Конспект НОД с детьми старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «По тропинке в лес пойдём»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект "По тропинке в лес пойдём" разработан с учетом задач программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; . Надеюсь, что данный материал поможет вам познакомить детей с правилами личной безопасности в природе, выработать у детей навык экологически правильного и осозноанного отношения к объектам природы . К конспекту прилагаются презентации "Прогулка по осеннему лесу", "Есть в травах лечебная сила".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_mat.docx | 25.08 КБ |
osen_2.ppsx | 2.7 МБ |
lekarstvennye_travy.ppsx | 718.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад компенсирующего вида №24 «Светлячок»
город Белорецк муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
Конспект НОД с детьми старшей группы.
Образовательная область «Познание»
Тема: «По тропинке в лес пойдём»
Разработала: воспитатель
Журба Н. Н.
2014
Конспект НОД с детьми старшей группы «По тропинке в лес пойдём».
Задачи:
Формировать у детей элементарные экологические представления, а так же навыки безопасного поведения на природе; способствовать умению находить выход из сложившейся ситуации. Развивать познавательный интерес. Активизировать словарь детей по теме «Безопасность».
Развивать зрительное внимание; восприятие; мышление; тонкую и общую моторику; координацию речи с движением. Совершенствовать навыки речевого общения, связной речи.
Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к природе; ответственное отношение к своему здоровью. Прививать трудовые природоведческие навыки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, двигательная.
Оборудование, материально-техническое обеспечение:
Мультимедийная доска, ноутбук (MS Power Point). Презентация «Лекарственные растения»; «Осенний лес». Слайды: «полянка», «дерево после пожара». Разрезные картинки «Деревья»; кубики с объектами природа для игры «Экологическая пирамида»; модели «Правила поведения в природе». Письмо от Лесовичка; картинки: продукты питания, одежда, рюкзак, фонарик, аптечка; карта-схема; муляжи грибов; корзинка с осенними листьями, желудями, сухими веточками, мхом.
Методические приёмы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, дидактические игры, использование ИКТ.
Предварительная работа:
Беседы о безопасном поведении, чтение художественной литературы по теме «Безопасность», разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
Мотивация.
В группу приходит письмо от Лесовичка: «Здравствуйте ребята. Пишет ваш старый знакомый Лесовичок. У нас в лесу наступила осень. На деревьях краснеют, желтеют, буреют листья. Перелётные птицы собираются в стаи и незаметно, по ночам отбывают в дальний путь. Холодеет вода. Ветры – листодёры срывают с леса роскошный летний наряд. Появились тонконожки-опёнки. В лесу всё готовится к долгой зиме. Приглашаю вас в гости, полюбоваться осенним лесом, подышать свежим воздухом. Приготовил для вас природный материал, который пригодится вам для поделок. Встретить вас не могу, очень много дел в осеннем лесу. Найти меня легко. Идти нужно по маршруту, который отмечен на схеме зелёным цветом. Жду встречи с вами. Ваш Лесовичок»
- Перед тем, как отправиться в гости к Лесовичку, давайте подумаем, что нужно взять с собой, что может нам понадобиться в дороге.
Дети выбирают соответствующие картинки: (вода, еда, дождевик, тёплые вещи, аптечка, защитные средства от насекомых, компас). Мотивируют свой выбор.
- О чем вы должны ещё помнить? Дети не должны ходить в лес одни, это очень опасно:
Должны всерьёз вы уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться так легко:
Уйти от дома далеко
И не найти назад пути…
И больше к маме не прийти.
- А теперь давайте внимательно посмотрим на маршрут, по которому нам предстоит идти. – На схеме нарисованы две линии, одна зелёная по которой нам нужно идти, а одна красная. Про неё нам Лесовичок ничего не говорил, куда интересно она приведёт? Я думаю, что по ходу мы во всем с вами разберёмся.
Основная часть.
Заходи в осенний лес!
Дети выполняют ходьбу на месте.
Много здесь вокруг чудес!
Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот берёзки золотом горят, и осины на ветру дрожат.
Поднимают руки вверх.
Под деревьями грибы стоят
Приседают
В корзинку прыгнуть так хотят.
