Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы на тему «Где живет электричество?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Черницова Ирина Юрьевна

Конспект НОД по познавательному развитию детей 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №365 городского округа Самара

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми

подготовительной к школе логопедической группы

на тему

«Где живет электричество?»

                                                                      Подготовила и провела

воспитатель МБДОУ д/с№365

                                                                            Черницова Ирина Юрьевна

г.Самара,2014г.

Тема недели «Мой дом. Моя квартира»

Тема НОД «Где живет электричество»

Разработчик Черницова Ирина Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №365 Куйбышевского района городского округа Самара.

Возрастная категория детей 6-7 лет.

Время проведения февраль 2014года.

Цель: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значении в жизни человека.

(ОО «Познание»)

Задачи:

воспитательные:

1.Воспитывать потребность к познанию окружающего мира и радость открытий, полученных из опытов.

(ОО «Познание»)
2.Воспитывать  интерес к совместной деятельности, навыкам сотрудничества.

(ОО «Социализация»)
обучающие и развивающие:

1.Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании.

(ОО «Познание»)

2.Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

(ОО «Безопасность»)

3.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

(ОО «Познание»)

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД: электрический фонарик

Для проведения НОД: иллюстрации, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, презентация об электричестве), настольная лампа, картинки с изображением электроприборов, фонарик, надувные шары, шерстяные тряпочки, пластмассовые палочки (счетные палочки), бумажные бабочки, цветные шнурки, авторское методическое пособие «Домики», атрибуты к подвижной игре (карточки с изображением лампочки и розетки), кусочки изоляционного провода, атрибуты для инсценировки (бантик и шляпа), фломастеры.

Предварительная работа:

Деятельность педагога: подготовка наглядного и  раздаточного материала,

создание презентации, подбор загадок и стихов, предварительная опытно-экспериментальная деятельность, подбор атрибутов для игры.

Деятельность педагога с детьми: беседа об электробытовых приборах и правилах безопасности при обращении с ними, разучивание подвижной игры «Включи лампочку», подготовка инсценировки.

Деятельность педагога с родителями:  консультация для родителей «Опасные предметы в доме»

Формы организации совместной деятельности:

Беседа, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, продуктивная деятельность, динамическая пауза, упражнение на развитие мелкой моторики,  опытно-экспериментальная деятельность, взаимопомощь, самоанализ.

Реализация видов деятельности:

Мотивация

В группе гаснет свет. Дети удивлены. Воспитатель включает фонарик и подзывает детей к себе.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, почему погас свет?

(рассуждения детей; подвести детей к пониманию того, что свет – это электричество; свет включается)

-Хотите ли вы побольше узнать о таком явлении, как электричество?

Основная часть

1.Беседа на ковре

Воспитатель:

-Отгадайте загадку:

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество –

Это (электричество).

Воспитатель:

-Электричество еще называют электрическим током.

-А вы знаете, как электрический ток  попадает в дом?

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций:

- Электричество рождается на гидроэлектростанциях – ГЭС.

(показ иллюстрации № 1)

Электростанции построены на больших реках. Вода в реках течет и приводит в движение большие моторы – турбины, которые и вырабатывают электрический ток.

(показ иллюстрации № 2)

Электрический ток по проводам приходит в наши дома.

(показ иллюстрации № 3).

Ток течет по проводам, так же, как и капельки воды в ручье.

(показ иллюстрации № 4, 5)

-А теперь я предлагаю вам пройти за столы.

2.Работа за столами.

Воспитатель:

-Возьмите в руки кусочки провода, рассмотрите их.

(дети рассматривают провод)

Воспитатель:

-Электрические провод одет в специальную резиновую трубочку – резиновую «рубашку», внутри которой много тоненьких проводков, по которым и бежит ток.

-А у нас в группе есть электрический ток? Где он?

(предполагаемые ответы детей: лампочки, розетки, выключатели)

Воспитатель:

-Кроме этих предметов есть еще и электрические приборы. Мы их еще называем бытовыми приборами. Назовите, какие бытовые приборы вы знаете.

(предполагаемые ответы детей: холодильник, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и т.д.)

Воспитатель:

-Как вы думаете, зачем люди придумали электрические бытовые приборы?

(предполагаемые ответы детей: чтобы быстрее справиться с работой, чтобы не уставать, чтобы облегчить себе труд)

Воспитатель:

-А сейчас я предлагаю вам  посмотреть презентацию об электричестве и бытовых приборах.

3.Просмотр презентации.

