Кружковая работа «Юный эколог» вторая младшая группа
методическая разработка (младшая группа) на тему
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. В данном кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzh_rab_k_attest.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
План
кружковой работы «Юный эколог»
на 2012-2013учебный год.
для детей второй младшей группы «Кораблик»
Воспитатель: Светич Т.А
г.Троицк
Пояснительная записка.
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе.
При изучении тем предусмотренных кружком развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Основная цель работы кружка – формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно), один раз в неделю – четверг. План кружка рассчитан на год. Кол-во детей посещаемых кружок «Юный эколог» - 15 чел. Возраст детей: от 3 до 4 лет.
Задачи:
-Подвести к понятию что взрослые и дети - это тоже часть природы.
-Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека.
-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
-Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
-Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.
-Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
-Воспитывать правильное поведение в природе.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
– экскурсии, целевые прогулки;
– наблюдения;
– показ сказок (педагогом, детьми);
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
– проведение дидактических игр.
– чтение литературных произведений;
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
– загадывание загадок;
– проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
– организация продуктивной деятельности детей;
– оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
– постановка сказок, отрывков литературных произведений;
– изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:
Познавательно направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1.Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
4.Организация экологических пространств в детском саду.
Сентябрь
№ | Тема | Цели |
1. | «Здравствуй осень!» Прогулка по территории детского сада. | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе. |
2. | «Цветы - улыбка природы» Осмотр клумбы детского сада. | Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного. |
3. | «Покажем Буратино наш участок» | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; объяснить, что для роста растений необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. |
Октябрь
№ | Тема | Цели |
1. |
НОД «Комнатные растения» | Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. |
2. |
Досуг «Расскажем кукле о фруктах» Стихи и загадки о фруктах. | Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека. |
3. | Вечер экологических игр | «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты). -познакомить с основными видами овощей и фруктов. -развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. |
4. |
НОД «Овощи с огорода»
| учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. |
Ноябрь
№ | Тема | Цели |
1. | Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик , огуречик …»
| Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест. -Учить пересказывать сказку вместе с взрослым. -Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку). - Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения. -Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам. |
2. | Вечер игр. Подвижная игра: «Огород»
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
| Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки). |
3. | Драматизация сказки «Репка»
| -Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа. - развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей. - закреплять знания и представления детей о сказке. -воспитывать любовь к труду. |
4. | Развлечение «По мотивам русских народных сказок» (с участием родителей)
| -закрепить знания детей о русских народных сказках, -закрепить навыки элементарных трудовых процессов; обогащать словарный запас детей; -развивать навыки драматизации, выразительного рассказывания; -воспитывать интерес к народному творчеству, умение взаимодействовать. |
Декабрь
№ | Тема | Цели |
1. |
Аквариум | Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить. |
2. | Наблюдение за снежинками | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. |
3. | НОД «Ели и сосны в лесу» | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. |
4. | Досуг «Елочка-красавица» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции. |
Январь
№ | Тема | Цели |
1. | Беседа и наблюдение «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
2. | Эксперимент «Вода, вода» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед). |
3. | Работа с родителями «Мы помогаем птичкам» | Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе». |
Февраль
№ | Тема | Цели |
1. | Посадка лука | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. |
2. | Экскурсия по участку | Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать). |
3. | Птичий двор | Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами. |
4. | Изготовление макета птичий двор | Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм. |
Март
№ | Тема | Цели |
1. | Домашние животные | Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек. |
2. | Изготовление макета «Ферма» | Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм |
3. | Комнатные растения | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями. |
4. | Наши деревья | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. |
Апрель
№ | Тема | Цели |
1. | НОД «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними. |
2. | НОД «Кто живет в лесу?» | Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. |
3. | Наблюдение за сезонными изменениями. Весна. | Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. |
4. | Досуг «День Земли»
| Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. |
№ | Тема | Цели |
1. | Эксперимент «Знакомство с песком» | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. |
2. | Экологическая игра «Зоопарк» | Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). |
3. | Наблюдение «Наши птицы» | Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру. |
Литература:
1.С.Н.Николаева «Юный эколог»
2.Л.С.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
3.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Мониторинг экологического развития детей второй младшей группы
Список детей | Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении н/г к/г | Различает и называет растение, животных, особенности внешнего вида, условий существования, поведения н/г к/г | Устанавливает элементарные причинно – следственные зависмости между явлениями живой и неживой природы н/г к/г | Соблюдают элементарные взаимодействия с растениями и животными н/г к/г | Уровень | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + + + - - + + - - + + | - + - + - - - + - + + + + + + + - + + + + + - - - + - - - - | - - + + + + - - - + + + - + - + - - - - - + - - - - + + + + | - + + + + + - + + + + + + + + + - + + + + + - + + + + + + + | Н С С В С С Н С С В В В С В С В Н С С С С В Н Н С С С С С С
|
Начало года В – 1 ребенок 7% С - 10 детей 66% Н – 4 ребенка 27%
Конец года В – 6 детей 40% С - 8 детей 53% Н – 1 ребенок 7%
2012-2013 | ||
Начало года | Конец года | |
Высокий | 7% | 40% |
Средний | 66% | 53% |
Низкий | 27% | 7% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность в экологии (вторая младшая группа)
Методическая разработка представляет собой знакомство детей второй младшей группы с элементарными опытами , сопровождающаяся слайдами презентации....
картотека дидактических игр по экологии второй младшей группы
Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях. Правила игры: н...
Педагогический проект «Юные цветоводы» (вторая младшая группа)
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Календарно-тематическое планирование «Неделя юных экологов». Вторая младшая группа
Календарно-тематическое планирование «Неделя юных экологов». Вторая младшая группаТема месяца: летоТема недели: « Неделя юных экологов»Образовательные ситуации, события, ...
Проект «Юный метеоролог» Вторая младшая группа
Проект«Юный метеоролог»Вторая младшая группа...
Картотека дидактических игр по экологии вторая младшая группа
Подборка эколоических игр для детей второй младшей группы....
занятие по экологии вторая младшая группа Тема: «Защитники природы»
Приобщать детей к основам экологического воспитания, познакомить с нормами и правилами поведения в природе, расширять знания о защите окружающей природы....