Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму, игровым действиям и правилам, ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivn._po_femp_i_obuchayushchie_igry.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №5
Перспективное планирование дидактических игр по
формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Сентябрь | |||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Специально-организованная деятельность | Тема: «Счет до 5» Д/и «Собери в корзину» Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. | Тема: «Квадрат» Д/и «Фигуры высшего пилотажа» Цель: учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги. | Тема: «Сравнение предметов по длине» Д/и «Назови скорей» Цель: учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу. | Тема: «Четырехугольник» Д/и «Игра с палочками» Цель: познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток. | |
Совместная деятельность | Д/и «Что и где?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами «слева», «справа», «за», «сбоку». | Д/и «Покажи столько же» Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками. | Д/и «Соберем букет» Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу. | Д/и «Игра с палочками» Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | |
Самостоятельная деятельность | Д/и «Чем отличается?» Цель: на основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий; развитие внимания. | Д/и «Лабиринты» Цель: развивать игровой замысел, умение составить и реализовать игровую задачу; активизацию умственной деятельности детей. | Д/и «Какая фигура лишняя?» Цель: на основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать свой выбор. | Д/и «Когда это бывает?» Цель: закреплять названия частей суток. |
Октябрь | ||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Специально-организованная деятельность | Тема: «Число и цифра 6» Д/и «Какой цифры не стало?» Цель: познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета; находить в окружении предметы четырехугольной формы. | Тема: «Составление предмета из треугольников» Д/и «Игра с яблоками» Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление; упражнять в счете в пределах шести; развивать воображение. | Тема: «Трапеция, ромб» Д/и «Кто знает - пусть дальше считает» Цель: учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета. | Тема: «Число и цифра 7» Д/и «Найди кусочек сыра» Цель: познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа». |
Совместная деятельность | Д/и «Кто больше назовет?» Цель: продолжать учить находить в окружении предметы четырехугольной формы. | Д/и «Игра с палочками» Цель: учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. | Д/и «Кто больше запомнит» Цель: продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | Д/и «Что, где?» Цель: продолжать учить ориентироваться на ограниченной плоскости, словами называть направление: «слева», «справа». |
Самостоятельная деятельность | Д/и «Найди две одинаковых предмета» Цель: рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам. | Д/и «Танграм» Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников. | Д/и «Четвертый лишний» Цель: продолжать упражнять в классификации предметов по разным признакам. | Д/и «Танграм» Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу. |
Ноябрь | ||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Специально-организованная деятельность | Тема: «Геометрические фигуры» Д/и «Кто больше принесет?» Цель: упражнять в счете в пределах семи; учить составлять четырехугольник из счетных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закрепить понятия: «вчера», «сегодня», «завтра». | Тема: «Измерение» Д/и «Какой цифры не стало?» Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. | Тема: «Далеко-близко» Д/и «Что ближе?» Цель: учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии «далеко», «близко». | Тема: «Число и цифра 8» Д/и «Что изменилось?» Цель: познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь». |
Совместная деятельность | Д/и «Кто назовет больше?» Цель: продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. | Д/и «Какая команда быстрее соберется?» Цель: продолжать учить считать в пределах семи.
