
- Корм должен быть защищен от непогоды (должна быть крыша, оградки, чтоб не высыпался корм на землю во время ветра, бурана).
- Кормушки необходимо регулярно чистить
Мы соблюдали все эти правила. Каждый день мы добавляли в кормушки разные корма. Первыми о кормушке узнали воробьи. Несколько дней они чувствовали себя комфортно, пока к кормушке не заявились синицы. Когда корма было много они кормились вместе с воробьями, или старались кормиться в соседних кормушках.
К нашим кормушкам стали прилетать синички стайками. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии». Синички добрые, дружные. Воробьи юркие, прыткие, забияки, воришки. На кормушке они часто устраивают драки, забирают корм друг у друга, кричат, спорят за корм.
Мы наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал. С этим наши дети согласны. На наших кормушках они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.
Редко прилетали снегири, они часто не задерживались, так как они любят питаться семенами клена, ясеня а этого добра в этом году у нас на участке много.
Когда мелкие птички кормились на кормушках, издалека их наблюдали, сидя на березах, вороны и галки. Они на кормушки не садились, а довольствовались кормом на земле, то, что упало с кормушек, или что осталось после чистки кормушек.
Мы очень много с детьми читали книг и рассматривали иллюстраций. А.Барто «Воробей», «Снегирь», «Скачет шустрая синица»; В. Берестов «Аист и соловей», «Жаворонок полевой», «О чем поют воробушки», «Сова и синица»; В.Бианки «Холодно, в лесу, холодно!»; В.Жуковский «Птичка»;А.Н. Майков «Ласточка»; С. Маршак «Где обедал воробей?», «Совята»; Г.Ладонщиков «Галчата!»; Н.Сладков «Синичий запас»; И Токмакова «Голуби»; Е. Трутнева « «Скоком-боком»; А. Толстой «Сорока»; А. Прокофьев «Снегири». Из прочитанных стихов и рассказов наши дети узнали, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: сорока, ворона, голубь, снегирь, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели.
III этап
Заключительный:
В итоге проведённых наблюдений наши дети научились:
- кормить птиц различным кормом;
- наблюдать и вести дневник наблюдений.
Узнали:
- какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- как различить птиц по окраске;
- какие корма предпочитают птицы;
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.
- Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке.
- Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, снегири, вороны и галки.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Результат реализации проекта
- Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
- Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками.
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Заключение:
Нашей целью было не только наблюдение за птицами, но и научить их различать, узнать о них как можно больше. Мы учили песни о птицах, стихи, загадки, игры, рисовали их.
Активными помощниками были родители. В итоге мы провели праздник «Птицы - наши верные друзья», были сделаны родителями маски птиц для детей, кого они представляют.
Родители стали участниками выставки рисунков «Рисуют родители», приносили корм для птиц. В конце праздника активные участники – родители были награждены дипломами по номинациям и поощрительными призами.
Наша помощь птицам не проходит даром. Семейство большой синицы за гнездовой период может уберечь от насекомых вредителей 10 яблонь.
Воробьи в период выкармливания птенцов уничтожают жуков – долгоносиков, гусениц-листоверток, совок шелкопрядов и мух.
Снегири летом питаются только насекомыми в лесах, этим спасают лес от гибели.
- « Птичий ресторан»
Ганиева Карина
- «Необычная кормушка»
Сюткина Таисия
- «Здесь всегда вкусно»
Зиннатуллина Рамиля
- «Оригинальная»
Рахматуллина Алина
- «Уютный домик»
Гараева Анастасия
- «Удобная кормушка»
Самойлова Диана
- « Не кормушка, а дворец»
Ардаширов Арслан
- «Добрых рук творение»
Абдрахимова Аделия
- «Птичья столовая»
Азаматов Азамат
Лист наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке.
