Кружковая работа ''Юный эколог''
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Юный эколог»
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Направления и актуальность:
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» стали:
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- желание родителей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции
природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка
цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель:
Основной целью программы является:- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,
положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного
поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих
участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного
края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,
расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению
повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей
элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе
взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,
умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование
мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и
последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к
самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения
сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,
воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего
мира и бережно относиться к ней.
Отличительные особенности программы:
Новым в работе кружка « Юный эколог» предусматривается введение в
занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут
познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя
накопленный опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
6-7 лет (подготовительная группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов;
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий
различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это
организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в
домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности,
художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок,
экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности .
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего
мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью
проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на
наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети седьмого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие,
произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен
года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и
умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми подготовительной группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-568679-1424234912.jpg)
Кружковая работа «Юный эколог» вторая младшая группа
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. В данном кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-59076-1627498136.jpg)
План Кружковой работы "Юный эколог".
Цель:- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-742744-1541862149.jpg)
Кружковая работа «Юный эколог» старший дошкольный возраст (5-6 лет) на 2021 - 2022 уч. Аналитическое занятие. З. Н. Александрова.
Календарно – тематическое планирование по кружку «Юный эколог» старший дошкольный возраст (5-6 лет) на 2021 - 2022 уч. год. Воспитатель: Бухтина И.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-743778-1490627772.jpg)
План кружковой работы «Юный эколог» на 2016-2017учебный год. для детей второй младшей - средней группы «Пчёлка».
План кружковой работы....
Перспективный план кружковой работы "Юный эколог"
Представлен перспективный план кружковой работы "Юный эколог" со второй младшей группы по подготовительную группу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/12/picture-930993-1497275922.jpg)
Отчет по кружковой работе "Юный эколог" во второй младшей группе
Отчет по кружковой работе во второй младшей группе «Сказка» Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей п...
План кружковой работы «Юный эколог» на 2017-2018учебный год.
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения эк...