Кружковая работа «Юный эколог» старший дошкольный возраст (5-6 лет) на 2021 - 2022 уч. Аналитическое занятие. З. Н. Александрова.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Бухтина Ирина Геннадьевна

 Календарно – тематическое планирование по кружку «Юный эколог» старший дошкольный  возраст (5-6 лет) на 2021 - 2022  уч. год. Воспитатель: Бухтина И.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Аналитическое занятие. З. Н. Александрова.

Цель. Познакомить детей с новым поэтическим именем,  новой биографией З. Н. Александровой.

Ход:

 Ребята каждый из вас помнит песенку.

Маленькой елочке

Холодно зимой,

Из лесу елочку

Взяли мы домой…

Слова этой известной песенки написала Зинаида Николаевна Александрова.  

Многие строки Александровой были положены на музыку, пели их и дети и взрослые. Послушайте ещё одну песню многие из вас  её  уже слышали:

Бескозырка белая,

Матросский воротник,

 Октябрята смелые

Спросили напрямик:

-Какого, парень, года,

С какого парохода?

 И на каких морях

Ты побывал, моряк?

В стихах Зинаида Николаевна Александрова рассказывает о том, чем занят ребёнок дома, в детском саду, в городе или деревне, о его играх и труде. Удивительны её стихи о природе, помогающие нам открыть невесёлую правду о том, что в жизни неизбежны расставания.    Например,  «Подснежник», где маленький цветочек выглянул из-под снега ненадолго, он вновь будет засыпан мартовским снегом. Послушайте это стихотворение.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез… (пауза) Но кругом всё тихо, (пауза)

Соседей нет, (пауза) он первый здесь. (пауза)

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

«Уж больно тонок ты, дружок!»

И вдруг пошёл пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, (пауза) заносил дорожки...(пауза)

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длиной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Ну что ж, я не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

Вопросы к тексту:

Зинаиде Николаевне Александровой выпала нелёгкая судьба. Она рано осталась сиротой: отец - учитель умер,  мама по профессии фельдшер, то же умерла. Девочка воспитывалась в детском доме. Не смотря на тяжёлое детство, она сумела стать детским поэтом, который может встать на позицию ребёнка и быть ему интересен.  

 Вопросы.

  1. Какое настроение сложилось у вас после того, как вы прослушали стихотворение «Подснежник» З. Н. Александровой?
  2. Что повлияло на ваше настроение?
  3. Какие картины, созданные поэтом, вам запомнились больше всего? Почему?

Литература:

Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни / З. А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2003, с. 60.

Корф О. Б. Детям о писателях. 20 век. От А до Н. – М.: ООО «Издательство Стрелец», 2006, с. 4.  

                                 Аналитическое занятие.

                         З. Н. Александрова  «Подснежник».

                                        Средняя группа.

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     Бухтина Ирина Геннадьевна,

.

                                                                                 

                                                                                   

                         

 

 

                                                     

                                                   Москва 2015 г.

Аналитическое занятие. З. Н. Александрова  «Подснежник».

Цель: Познакомить детей с новым поэтическим именем,  новой биографией З. Н. Александровой.

Провела :Бухтина И.Г. 28.03.20015года.

  Присутствовали работники детского сада:  

Ф.И.О. Бухтина И.Г.

Подпись:

 

               

               

               

               

               

               

               

             



Предварительный просмотр:

     Календарно – тематическое планирование по кружку «Юный эколог» старший дошкольный  возраст (5-6 лет) на 2021 - 2022  уч. год. Воспитатель: Бухтина И.Г.                

Месяц

Посад-ка

    Тема

       Цели и задачи

      Формы работы

Сентябрь

Дары природы

(сравнительный

рассказ об овощах

и фруктах)

способствовать расширению представлений детей об  овощах

и фруктах на основе сенсорного

обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород.

-Дидактические игры:

"Чего не стало"

«Разложи правильно».

-Беседа "Что нам осень принесла"

-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

-Игра "Дорисуй овощ"

Ручной труд из осенних листьев; Рисование «Натюрморт»;  Лепка «Овощи».

Сбор листьев в букет.

ОКТЯБРЬ

Лук,

укроп,

петру

шка.

(в груп.)

Посад

ка луко-

вечных на улице.

«Кому нужна

вода»

способствовать развитию представлений о воде, где

есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду;

порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле;

расширять представления детей

о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке России;

 Чтение художественной

литературы:  «Плавунчик»

В. Бианки, Б. Житков «Морские истории». стих-я  Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде".

д/и «Чьи детки», «Четвёртый лишний», «Лото».

Занятие: «Кто живёт в воде»

Н. Н. Авдеева, Г.Б.. Степанова.