Дата и время | Погодные условия | Корм для птиц | Прилетевшие птицы (название и количество) | Время пребывания у кормушки | Особенности поведения птиц |
10.01.2013 | ☼ Днем 14°С | Крошки хлеба | Воробьи много | 14 – 15°° | Клюют |
11.01.2013 | Днем 17°С | Пшено | Воробьи много | 14 – 15°° | Клюют меняя друг друга |
14.01.2013 | Днем 15°С | Пшено семечки | Воробьи Синицы | 17 – 1730 | Воробьи спорят клюют по зернушку |
15.01.2013 | Днем 12°С | Каша гречневая | Воробьи Синицы | 14 – 15°° 16 – 1615 | Клюют дружно |
16.01.2013 | ☼ Днем 17°С | Семена подсолнуха | Воробьи Синицы Снегири-2 | 11 – 1230 | Клюют меняя друг друга |
17.01.2013 | Днем 27°С | Крошки хлеба | – | Не прилетели | – |
18.01.2013 | ☼ Днем 6°С | Овес | Ворона | 13 – 1320 | Клюют на площадке под кормушкой |
21.01.2013 | ☼ Днем 3°С | Каша гречневая | Галка | 12 – 1300 | Под кормушкой, опасно оглядываясь |
22.01.2013 | ☼ Днем 5°С | Овес | Воробьи Синицы много | 14 – 1700 | Клюют, перелетают с дерева на дерево |
23.01.2013 | ☼ Днем 5 °С | Хлеб, сало | Снегири – 3шт. Воробьи много | 17 – 1730 | Снегири висят на сале, воробьи клюют хлеб |
24.01.2013 | ☼ Днем 14°С | Семечки | Воробьи Синицы Снегири 17-18 | 14 – 1600 | Воробьи спорят, вороны на площадке |
25.01.2013 | ☼ Днем 16°С | Пшено | Воробьи много | 11 – 1230 | На земле клюют |
28.01.2013 | ☼ Днем 17°С | Крупа ячневая | Воробьи Синицы Вороны | 10 – 12 | Спорят перелетаю с места на место |
29.01.2013 | Днем 11°С | Крупа ячневая | Галка | 13 –14 | Клюет опасно оглядываясь |
30.01.2013 | Днем 13°С | Крупа ячневая | Галка | 14 – 15 | Под кормушкой клюет |
31.01.2013 | Днем 8°С | Семечки | Синицы Воробьи | 14 –17 | Весело чирикают |
01.02.2013 | Днем 8°С | Семечки | Синицы Воробьи | 15 – 17 | Весело чирикают |
04.02.2013 | Днем 5°С | Крошки хлеба | Синицы Вороны | 16 – 17 | Поют синицы |
05.02.2013 | Днем 3°С | Крошки хлеба | Воробьи Вороны | 15 – 1630 | Весело чирикают |
06.02.2013 | ☼ Днем 9°С | Каша перловая | Воробьи Вороны | 14 – 1430 | Спустились на землю |
07.02.2013 | ☼ Днем 7°С | Каша перловая | Воробьи Вороны | 14 – 1530 | Спустились на землю |
08.02.2013 | Днем до 9С | Каша перловая | Вороны Воробьи | 15 – 17 | За ними наблюдает черный кот |
11.02.2012 | Днем 10°С | Каша перловая | Вороны Воробьи | 15 – 17 | За ними наблюдает черный кот |
12.02.2013 | Днем 10°С | хлеб | Вороны | 16 – 1730 | Пытается подняться черный кот на кормушку |
13.02.2013 | Днем 10°С | Семечки | Вороны | 16 – 1730 | Пытается подняться черный кот на кормушку |
14.02.2013 | Днем 9°С | Семечки | Синицы | 17 – 18 | Пытается подняться черный кот на кормушку, но не смог |
15.02.2013 | Днем 8°С | Семечки | Синицы | 12 – 14 | Из-за кота синицы клюют с опаской |
18.02.2013 | Днем 12°С | Семечки | Синицы Воробьи | 13 – 15 | Весело чирикают |
19.02.2013 | Днем 12°С | Семечки | Вороны | 12 – 14 | Спустились на землю |
20.02.2013 | Днем 13°С | Семечки | Синицы Воробьи | 14 –17 | Весело чирикают |
21.02.2013 | Днем 12°С | Семечки | Синицы | 12 – 14 | Ели медленно |
22.02.2013 | Днем 13°С | Творожок и сало | 3 синицы | 13 – 14 | Летают с опаской |
25.02.2013 | Днем 13°С | Зерна пшеницы | 9 воробьев, 4 синицы | 14 – 16 | Ели медленно |
26.02.2013 | Днем 7°С | Семечки | 7 синиц, 1 воробей | 16 – 17 | Берут по одному семечку |
27.02.2013 | Днем 8°С | Семечки | 5 синиц, стая воробьев | 15 – 1630 | Прилетели быстро |
28.02.2013 | Днем 18°С | Зерна пшеницы | стая воробьев | 13 – 14 | Весело чирикают |
В течении двух месяцев мы вели подробный дневник наблюдений за птицами. Вот что у нас получилось