- Скажите, а все ли грибы можно складывать в корзинку. Почему? Грибы бывают съедобные и несъедобные. Сейчас нужно будет собрать в корзинку только съедобные грибы и назвать их.
Малоподвижная игра: «Съедобные - несъедобные»
Никогда не ешьте незнакомых ягод…
И грибы-поганки в рот тащить не надо:
Голова закружится, заболит живот
И от отравления доктор не спасёт…
- Вы должны помнить, что несъедобные грибы очень опасны для человека, но очень необходимы лесным жителям как лекарство. Поэтому мы их не будем трогать.
- Идём дальше по зелёной тропинке:
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Поднимая ноги выше,
Мы к лесной лужайке вышли.
Ходьба с высоким подниманием колен.
На экране появляется изображение лесной лужайки с разбросанным на ней мусором.
- Что-то на этой лужайке не так. Кто мог оставить этот мусор? Ответы детей. Что нужно сделать с мусором? Вы должны запомнить, что стекло, пластиковая упаковка, полиэтиленовые пакеты не гниют и не исчезают из почвы никогда. Прежде чем сгниёт железная банка, пройдёт очень много лет. Поэтому люди должны помнить, что есть отходы, которые можно закопать в землю это пищевые остатки, есть мусор, который можно сжечь на костре – бумага, картон.
Предметы из стекла, пластика, железа лучше всего забрать с собой в город и выбросить в контейнер или сдать в специальные пункты приёма бытовых отходов. А чтоб люди об этом не забывали, давайте в местах отдыха поставим экологические знаки, запрещающие разбрасывать и оставлять после себя мусор. Используя образец, дети из готовых деталей составляют знаки.
- На полянке стало чисто, можно отправляться дальше. Обратите внимание на красную дорожку, кажется, я догадалась, почему мы не пошли по ней. А вы? (На красной дорожке нарисованы дикие животные). Красной линией обозначена территория заповедника.
Там нельзя рвать растения, охотиться на зверей, ловить рыбу. У нас в Белорецком районе находится Южно-Уральский Государственный природный заповедник. Позже мы с ними обязательно познакомимся. Вы должны знать, встреча с дикими животными в лесу это очень опасно. Даже если это детёныши животных.
Словесная игра «Назови детёнышей».
У медведя – медвежата;
-у зайца – зайчата;
- у белки – бельчата и т.д.
- Мы попросить хотим ребят
Не трогать маленьких зверят.
И в руки никогда не брать –
Их мать примчится защищать.
Если по лесу с друзьями гулял
И на пенёчке змею увидал,
То не кричи, не сзывай всех друзей,
А отойди сам подальше скорей.
Помни: змея начинает кусаться,
Если должна от врагов защищаться. Не будем здесь долго задерживаться, отправляемся дольше по зелёной дорожке.
- Вместе по лесу идём
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, клеверок. (Повороты в сторону)
К солнцу тянутся цветы. (Потягивания),
С ними потянись и ты. (Руки вверх)
На экране появляется цветочная поляна и знак «Не рви цветы».
- Кто знает, что этот знак обозначает? Почему нельзя рвать много цветов? Для чего нужны цветы? У нас в Башкортостане встречаются редкие растения, поэтому они занесены в Красную книгу и находятся под защитой. А значит, их нельзя рвать.
- Многие растения обладают лекарственными свойствами, поэтому их используют в медицине. А вот какие, вы сейчас отгадаете сами.
Презентация «Лекарственные растения».
- Впереди на нашей тропинке большое, красивое дерево. На экране появляется дерево после пожара. Что же здесь произошло? От чего мог возникнуть пожар? Ответы детей.
- Дерево могло пострадать от удара молнии:
Если дерево одно в поле возвышается,
То стоять под ним в грозу людям запрещается.
Если молния в него невзначай ударит,
То живого никого рядом не оставит…
- Пожар в лесу мог произойти от того, что кто-то не потушил костёр, бросил непотушенную сигарету, стеклянную бутылку, которая сыграла роль увеличительного стекла. Солнечные лучи, проходя сквозь стекло стали очень горячими и смогли поджечь сухую траву. В любом случае вы должны помнить, что пожар в лесу это очень опасно. В лесу после пожара ещё долго не зацветут цветы, не запоют птицы, не застрекочет кузнечик. В таком лесу не будут жить насекомые. А значит, не будет еды для птиц и животных.
