Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы на тему «Где живет электричество?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по познавательному развитию детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательное развитие дошкольников | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №365 городского округа Самара
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми
подготовительной к школе логопедической группы
на тему
«Где живет электричество?»
Подготовила и провела
воспитатель МБДОУ д/с№365
Черницова Ирина Юрьевна
г.Самара,2014г.
Тема недели «Мой дом. Моя квартира»
Тема НОД «Где живет электричество»
Разработчик Черницова Ирина Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №365 Куйбышевского района городского округа Самара.
Возрастная категория детей 6-7 лет.
Время проведения февраль 2014года.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значении в жизни человека.
(ОО «Познание»)
Задачи:
воспитательные:
1.Воспитывать потребность к познанию окружающего мира и радость открытий, полученных из опытов.
(ОО «Познание»)
2.Воспитывать интерес к совместной деятельности, навыкам сотрудничества.
(ОО «Социализация»)
обучающие и развивающие:
1.Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании.
(ОО «Познание»)
2.Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
(ОО «Безопасность»)
3.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
(ОО «Познание»)
Организация образовательной среды:
Для мотивации к НОД: электрический фонарик
Для проведения НОД: иллюстрации, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, презентация об электричестве), настольная лампа, картинки с изображением электроприборов, фонарик, надувные шары, шерстяные тряпочки, пластмассовые палочки (счетные палочки), бумажные бабочки, цветные шнурки, авторское методическое пособие «Домики», атрибуты к подвижной игре (карточки с изображением лампочки и розетки), кусочки изоляционного провода, атрибуты для инсценировки (бантик и шляпа), фломастеры.
Предварительная работа:
Деятельность педагога: подготовка наглядного и раздаточного материала,
создание презентации, подбор загадок и стихов, предварительная опытно-экспериментальная деятельность, подбор атрибутов для игры.
Деятельность педагога с детьми: беседа об электробытовых приборах и правилах безопасности при обращении с ними, разучивание подвижной игры «Включи лампочку», подготовка инсценировки.
Деятельность педагога с родителями: консультация для родителей «Опасные предметы в доме»
Формы организации совместной деятельности:
Беседа, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, продуктивная деятельность, динамическая пауза, упражнение на развитие мелкой моторики, опытно-экспериментальная деятельность, взаимопомощь, самоанализ.
Реализация видов деятельности:
Мотивация
В группе гаснет свет. Дети удивлены. Воспитатель включает фонарик и подзывает детей к себе.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, почему погас свет?
(рассуждения детей; подвести детей к пониманию того, что свет – это электричество; свет включается)
-Хотите ли вы побольше узнать о таком явлении, как электричество?
Основная часть
1.Беседа на ковре
Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество –
Это (электричество).
Воспитатель:
-Электричество еще называют электрическим током.
-А вы знаете, как электрический ток попадает в дом?
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций:
- Электричество рождается на гидроэлектростанциях – ГЭС.
(показ иллюстрации № 1)
Электростанции построены на больших реках. Вода в реках течет и приводит в движение большие моторы – турбины, которые и вырабатывают электрический ток.
(показ иллюстрации № 2)
Электрический ток по проводам приходит в наши дома.
(показ иллюстрации № 3).
Ток течет по проводам, так же, как и капельки воды в ручье.
(показ иллюстрации № 4, 5)
-А теперь я предлагаю вам пройти за столы.
2.Работа за столами.
Воспитатель:
-Возьмите в руки кусочки провода, рассмотрите их.
(дети рассматривают провод)
Воспитатель:
-Электрические провод одет в специальную резиновую трубочку – резиновую «рубашку», внутри которой много тоненьких проводков, по которым и бежит ток.
-А у нас в группе есть электрический ток? Где он?
(предполагаемые ответы детей: лампочки, розетки, выключатели)
Воспитатель:
-Кроме этих предметов есть еще и электрические приборы. Мы их еще называем бытовыми приборами. Назовите, какие бытовые приборы вы знаете.
(предполагаемые ответы детей: холодильник, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и т.д.)
Воспитатель:
-Как вы думаете, зачем люди придумали электрические бытовые приборы?
(предполагаемые ответы детей: чтобы быстрее справиться с работой, чтобы не уставать, чтобы облегчить себе труд)
Воспитатель:
-А сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию об электричестве и бытовых приборах.
3.Просмотр презентации.