–Рассматривание почвы в кашпо.

Посев и посадка (лука, укропа, петрушки). Наблюдение за посаженными растениями. Беседа: «Кому нужна вода»

Беседа: «Река Волга»

Н. Г. Зеленова  «Мы живём в России» ст. 56.

«Как помочь

растению»

способствовать развитию у детей представлений об

основных потребностях растений (свет, тепло,

влага); появлению стремления пожалеть растение,

действенно ему помочь; развитию умения поливать

растения, используя при этом модель трудового

процесса; применению знаний о растении как живом

существе (растению для жизни нужна вода);

установлению связи между состоянием растения и

его потребностью во влаге; учить трудовым

навыкам по уходу за комнатными растениями, овощами.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний

вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во

влаге, свете, тепле ( лук).

– Работа в дневнике наблюдений

(лук, петрушка, укроп).

– Наблюдение за трудом воспитателя по пересадки

растений (знакомство с моделью трудового процесса

по схеме «Полив растения»).

Занятие: «Шестиногие малыши» Вахрушев  А. А.

14 октября.

«Почему болят глаза»

способствовать расширению знаний детей о глазах и

их функции; привитию гигиенических навыков,  бережное отношение к ним, стремление заботиться о глазах.

Беседа с детской  ортоптисткой.

14 октября –

Занятие: «Всемирный день зрения»

Лепка «Зоркие глазки» (пластилинография)

Оригами  «Быстрые глазки»

 (тренажёр).

Беседа « Охрана  зрения»

«Деревья и

кустарники на

участке детского

сада».

способствовать формированию представлений детей –

о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях;

развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему;

воспитанию интереса к растениям, желания

узнавать, как они себя чувствуют, и помогать

соответствующим образом; прививать бережное и

чуткое отношение к растительному миру природы

  Наблюдение за осенними кустами и деревьями на

участке детского сада.

  Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг

березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

 Сбор листьев для гербария и  в букет.

  Придумывание схематического

изображения для деревьев и кустов.

Труд на участке детского сада.

 Работа в дневнике наблюдения.

 Беседа: «Деревья и кустарники в детском саду»

 Ручной труд: « Осеннее дерево»

«Какие разные

птицы»

способствовать развитию у детей умения составлять

рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные

признаки их внешнего вида и поведения;

обогащению и углублению представлений о птицах

(особенностях строения, местах обитания,

потребностях и способах их удовлетворения);

развитию сравнения по признакам, закрепленным в

модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать

последовательно, связно, говорить при этом внятно,

громко; учить наблюдательности, заботливому

отношению к птицам.

Наблюдение за птицами  на участке с использованием

сравнения.

Игра «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы:

В. Бианки « Синичкин календарь», « Теремок»;

Г. Снегирёв  «Рассказы о птицах» Загадки о птицах.

Г. Снегирёв « Про пингвинов»;

Г. Скребицкий «Лесной голосок»»; М. Горький «Воробьишко»;

И. Соколов-Микитов «Как весна на север пришла»

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

 Досуг: « Отгадывание загадок».

Лепка: «Птицы на кормушке»;

Рисование: «Снегири»;

Оригами: «Лебедь»

– Работа в дневнике наблюдений.

НОЯБРЬ

Посадка

чеснока

нута,

гороха.

«Где живут дикие

звери»

способствовать формированию представлений детей

о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде,

повадках, среде обитания, сезонных изменениях,

подготовке к зиме; развивать любознательность,

стремление не нарушать сложившиеся в природе

связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких

животных их обитание.

– Чтение познавательной литературы о диких зверях:

Е. Чарушин «Медвежата»;

О. Перовская «Тигрёнок Васька»;

Г. Снегирёв «Чембулак»;

Е. Чарушин «Волчишко», «Олешки»;

М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»;

Василий Токмаков «Приходи и будь другом»

Рассматривание иллюстраций.

Занятие:

«Животный мир средней полосы России» (Ст.63.) Н. Г. Зеленова

Л.У. Осипова «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.  Старшая группа»

Занятие: «Путешествие в Тундру» А. А. Вахрушев;

Раскраски «Дикие звери»;

Лепка «Слепи дикое животное».

«Как живут

домашние

животные»

способствовать формированию представлений детей

о домашних животных, их внешнем виде, повадках,

среде обитания; пониманию роли человека в уходе

за домашними животными; развивать

любознательность, желание ухаживать за животными.

Пресмыкающееся Черепаха

Беседа: «Жизнь домашних животных»

- Рассматривание иллюстраций, картин о домашних

животных.

– Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Васька, Бобрик и крольчиха»;

«Почемучка» Дитрих А.,

Юрмин Г. Кошурникова Р.

 Беседы о кроликах и утках.

«Мы живём в России»

расширять и закреплять знания детей о родном городе;

познакомить детей с историей возникновения города; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;

расширять представления детей о природе родной страны; воспитывать эстетические чувства, учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;  формировать представления о лесах как об особом богатстве России.

Занятия:

«Родной город» (ст.53),

«Растительный мир средней полосы России» (ст. 57).

Н. Г. Зеленова, Л.У. Осипова «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.  Старшая группа»

декабрь

Выгон-

ка лукович-ных;

посев

редиски

«Зима в городе»

способствовать развитию у детей умений составлять

рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки

их внешнего вида и поведения;

обогащению и углублению представлений о птицах

(особенностях строения, месте

обитания, потребностях и

способах их

удовлетворения);

развитию умения сравнивать

по признакам; воспитывать чувство заботы о птицах.

Беседа «Покормите их зимой»

Игра « Как сосульки превратились в воду»

Занятие: «Составление рассказа о птицах»

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Какие разные

деревья»

способствовать обогащению и углублению

представлений о деревьях: особенности строения и

части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать

умения составлять сравнительные рассказы

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

д/и «Найди дерево по описанию»

Занятие:

рисование: « Берёзы зимой»,

рисование: «Строение дуба» (корни, ствол, ветки)

«Короткометраж-

ный фильм: «Волшебные льдинки»»

Развивать интерес к созданию  короткометражного фильма;

формировать интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой зимней украшенной ёлки.

Изготовление цветных льдинок из воды и акварели. (к короткометражному фильму: «Волшебные льдинки»)

январь

Посев

салатов

(разных

сортов)

«Комнатные

растения»

создать условия для

представления детей о

комнатных растениях как живых организмах, о

частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о

потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух

комнатных растении и способа удаления пыли с

листьев; для развития деятельности наблюдения,

используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным

растениям и желания за ними ухаживать;  побудить детей к разведению и

уходу за растениями в домашних условиях;

Рассматривание комнатных растений в уголке природы.

Помощь воспитателя в уходе

За овощами, цветами,

комнатными растениями.

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"

Игра "Какого растения не стало"

Рассматривание растений.

Опыт по ознакомлению с потребностями

растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

Беседа о строении растений

Беседа об уходе за комнатными растениями.

Рисование: «Фикус с натуры»

«Хвойные

деревья»

способствовать развитию представлений детей о

хвойных деревьях, их внешнем виде, строении,

месте обитания; воспитывать желание защиты и

сохранения окружающей среды.

 Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же"

"Подбери листок к дереву"

Чтение художественной литературы.

«Беседа с елью» В.А. Дрязгунова

Рисование «Лесная ёлка»

«Почему мишка

перепутал

черепаху с

камнем»

создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует

(слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет

защищаться от врагов), о характерных признаках ее

внешнего вида и особенностях поведения

(небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть

отверстие для головы, четырех ног и хвоста,

покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая,

медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь);

для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу,

используя обследовательские действия, сравнивать,

выделять наглядно представленные признаки

живого; для поддержания интереса дошкольников к

проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за

нею, развития умения общаться, не боясь ее;

воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

Наблюдение за живой черепахой.

Рассматривание живой черепахи, беседа о строении и питании морской черепахи.

Игра обследование.

Лепка: «Черепаха» (из  природного материала.)

«Рисование с натуры»

февраль

Посадка лука в землю,

выгонка лука в воде на перо.

«Органы дыхания

человека»

создать условия для ознакомления детей с органами

дыхания: дать понятие о том, как воздух

путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания;

для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим

мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

«Стекло и

Металл»

познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость,

твёрдость, прочность, хрупкость); способствовать

определению материала, из которого сделан предмет

Занятие: «Стекло и металл» Т. В. Вострухина (ст.90).

Игра "Расскажи и покажи"

Опыт со стеклом, металлом

Сравнение предметов

Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

«Обитатели воды - рыбы»

познакомить детей с обитателями воды – рыбы;

воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них;

Лепка: «Декоративное панно «Красивые рыбки»»

Рисование: «Аквариумные рыбки»

Оригами «Рыбки»

март

Посев на

рассаду

Астр.

«В гостях у

Веснянки»

расширить знания детей о весенних изменениях в

неживой природе и их влиянии на жизнь растений и

животных, на деятельность людей; учить

устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца;

воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

Стих-е: С. Вангели "Подснежники"

Занятие: «В окно повеяло весною» А. А. Вахрушев (ст.82)

«Береги живое»

познакомить детей с Красной книгой, редкими,

находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство

сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе; приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты,

радости людей;

Игра "Где

живут животные"

Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

Беседа: « Красная  книга», «Цветы».

