Клуб исследователей природы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Клуб исследователей природы.
Программное содержание :
- формировать у детей положительно – эмоциональное отношение к природным явлениям и объектам, созданным и управляемым человеком;
- систематизировать представления об экологических проблемах планеты Земля, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;
- расширять знания о способах сохранения природы;
- Развивать у детей познавательный интерес, умение обсуждать проблему;
- учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
Материалы: Картинки с изображением различных видов транспорта; картинки с видом тайги, дымящих труб, загрязненной мутной реки, горами мусора, свалок. Импровизированный воздушный шар, «закопченые» предметы. Пепел, угольки, снег загрязненный, снег чистый, «снежки», «чистые снежки»; «снежки грязные», макет «Повышение уровня воды», ватные диски, игрушки для создания города, салфетки, указка, медали – эмблемы, сюрпризы.
Литература:
- Н.Е. Веракса «Комплексные занятия в подготовительной группе».
- В.И. Кузина «Ребенок в детском саду».
Предварительная работа: ООД на экологические темы «Здравствуй лес», «Живое – не живое»,
Экспериментально – исследовательская деятельность «Вода, вода, кругом вода», «Воздух невидим, но всем необходим».
Содержание организованной деятельности.
Дети входят в зал, садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель. Приглашаю вас друзья, отправится в путешествие по нашей планете Земля, чтобы увидеть её красоты, а если где будет надо проявить заботу. Выслушайте, по каким качествам мы выберем транспорт. Он должен быть беззвучным, бесшумным, чтобы не пугать животных, птиц, не загрязнять воздух выхлопными газами, отработанными горючими веществами, не губить растения, не ухудшать здоровье людей, не вредить всему живому, хотелось бы, чтобы он был ярким, красным, необычным.
Предлагаю вам игру «Выбери транспорт».
Проводится дидактическая игра «Виды транспорта» - дети рассматривают картинки с предлагаемыми видами транспорта, охарактеризовывают их по подходящим качествам делается выбор.
Первый ребенок : Это автомобиль. Он нам не подходит, на нем мы не поедем, потому, что у машин гудят моторы, а отработанное топливо – бензин – загрязняет воздух, поэтому от машины мы отказываемся.
Второй ребенок: мы видим самолет. Он тоже загрязняет воздух, двигатели шумят, гудят, за самолетом остаётся белая дорожка дыма. Не подойдет для путешествия.
Третий ребенок: Поезд тоже громко стучит колесами по рельсам, топливо сгорает и вредит воздуху, загрязняет его опасными веществами.
Четвертый ребенок: это корабль, его турбины издают грохот, шум, от него продукты горения попадают в воду и в воздух, отравляя все.
Пятый ребенок: А вот воздушный шар. Он подойдет для путешествия, потому что воздушный, бесшумный, никаго не распугает, наполнен воздухом, не загрязняет окружающее пространство, он яркий, красивый, необычный. На нем отправимся в путешествие.
Воспитатель. Пройдемся к выбранному вами воздушному шару, займите места, рассаживайтесь, располагайтесь. Дети садятся на стульчики, звучит тихая мелодия.
Воспитатель. Наш воздушный шар поднялся над детским садом и его подхватил воздушный поток, удивительный вид.
Есть одна планета сад в космосе холодном,
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыш в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Воспитатель. Мы летим над зеленым массивом – это тайга. Воздух чистый, свежий, полезный, даже лечебный – дышится легко и приятно. Давайте выполним дыхательную гимнастику «Чистый воздух».
- Глубоко вздохните и медленно – медленно выдохните (2 раза).
- Вздохните одной ноздрей, другую зажав пальцем. Аналогично другой вдох.
- Вдохните, медленно выдохните, произнося звук «н – н – н» (2 раза).
Настроение бодрое, прекрасное. Показ картинки «Тайга».
Воспитатель. Мы летим дальше, и наш шар оказывается над городом с дымящими трубами, громыхающими, лязгающими загазованными автострадами. Из труб валит едкий, черный дым, от транспорта, техники гарь, копоть, в небе нет птиц, нам трудно дышать, в горле першит, начинается кашель, нос закладывает из – за неприятных запахов отходов в мутной, загрязненной речке, кучи мусора – страшное зрелище! (Показ картинок).
Воспитатель. Планета земля посылает нам сигнал бедствия. Она в опасности. Это крик, стон о помощи. Сигнал называется «SOS» (Сос). Послушайте как он звучит. (Аудио запись с сигналом SOS).
Воспитатель: О том, что Земля – наш дом в опасности, мы узнаем и через стихи.
Первый ребенок:
Гарь лесных пожаров, выхлопы машин
Планету разрушают, губят её жизнь.
Трубы копотью дымят, загрязняют воздух.
Сажей вредно ведь дышать, все об этом помнят?
Второй ребенок:
Когда – то здесь росли цветы, тек чистый ручеек.
Ходили звери, человек, возможно даже ты.
Но вдруг неожиданно варвар пришел, и все изменилось вмиг.
Притихли зверушки, затих ручеек, головки склонили цветы.
Третий ребенок:
Бои – бом – бом. Начинается погром.
Выезжаем на природу: здесь костер, и там костер.
Банки, склянки, всякий сор.
«Ох, спасите вы меня,» - стонет Матушка земля!
Воспитатель:
Погубили всю природу, как же быть теперь народу?
Воспитатель. Мы с вами, обсудили беды, которые обрушились на нашу Планету, из – за огромного количества клубов дыма от гигантских труб, бесчисленного множества транспорта, техники.
Желаете ли, ребята разобраться в проблемах природы еще и из – за кострищ пожаров, огня, уничтожающих и загрязняющих мир и попытаться посильно помочь нашему в вами общему дому, планете Земля?