Воспитатель:
-Ребята, для того, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру. Хотите?
4.Дидактическая игра «Что сейчас есть и что было раньше»
(первый ребенок берет с подноса картинку с изображением современного электрического прибора и вешает на доску, другой ребенок находит карточку – пару из предмета прошлого времени; например: пылесос – веник)
Воспитатель(обращается к гостям):
-Уважаемые гости, а сейчас мы вам предлагаем ответить, что было раньше, а что есть сейчас.
5.Вопросы для гостей:
-Сейчас вентилятор, а раньше (веер).
-Сейчас тостер, а раньше (сковорода).
-Раньше кастрюля, а сейчас (мультиварка).
-Раньше турка, а сейчас (кофе-машина).
-Раньше тряпка для стен и окон, а сейчас (парогенератор).
-Раньше мангал, а сейчас (электрогриль).
-Раньше вода и губка для посуды, а сейчас (посудомоечная машина).
Воспитатель:
-Вот видите, ребята, сколько бытовой техники, так необходимой и нужной нам, усовершенствовал человек благодаря электрическому току.
6.Динамическая пауза «Будь внимательным»
Воспитатель:
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Я буду называть предметы. Если вы услышите название какого-нибудь электроприбора, то вы хлопните в ладоши. Если это любой другой предмет, то вы топните ногой.
7.Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами узнаем, где же может жить электричество.
Опыт 1.
Воспитатель:
Мы с вами поговорили об электричестве, который идет к нам по проводам.
Но есть и другое электричество, оно безопасное.
-Что это?
(показывает фонарик)
-Кто знает, как им нужно пользоваться?
(воспитатель вызывает желающего ребенка, он включат фонарик, тот не работает)
-Как вы думаете, почему он не работает?
(предполагаемый ответ детей: нет батареек)
Воспитатель:
-Правильно. Кто хочет вставить батарейки?
(желающий ребенок вставляет батарейки и фонарик загорается)
Воспитатель:
-Назовите другие предметы, которые работают с помощью батарейки.
(предполагаемые ответы детей: часы, музыкальные игрушки, пульт для телевизора, телефон и др.)
Воспитатель: какой мы сделаем вывод?
(предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в батарейках)
Опыт 2.
Воспитатель:
-Электричество еще существует в природе и природных явлениях. Как вы думаете, где мы можем увидеть его в природе?
(рассуждения детей, если дети не догадываются, то показать им
иллюстрацию № 6)
Воспитатель:
-Что это?
(предполагаемый ответ детей: молния)
Воспитатель:
-Молния - это разряды природного электричества. Мы рассмотрели это явление на картинке, а сейчас я покажу вам разряды молнии на специальном приборе.
(воспитатель демонстрирует разряды молнии на специальном приборе)
Воспитатель:
-Какой вывод мы можем сделать?
(предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в природе)
Опыт 3.
Воспитатель:
-Электричество живет повсюду. Иногда оно опасно, как, например, ток в розетке или молния. Но бывает ток и безопасный. Даже в вашем организме, в вашем теле живет ток. Хотите это проверить?
-На стене висит шарик, он не привязан за ниточку, он держится с помощью силы тока. Маленькие частички тока притягиваются друг к другу. А теперь каждый возьмите по шарику и попробуйте также повесить их на стену.
(дети пробуют повесить шарики на стену, но они падают)
Воспитатель:
-Я вам уже говорила, что электричество живет в вашем теле. А теперь давайте это проверим. Потрите шарик о голову – о волосы. А теперь повесьте шарик на стену. Получилось?
(дети проводят эксперимент)
Воспитатель:
-Какой мы можем сделать вывод?
(предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в теле человека)
Опыт 4.
Воспитатель:
-Ребята, у вас на подносах лежат бабочки. Возьмите бабочку и положите ее на стол перед собой. А теперь попробуйте пластмассовой палочкой поднять эту бабочку. Получилось?
(дети пробуют с помощью палочки поднять бабочку, но у них ничего не получается)
Воспитатель:
-А теперь потрите палочку шерстяной тканью и снова поднимите бабочку.
(дети экспериментируют).
Воспитатель:
-Палочки стали электрическими и притянули к себе бумажные бабочки.
-Какой вывод мы можем сделать?