Дата | Какой корм насыпали | Какой корм уходит быстрее | Кто чаще прилетает | Утро | День | Вечер |
1.02.2013 | Семена подсолнуха, зерна перловки, сало | Сало | Синицы | + | ||
4.02.2013 | Крошки белого хлеба, семена подсолнуха, сало | Семена подсолнуха | Воробьи | + | ||
5.02.2013 | Творог, зерна пшеницы, размятое вареное яйцо | Зерна пшеницы | Воробьи | + | + | |
6.02.2013 | Тыквенные семечки, сухари, смешанные с творожком, несоленое сало | Творожок и сало | Синицы | + | + | |
7.02.2013 | Семена подсолнуха, тыквенные семечки, сало | Сало | Синицы | + | ||
8.02.2013 | Зерна пшеницы, зерна перловки, творожок с сухарями | Творожок | Синицы | + | ||
11.02.2013 | Крошки белого хлеба, зерна пшена | Крошки белого хлеба | Воробьи | + | ||
12.02.2013 | Зерносмесь | Зерна пшеницы | Синицы | + | ||
13.02.2013 | Крошки белого хлеба, зерна пшена | Воробьи | + | |||
14.02.2013 | Семена подсолнуха, тыквенные семечки, сало | Сало | Синицы | + | + | |
15.02.2013 | Тыквенные семечки, сухари, смешанные с творожком, несоленое сало | Сало | Сорока | + | ||
18.02.2013 | Крошки белого хлеба, семена подсолнуха, сало | Крошки белого хлеба | Воробьи | + | + |
Лист наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке
Дата и время | Погодные условия | Корм для птиц | Прилетевшие птицы (название и количество) | Время пребывания у кормушки | Особенности поведения птиц |
1.02.2013 | | Крошки хлеба | _______ | _______ | ________ |
4.02.2013 | | Пшено | 3 синицы | 15 минут | Летают с опаской |
5.02.2013 | | Семечки | 7 синиц, 1 воробей | 25 минут | Берут по одному семечку |
6.02.2013 | | Хлеб, сало | 12 синиц | 40 минут | Слетелись быстро |
7.02.2013 | | Каша гречневая | 9 воробьев, 4 синицы | 1 час | Ели медленно |
8.02.2013 | | Ягоды рябины | 5 синиц, стая воробьев | 1 час | Прилетели быстро |
11.02.2013 | | Семена арбуза | 7 синиц | 1 час | Воробьи не ели |
12.02.2013 | | Хлеб | 21 воробей, 7 синиц | 30 минут | Съели быстро |
13.02.2013 | | Овес | 7 синиц | 30 минут | Воробьев спугнули голуби |
14.02.2013 | | Хлеб | 8 синиц, 17 воробье | 40 минут | Съели быстро |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский экологический проект "Птичья столовая"
Цель данного проекта в рамках эколого-образовательной программы, которая является приоритетом в деятельности нашего ДОУ, это -знакомство детей с жизнью зимующих птиц Самарской области. Работа по проек...
Птичья столовая в детском саду.
Рекомендации по организации подкормки птиц в зимний период....
Проект "Птичья столовая" средняя группа
Идея проекта: интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе освоения задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» в со...
Экологический проект Птичья столовая
Экологический проект « Птичья столовая»В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций- проектов с детьми среднего возраста стало одной из интересных форм работы.Экологическая акция- ряд ...
Птичья столовая
Использование татарского народного фольклёра в формировании звуковой культуры речи детей младшего возраста...
НОД "Птичья Столовая"
Нод "Птичья столовая" Программное содержание: закрепить знание детей о домашних птицах , о их повадках, о том, как кричат; развивать двигательную и речевую активность детей, умение соотносить свои де...
Акция «Птичья столовая»
Акция «Птичья столовая»(подготовительная группа) Цель: Вызвать желание оказывать действенную помощь зимующим птицам. Задачи: 1. Формировать представления детей ...