| Д/и «Кто дальше бросит?» Цель: продолжать учить измерять протяженность с помощью условной мерки. | Д/и «Кто быстрее?» Цель: продолжать учить считать в пределах восьми. |
Самостоятельная деятельность | Д/и «Сложи узор» Цель: выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце. Анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать свойства. | Д/и «Мои первые цифры» Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять числовой ряд от одного до семи. | Д/и «Сложи квадрат» Цель: закреплять умение детей составлять целую из частей; развивать образное и логическое мышление, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, умение планировать ход поисков. | Д/и «Игра с палочками» Цель: развивать пространственные представления, закреплять знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, развивать мелкую моторику. |
Декабрь | ||||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||
Специально-организованная деятельность | Тема: «Измерение» Д/и «Помоги зайчонку» Цель: учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать мышление. | Тема: «Четырехугольник» Д/и «Посчитай и ответь» Цель: учить составлять четырехугольник из счетных палочек; упражнять в счете в пределах и в счете на слух; развивать логическое мышление. | Тема: «Измерение» Д/и «Льдинка в кругу» Цель: упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление. | Тема: «Календарь» Д/и «Где больше?» Цель: познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | ||
Совместная деятельность | Д/и «Найди пару» Цель: продолжать учить соотносить цифру с числом. | Д/и «Отзовись» Цель: продолжать упражнять в счете в пределах восьми и в счете на слух. | Д/и «Игра с яблоками» Цель: продолжать упражнять в счете в пределах восьми. | Д/и «Найди фигуру» Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | ||
Самостоятельная деятельность | Д/и «Танграм» Цель: закрепление умений детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. | Д/и «Игра со счетными палочками» Цель: закрепление умений детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения. | Д/и «Пифагор» Цель: упражнять детей в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур. | Д/и «Времена года» Цель: закрепление умений детей сопоставлять время года с характерными погодными условиями и поведением людей и животных. | ||
Январь | ||||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||
Специально-организованная деятельность | Д/и «Формы» Цель: познакомить детей с основными геометрическими телами и учить находить похожие на них предметы. | Тема: «Ассоциации» Цель: учить выделять отдельные компоненты образа и находить сходства между разными по свойствам объектами. | Тема: «Неделя» Д/и «Неделька» Цель: познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева», «справа», «между», «вверху»; треугольников; развивать воображение. | Тема: «Число и цифра 9» Д/и «Живая неделя» Цель: познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов. | ||
Совместная деятельность | Д/и «Монгольская игра» Цель: развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. | Д/и «Золушка» Цель: продолжать учить составление групп из восьми предметов; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. | Д/и «Живая неделя» Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку. | Д/и «Колумбово яйцо» Цель: развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления. | ||
Самостоятельная деятельность | Д/и «Лабиринты» Цель: развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление, ловкость. | Д/и «Монгольская игра» Цель: составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; развивать логическое мышление. | Д/и «Сложи узор» Цель: развитие пространственных представлений, | Д/и «Найди пару» Цель: соотносить число с цифрой; счет до десяти; развитие мелкой моторики. | ||
Февраль | ||||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||
Специально-организованная деятельность | Тема: «Измерение» Д/и «Сделай столько» Цель: упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах девяти. | Тема: «Число и цифра 0» Д/и «Что спрятали?» Цель: познакомить с нулем; упражнять в счете в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счет в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов. | Тема: Число 10» Д/и «Игра с кубом» Цель: познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек. | Тема: «Месяц» Д/и «Назови скорей» Цель: учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели. | ||
Совместная деятельность | Д/и «Отсчитай столько же» Цель: продолжать учить отсчитать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра. | Д/и «Найди столько же» Цель: продолжать учить составлять группу из отдельных предметов. | Д/и «Отгадай-ка» Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку. | Д/и «По порядку стройся» Цель: закрепить названия дней недели. | ||
Самостоятельная деятельность | Д/и «Цифры» Цель: закрепить сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке. | Д/и «Сложи узор» Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически. | Д/и «Игра с палочками» Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение детей. | Д/и «Составь картинку» Цель: развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. |
Март | ||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Специально-организованная деятельность | Тема: «Измерение» Д/и «Окошки для вагонов» Цель: упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах десяти; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счет. | Тема: «Измерение» Д/и «Скажи наоборот» Цель: учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу. | Тема: «Ориентировка в пространстве» Д/и «Сколько и где?» Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей. | Тема: «Четырехугольники» Д/и «Закладки для книг» Цель: упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных материалов. |