(предположительные ответы детей: электричество живет в тканях, одежде)
8.Вопросы для гостей
Воспитатель (обращается к гостям):
-Уважаемые взрослые, подскажите нам, пожалуйста, как еще можно увидеть электричество в быту.
(- когда в темноте снимаешь одежду, то летят искры;
- когда один человек дотрагивается до другого, то иногда можно почувствовать электрический разряд;
- когда расчесываешь волосы, то они могут притягиваться к расческе;
- когда дотронешься рукой до холодильника и батарее одновременно;
- если в темноте кошку потереть шерстяной тканью, то шерсть кошки в темноте будет светиться.)
9.Динамическая пауза «Включи лампочку»
Воспитатель:
-Ребята, давайте возьмемся за руки и представим, что мы с вами – это длинный электрический провод. А буду исполнять роль розетки, а последний ребенок будет исполнять роль лампочки.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос…
Ток энергию принес!
(все, взявшись за руки, сидят на корточках; первый встает воспитатель и поднимает карточку «розетка», затем все дети встают поочередно друг за другом; последним встает ребенок, исполняющий роль «лампочка»).
10. Упражнение на развитие мелкой моторики
Воспитатель:
-Мы с вами играли в игру «Включи лампочку». А сейчас я предлагаю вам включить свет с помощью лампочек в своих домах. Хотите?
-Прежде, чем приступить к работе, нам надо протянуть электрический провод. Возьмите шнурок. Это будет электрический провод. На нем нужно завязать узлы. Но сколько узлов вы завяжете, вы узнаете, когда решите эту задачу.
Задача:
У нашего электрика Сергея Егоровича было две лампочки, а наш завхоз Марианна Владимировна дала ему еще одну лампочку. Сколько лампочек всего нужно вкрутить электрику?
(иллюстрация № 7)
11.ФЭМП
Воспитатель:
-Сейчас мы с вами будем зажигать свет в окошках дома:
-в первом окне горит красная лампочка;
-в третьем окне горит зеленая лампочка;
-в пятом окне горит синяя лампочка;
-оранжевая лампочка горит между красной и зеленой, какое по счету это окно? И т.д.
(дети выполняют задание по команде воспитателя)
Воспитатель:
-На крыше вашего дома есть окошко. Поставьте туда цифру, обозначающую количество светильников в нашей группе.
(дети самостоятельно выполняют задание)
Воспитатель:
-Вот и в наших домах загорелся свет. Вечером после трудового дня собираются все у себя в доме. Давайте-ка заглянем в одну квартиру. Там папа с дочкой о чем-то ведут разговор.
12.Мини-инсценировка по стихотворению М.Монаковой «Розетки мне не интересны!»
Дочка: В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:
Папа: «В розетке – ток!
Вам розетку эту я трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!»
Воспитатель:
-Ребята, чему нас учит разговор папы с дочкой?
(предполагаемые ответы детей: ток опасен, нельзя самостоятельно включать приборы в розетку).
Заключение
Воспитатель:
-Сегодняшний день я запомню надолго. А какие у вас впечатления, вам понравилось или нет?
Давайте возьмем свои воздушные шарики, с которыми мы проводили опыт. Эти шарики очень похожи на лампочки. Ребята, кому сегодня было интересно, нарисуйте на шариках фломастерами веселое лицо, а кому было неинтересно – грустное лицо.
(НОД закончена; дети в рисуют на шарах)
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
Утро: рассматривание картинок с изображением электрических приборов, подбор прилагательных и глаголов к заданным словам.
Прогулка: беседа о правилах поведения на улице во время грозы.
Вечер: сюжетно-ролевая игра «Семья», разрезные картинки по теме.
Используемые ресурсы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2. http://doshvozrast.ru/index.htm
3.http://www.numi.ru/list.php?razdel=%C4%EE%F8%EA%EE%EB%FC%ED%EE%E5
4. http://viki.rdf.ru/item/1559/download
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»
Программное содержание:1. Формировать представление у детей о подземных богатствах. 2. Познакомить детей с поле...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".
Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество, работая в технике - квиллинг....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Выдающиеся математики"
Это интегративное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Бумажная фея»
Тема «Бумажная фея» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое ра...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Наша земля- Зеленый дом!»
Тема «Наша земля- Зеленый дом!» » Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие, «Социально-ко...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы "На арене цирка"
Цель: закрепить знания детей 6-7 лет о профессиях цирковых артистов в разных видах деятельности...