Экологическая игра «Пирамида».
- Что вы будете делать, если увидите огонь в лесу? Самое главное нельзя близко подходить к огню, прятаться. Нужно громко кричать, звать на помощь.
Костёр в лесу не оставляйте – песком, землёю засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил,
Беды в лесу не натворил. Давайте сделаем доброе дело. Посадим деревья.
Разрезные картинки «Деревья». Какие деревья вы посадили? Дети называют «посаженные » деревья. Эти деревья появляются на экране. Появляется Лесовичок. Спрашивает о том, как добрались, не заблудились? Дети рассказывают, что было с ними в дороге. Лесовичок благодарит за добрые дела, которые дети сделали по дороге. Напоминает о правилах поведения в лесу и дарит корзинку с природным материалом, который пригодится для будущих поделок.
– А сейчас я приглашаю вас прогуляться по осеннему лесу.
Презентация «Осенний лес». Дети прощаются и возвращаются в детский сад:
-До свиданья, старый лес, (Помахивание рукой)
Полный сказочных чудес! (Поворот вправо-влево с вытянутыми руками)
По тропинкам мы гуляли, (Ходьба)
На полянке поскакали, (Прыжки).
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
Широко разводим руки в стороны. (Ходьба)
В самостоятельной деятельности, используя различные средства изображения, дети передают свои впечатления от прогулки по лесной тропинке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Желтое - как солнце поле, п ижмы цвет, на все раздолье! Защитит меня от хвори, от прожорливости моли.
Тонкий стебель у дорожки, н а конце его – сережки, Нам он – как хороший друг лечит раны ног и рук.
Средь цветочков полевых неказистых и простых Есть беленький цветок, лечит горло и живот.
К ровь Крапив очищает , б оль зубную убирает . Кальция, железа, меди, аскорбинки много в ней .
Тысячелистник здесь растёт, ц ветами мелкими цветёт! Да, бабушка всегда права…-Полезна эта, чем трава? Чтоб тыщу лет нам не тужить?! - Да нет, до ста, хотя б дожить !
Живу в семье я лютиков, лечу я всех подряд. Мохнатые реснички, фиалковый наряд. В лечебных используют целях корни, цветы сон травы.
Все лекарственные травы заслужили много славы Человек и зверь, и птица могут травами лечиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Познавательное развитие». Тема: «Страна знаний и умений» ( с использованием ИКТ)
1. Развивать у детей представления о цвете, о длине.2. Формировать навык понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.3....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР средне-старшего возраста. Образовательная область «Познавательное развитие».Тема: «Профессии наших мам».
Цели, задачи, ход занятия....
Конспект НОД с детьми старшей группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в страну Зазеркалье»
2.Возрастная группа: дети 5 лет3. Образовательная деятельность: познавательное развитие4.Интеграция образовательных областей:- Познавательное развитие- Речевое развитие- Художественно-эстетическ...
Конспект НОД с детьми старшего возраста. Образовательная область «Познавательное развитие»:формирование элементарных математических представлений на тему:«Золушка спешит на бал»
Программное содержание:Образовательные задачи: учить различать предметы, ориентируясь на форму, величину и цвет; соотносить счет предметов с цифрами. Формировать умение подбирать группы предметов по и...
Конспект НОД с детьми старшей группы в области «Познавательное развитие» по теме «Наш край»
Расширить знания детей о Северном крае, его коренных жителях, их быте, культуре, традициях и о природе Заполярья....
Конспект педагогического мероприятия с детьми 7 лет ( образовательная область «Познавательное развитие») тема: «Жизнь и быт казаков»
Цель мероприятия:-Знакомить детей с жизнью, и бытом казаков Белогорья.-Приобщение дошкольников к культуре Белгородских казаков.Задачи:Образовательные: -приобщать детей к культуре и быту каз...