Совместная деятельность | Д/и «Игра с яблоками» Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой. | Д/и «Сделай узор» Цель: продолжать упражнять в различении геометрических фигур; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости. | Д/и «Игра с кубами» Цель: продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти. | Д/и «Не ошибись» Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше. |
Самостоятельная деятельность | Д/и «Что изменилось?» Цель: развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений. | Д/и «Часть и целое» Цель: закрепить умение детей воспринимать предметы как совокупность отдельных функциональных деталей, а свойство объекта в целом как совокупность свойств компонентов. | Д/и «Танграм» Цель: складывать силуэт без образца, развивать воображение детей. | Д/и «Игра со счетными палочками» Цель: продолжать учить конструировать геометрические фигуры из счетных материалов. |
Апрель | ||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Специально-организованная деятельность | Тема: «Ориентировка во времени» Д/и «Неделька, стройся» (усложненный вариант) Цель: упр-ть в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца; в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы. | Тема: «Ориентировка в пространстве» Д/и «Птицы прилетели» Цель: учить ориентироваться на ограниченной плоскости; упражнять в измерении протяженности с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»; упражнять в счете. | Тема: «Измерение» Д/и «По порядку стройся!» Цель: упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счете; учить сравнивать предметы по длине путем наложения, прило жения. | Тема: «Геометрические фигуры» Д/и «Игра со счетными палочками» Цель: продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам. |
Совместная деятельность | Д/и «Отгадай число» Цель: продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти. | Д/и «Добрось до меня» Цель: продолжать учить употреблять слова: «ближе», «дальше». | Д/и «Игра с кубом» Цель: упражнять в прямом и обратном счете. | Д/и «Кто больше назовет?» Цель: упражнять в классификации предметов по разным признакам. |
Самостоятельная деятельность | Д/и «Вагончики с номерами» Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд. | Д/и «Наседка» Цель: закрепление навыков счета, понятия «столько же», развитие внимания. | Д/и «Геометрическое домино» Цель: развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. | Д/и «Пифагор» Цель: закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, развивать воображение и творческое мышление. |
Май | ||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Специально-организованная деятельность | Тема: «Ориентировка в пространстве» Д/и «Самолет» Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «под», «между» и т.д. упр-ть в счете в пределах десяти; учить называть «соседей» числа. | Тема: «Измерение» Д/и «У кого больше?» Цель: упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | Тема: «Деление на равные части» Д/и «Отгадки» Цель: упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; | Тема: «Повторение» Цель: упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счете в пределах десяти, называть «соседей» числа; закрепить название частей суток; упражнять в ориентировке на листе бумаги. |
Совместная деятельность | Д/и «Что, где?» Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. | Д/и «Утром, днем, вечером» Цель: закрепить название частей суток. | Д/и «Загадки» Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить цифру с количеством, развитие внимания, интереса к предмету. | Д/и «Муха» Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости листа, развивать внимание. |
Самостоятельная деятельность | Д/и «Домино» Цель: развитие у детей образного и логического мышления, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии. | Д/и «Танграм» Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически. | Д/и «В магазине игрушек» Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти. | Д/и «Пентамино» Цель: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группеНазвание игры, программные задачиМесяцНазвание игры, программные задачи «Собери урожай» - научить детей разным способ...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОНР 3 УРОВНЯ.
Материал может быть использован в работе с детьми поготовительной к школе группе с ОНР 3 уровня. Он поможет в усвоении наименований предметов, действий с ними, часте предметов, форм и т.д....
перспективное планирование дидактических игр по ФЭМП в средней группе
Перспективное планирование дидактических игр в средней группе составлено в соответствии с годовыми задачами и комплексно - тематическим планированием .по программем "От рождения до школы&qu...
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в младшей группе.
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в младшей группе....
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе.
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе....
Перспективное планирование дидактических игр по математике во второй младшей группе
Перспективное планированиедидактической игры по ФЭМП во второй младшей группе сентябрь «Один – много»(Развитие умения выделять отдельные предметы из...
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в средней группе
Данное планирование необходимо воспитателям детских садов, а так же может быть использовано родителями воспитанников...