Воспитатель:

-Ребята, для того, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру. Хотите?

4.Дидактическая игра «Что сейчас есть и что было раньше»

(первый ребенок берет с подноса картинку с изображением современного электрического прибора и вешает на доску, другой ребенок находит карточку – пару из предмета прошлого времени; например: пылесос – веник)

Воспитатель(обращается к гостям):

-Уважаемые гости, а сейчас мы вам предлагаем ответить, что было раньше, а что есть сейчас.

5.Вопросы для гостей:

-Сейчас вентилятор, а раньше (веер).

-Сейчас тостер, а раньше (сковорода).

-Раньше кастрюля, а сейчас (мультиварка).

-Раньше турка, а сейчас (кофе-машина).

-Раньше тряпка для стен и окон, а сейчас (парогенератор).

-Раньше мангал, а сейчас (электрогриль).

-Раньше вода и губка для посуды, а сейчас (посудомоечная машина).

Воспитатель:

-Вот видите, ребята, сколько бытовой техники, так необходимой  и нужной нам,  усовершенствовал человек благодаря электрическому току.

6.Динамическая пауза «Будь внимательным»

Воспитатель:

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

Я буду называть предметы. Если вы услышите название какого-нибудь электроприбора, то вы хлопните в ладоши. Если это любой другой предмет, то вы топните ногой.

7.Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель:

-Сегодня мы с вами узнаем, где же может жить электричество.

Опыт 1.

Воспитатель:

Мы с вами поговорили об электричестве, который идет к нам по проводам.

Но есть и другое электричество, оно безопасное.

-Что это?

(показывает фонарик)

-Кто знает, как им нужно пользоваться?

(воспитатель вызывает желающего ребенка, он включат фонарик, тот не работает)

-Как вы думаете, почему он не работает?

(предполагаемый ответ детей: нет батареек)

Воспитатель:

-Правильно.  Кто хочет вставить батарейки?

(желающий ребенок вставляет батарейки и фонарик загорается)

Воспитатель:

-Назовите другие предметы, которые работают с помощью батарейки.

(предполагаемые ответы детей: часы, музыкальные игрушки, пульт для телевизора, телефон и др.)

Воспитатель: какой мы сделаем вывод?

(предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в батарейках)

Опыт 2.

Воспитатель:

-Электричество  еще существует в природе и природных явлениях. Как вы думаете, где мы можем увидеть его в природе?

(рассуждения детей, если дети не догадываются, то показать им

 иллюстрацию № 6)

Воспитатель:

-Что это?

(предполагаемый ответ детей: молния)

Воспитатель:

-Молния - это разряды природного электричества. Мы рассмотрели это явление на картинке, а сейчас я покажу вам разряды молнии на специальном приборе.

(воспитатель демонстрирует разряды молнии на специальном приборе)

Воспитатель:

-Какой вывод мы можем сделать?

(предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в природе)

Опыт 3.

Воспитатель:

-Электричество живет повсюду. Иногда оно опасно, как, например, ток в розетке или молния. Но бывает ток и безопасный. Даже в вашем организме, в вашем теле живет ток. Хотите это проверить?

-На стене висит шарик, он не привязан за ниточку, он держится с помощью силы тока. Маленькие частички тока притягиваются друг к другу. А теперь каждый возьмите по шарику и попробуйте также повесить их на стену.

(дети пробуют повесить шарики на стену, но они падают)

Воспитатель:

-Я вам уже говорила, что электричество живет в вашем теле. А теперь давайте это проверим. Потрите шарик о голову – о волосы. А теперь повесьте шарик на стену. Получилось?

(дети проводят эксперимент)

Воспитатель:

-Какой мы можем сделать вывод?

(предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в теле человека)

Опыт 4.

Воспитатель:

-Ребята, у вас на подносах лежат бабочки. Возьмите бабочку и положите ее на стол перед собой. А теперь попробуйте пластмассовой палочкой поднять эту бабочку. Получилось?

(дети пробуют с помощью палочки поднять бабочку, но у них ничего не получается)

Воспитатель:

-А теперь потрите палочку шерстяной тканью и снова поднимите бабочку.

(дети экспериментируют).

Воспитатель:

-Палочки стали электрическими и притянули к себе бумажные бабочки.

-Какой вывод мы можем сделать?

(предположительные ответы детей: электричество живет в тканях, одежде)

8.Вопросы для гостей

Воспитатель (обращается к гостям):

-Уважаемые взрослые, подскажите нам, пожалуйста, как еще можно увидеть электричество в быту.