Дети. Да. Хотим.
Детей встречает Ученый Филин!
Ученый Филин. Здравствуйте, ребята! Я ученый Филин, раз вас видеть в клубе исследователей природы, где мы изучаем экологию. Слово «Экология» обозначает: «Экос» - дом; «Логия» - учение. Учение о нашем общем доме – планете Земля. Хотите стать защитниками нашего общего дома – экологами?
Дети: Конечно!
Ученый Филин: Тогда запомните наш девиз «Будь честным, всегда за порядком следи, Планете своей ничем не вреди». (Дети произносят девиз).
Ученый Филин с тревогой сообщает: «У нас в лесу беда! Туристы не затушили в лесу костер, начался пожар. Многие животные пострадали в огне, у них подпалены шкурка, обожжены лапки, ушко, хвостики, сгорели кустарники, деревья, их жилища и корм уничтожил огонь. Что теперь будет? Срочный вызов, срочный вылет. Полечу встречать и других защитников природы, а вы обсудите в нашем исследовательском клубе, какой вред бывает от огня, от костров». (Ученый Филин улетает).
Рассматривание и обсуждение последствий от огня, пожаров, кострищ.
Воспитатель. Посмотрите, какие последствия от пожаров, костров, а также давайте убедимся, что все сгорающие вещества, продукты горения очень загрязняют воздух, губят окружающую среду. (Показ пепла, угольков, закопченных предметов поочередно).
Пепел? Что вредно? Угли? Что вредно. Выводы.
Опыт. Возьмите ватные диски и проведите по блюдцам. Что увидели?
Дети. Увидели, что сажа, гарь, копоть осели на предметы, отравляя все и загрязняя воздух. Это очень трудно, опасно для людей, животных, всего живого.
Воспитатель с выводом. При горении костров, от пожаров уничтожается абсолютно все, в воздухе распространяются опасные вещества, загрязнено все окружающее пространство Земли, изменяется даже климат.
Теперь проверим при помощи снега, где он опасный, загрязненный. А в каких местах чистый, безвредный.
В городских парках, скверах, лесах, полях, лугах он белый, кристально чистый, не загрязненный, безопасный.
Где много автомагистралей, скопление техники, дымящих клубами дыма предприятий снег грязный, закопченный, покрыт сажей, опасный.
Демонстрация чистого снега, грязного снега; сравнение, различие. Дети определяют, называют откуда чистый снег, а где бывает грязный снег.
Воспитатель. Прошу вас рассортировать снежинки. Чистые – безопасные отнесите на салфетки, а в контейнер сложите из опасного, грязного снега для утилизации.
Дети участвуют в игровом двигательном упражнении, «сортируют» «снежинки» под музыку.
Воспитатель. Пройдемте, ребята к макету.
Подходят, садятся вокруг макета «Повышение уровня воды».
Воспитатель. Есть еще одна опасность: от сгорания топлива, горючих веществ, воздух не только загрязняется, но и происходит изменение, потепление климата: ледники в горах, льды в ледовитом океане от потепления начинают таять и могут затопить города и даже целые страны.
Дети рассматривают макет и ребенок делает вывод: от потепления воздух нагревается, тают льды и вода может затопить города и страны.
Воспитатель. Чтобы не происходило перечисленных бед и катастроф. Мы с вами можем соблюдать посильные правила, озвучьте их.
Первый ребенок.
Нельзя разжигать, оставлять костры.
Второй ребенок:
Нельзя мусором засорять землю, воду.
Третий ребенок:
Ломать деревья, разрушать птичьи гнезда, муравейники.
Воспитатель. А руководителям, директорам предприятий, автогигантов мы отправим письма с просьбой устанавливать, сооружать защитные устройства, чтобы они обязательно конструировали качественные очистные сооружения.
А нам еще Илья Комаров напомнит о правилах поведения в окружающем мире:
Я на кусте у родника не тронул сети паука.
Я поглядел на муравьев, у них домище будь здоров!
Я долго по лесу шагал, но там костра не разжигал
И никого не напугал
Нигде воды не замутил!
Я на природе просто погостил и никому не навредил!
Воспитатель. Мы с вами собственным примером покажем, как не вредить планете Земля, предлагаю обустроить такой город, населенный пункт, в котором каждый из нас мог бы жить, не опасаясь за свое здоровье, где всем будет безопасно: людям, деревьям, рекам, животным, рыбам.
Дети создают экологически безопасный город.
Снова садятся в воздушный шар, для возвращения в детский сад.
Воспитатель. Садитесь в воздушный шар. Вы выполнили призыв девиза, дали слово.
Дети: «Быть честными, всегда за порядком следить, планете своей ничем не вредить».
Воспитатель. Теперь вы вступили в ряды активных защитников природы.
Дети выходят в центр зала, выстраиваются.
Воспитатель. Вручаю вам медали – эмблемы за то, что вы верные, надежные, защитники всей нашей планеты Земля - общему дому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Клуб исследователей природы"
Цель: Формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.Задачи: Расшир...
Самоанализ по НОД "Клуб исследователей природы"
НОД для подготовительной группы на тему «Клуб исследователей природы». Длительность 30 минут в соответствии с СанПин.Цель: формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явл...
Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)
Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...
"Юные исследователи природы"
Поход с детьми подготовительной группы...
Проект "Молодые исследователи природы" Всероссийской акции "Россия - теория "Эколята- молодые защитники природы"
участие во Всероссийском конкурсе "Эколята"...
Конкурс проектов по краеведению «Юные исследователи природы»
Конкурс проектов по краеведению«Юные исследователи природы»...
Экологическая игра "Клуб исследователей природы"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Б - Казинский детский сад, Павловского районаЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «Клуб исследователей природы».Подготовила воспитатель IКК ...