Аппликация: «Подснежник»

Налеп: « Ландыш»

 Стихотворение: «Красная книга» Дубровин Б.

«Металл и пластмасса»

познакомить с новым материалом (металл  и

пластмасса); учить детей определять признаки и

свойства материалов; способствовать определению

материала, из которого сделан предмет;

Рассматривание предметов из этих материалов

Сравнение металла и пластмассы

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

Поделки  пластмассы.

Занятия: «Опыт металла и пластмассы» (ст81)

« В мире металла» (ст79) О. В. Дыбина.

апрель

Внесе-

ние веток тополя и сирени.

Посев Бархатцев.

«Насекомые -

наши помощники»

дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных

примерах показать, что скрывается за названием

некоторых бабочек; показать пользу насекомых; воспитывать интерес и доброе отношение к

насекомым;

Видеофильм «Жизнь весной»

Игры «Четвертый лишний»

Досуг: «Отгадывание загадок о насекомых»

Наблюдения за насекомыми

Рассматривание иллюстраций

Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

Аппликация: «Бабочки»

Рисование: «Жуки»

«Наблюдение за

Деревьями»

познакомить с яркими особенностями весеннего

дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -

почкам; продолжать устанавливать связи между

изменением условий (тепло, свет) и изменением

состояния растений (рост и цветение, между

потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением); воспитывать эстетические чувства;

«Раскрась предметы живой и неживой природы».

 Игра «Найди такой же»

«Подбери листок к дереву»

Чтение стихотворений о весенних деревьях.

Рисование "первые листочки"

Игра "Что, где зреет"

«Земля - мой дом»

дать представления о суше и водном пространстве,

разнообразии рельефа земной поверхности,

водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах

поселения (деревня, город, страна), о звёздах;

приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации;

поощрять желания делится своими впечатлениями с

окружающими;

Беседа: «Земля – мой дом»

Дидактические игры:

"Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

"Наша семья"

Беседа о звёздах.

Рисование: «Звёздное небо»,

«Макет земли»

Занятие: «Помощник в путешествии глобус и карта» А. А. Вахрушев.

МАЙ

Посев на рассаду огурцов и кабачков

Посев целого корнеплода и глазками

(сравне-

ние)

«Человек - живой

Организм»

подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности;

формировать представления детей о некоторых

органах и системах строения человека;

Беседа о потребностях человека

Рассказ о вредных привычках

Язычок- помощник

Игра "Угадай на вкус"

Гимнастика для глаз.

Занятие: «Если хочешь быть здоров»  А. А. Вахрушев (ст. 104)

д/и «Одень куклу по временам года»

Демонстрационный плакат: «Человек живой организм»

«Бумага,

древесина, ткань»

расширять знания детей о свойствах и качествах

различных материалов, уметь их сравнивать;

продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволока, ткань,

нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки

и т. д.) и инструментами;

Изготовление поделок, построек

Опыт с бумагой, древесиной

Аппликация из ткани "Полянка цветов"

Занятия: «История бумаги»(ст.51)

«Наряды куклы Тани» (ст.57)

«Из чего сделаны предметы»

О. В. Дыбина.

«Загадай я отгадаю» описание предмета по вопросам. (ст.28)

В. А. Дрязгунова.

июнь

Посадка фасоля

«Народные промыслы»

познакомить и закреплять знания детей о хохломской, городецкой росписи; воспитывать интерес и

желание преобразовывать  известные материалы

в поделки;

Беседа: «Хохлома и Городец народные промыслы»

Рисование: « Хохломского подноса»,

«Городецкой  посуды»

                     

                                                                                    Москва 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа \'\'Юный эколог\'\'

Задачи:         Программа реализует следующие задачи:              1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,расши...

Кружковая работа «Юный эколог» вторая младшая группа

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. В данном кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное...

План Кружковой работы "Юный эколог".

Цель:- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, п...

Перспективный план кружковой работы "Юный эколог"

Представлен перспективный план кружковой работы "Юный эколог" со второй младшей группы по подготовительную группу...

Отчет по кружковой работе "Юный эколог" во второй младшей группе

Отчет по кружковой работе  во второй младшей группе «Сказка»  Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей п...

Кружковая работа Юный эколог взаимно связанно с экологическим проектом Мир Растений с детьми 5-6 лет , старший дошкольный возраст.

цель ; Формировать представление у детей об сохранения природы в окружающей среде ,познакомить с главными методами бережном отношению приды  в старшей группе....