(- когда в темноте снимаешь одежду, то летят искры;

-  когда один человек дотрагивается до другого, то иногда можно почувствовать электрический разряд;

-  когда расчесываешь волосы, то они могут притягиваться к расческе;

- когда дотронешься рукой до холодильника и батарее одновременно;

- если в темноте кошку потереть шерстяной тканью, то шерсть кошки в темноте будет светиться.)

9.Динамическая пауза «Включи  лампочку»

Воспитатель:

-Ребята, давайте возьмемся за руки и представим, что мы с вами – это длинный электрический провод. А буду исполнять роль розетки, а последний ребенок будет исполнять роль лампочки.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос…

Ток энергию принес!

(все, взявшись за руки, сидят на корточках; первый встает воспитатель и поднимает карточку «розетка», затем все дети встают поочередно друг за другом; последним встает ребенок, исполняющий роль «лампочка»).

10. Упражнение на развитие мелкой моторики

Воспитатель:

-Мы с вами играли в игру «Включи лампочку». А сейчас я предлагаю вам включить свет с помощью лампочек в своих домах. Хотите?

-Прежде, чем приступить к работе, нам надо протянуть электрический провод. Возьмите шнурок. Это будет электрический провод. На нем нужно завязать узлы. Но сколько узлов вы завяжете, вы узнаете, когда решите эту задачу.

Задача:

У нашего электрика Сергея Егоровича было две лампочки, а наш завхоз Марианна Владимировна дала ему еще одну лампочку. Сколько лампочек всего нужно вкрутить электрику?

(иллюстрация № 7)

11.ФЭМП

Воспитатель:

-Сейчас мы с вами будем зажигать свет в окошках дома:

-в первом окне горит красная лампочка;

-в третьем окне горит зеленая лампочка;

-в пятом окне горит синяя лампочка;

-оранжевая лампочка горит между красной и зеленой, какое по счету это окно? И т.д.

(дети выполняют задание по команде воспитателя)

Воспитатель:

-На крыше вашего дома есть окошко. Поставьте туда цифру, обозначающую количество светильников в нашей группе.

(дети самостоятельно выполняют задание)

Воспитатель:

-Вот и в наших домах загорелся свет. Вечером после трудового дня собираются все у себя в доме. Давайте-ка заглянем в одну квартиру. Там папа с дочкой о чем-то ведут разговор.

12.Мини-инсценировка по стихотворению М.Монаковой «Розетки мне не интересны!»

Дочка:  В гости к нам пришла соседка,

Мы резвились с ней полдня,

Спицу вставили в розетку,

Из розетки – столб огня!

Мы с соседкой еле-еле

Прыгнуть в сторону успели.

Папа мой, большой знаток,

Нам сказал:

Папа: «В розетке – ток!

Вам розетку эту я трогать не советую,

Утюги и провода

Не хватайте никогда!

Ток невидимый без рук

Вас ударить может вдруг!»

Воспитатель:

-Ребята, чему нас учит разговор папы с дочкой?

(предполагаемые ответы детей: ток опасен, нельзя самостоятельно включать приборы в розетку).

Заключение

Воспитатель:

-Сегодняшний день я запомню надолго. А какие у вас впечатления, вам понравилось или нет?

Давайте возьмем свои воздушные шарики, с которыми мы проводили опыт. Эти шарики очень похожи на лампочки. Ребята, кому сегодня было интересно, нарисуйте на шариках фломастерами веселое лицо, а кому было неинтересно – грустное лицо.

(НОД закончена; дети в рисуют на шарах)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Утро: рассматривание картинок с изображением электрических приборов, подбор прилагательных и глаголов к заданным словам.

Прогулка: беседа о правилах поведения на улице во время грозы.

Вечер: сюжетно-ролевая игра «Семья», разрезные картинки по теме.

Используемые ресурсы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. http://doshvozrast.ru/index.htm

3.http://www.numi.ru/list.php?razdel=%C4%EE%F8%EA%EE%EB%FC%ED%EE%E5

4. http://viki.rdf.ru/item/1559/download

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Выдающиеся математики"

Это интегративное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Бумажная фея»

Тема «Бумажная фея» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое ра...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Наша земля- Зеленый дом!»

Тема «Наша земля- Зеленый дом!» »     Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие, «Социально-ко...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы "На арене цирка"

Цель: закрепить знания детей 6-7 лет о профессиях цирковых артистов в разных видах деятельности...