Конспект НОД с детьми старшей группы в области «Познавательное развитие» по теме «Наш край»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Расширить знания детей о Северном крае, его коренных жителях, их быте, культуре, традициях и о природе Заполярья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Наш край»
Задачи:
Образовательная - расширить знания детей о нашем крае, его коренных жителях, их быте, культуре, традициях, о природе Заполярья.
Развивающая - развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательная - воспитывать любовь к родному краю ,бережное отношение к истории Кольского полуострова.
Материал, оборудование: географическая карта Мурманской области, иллюстрации жилища и одежды саамов, картинки о тундре, о северном сиянии, фото оленей, выставка саамского рукоделия, украшений из бисера.
Словарная работа: тундра, ягель, валуны, северное сияние, оленеводы, пимы, бурки, малица, шамшур, кувакса, вежа, амбар.
Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Северный край» о предметах культуры и о быте саамов, экскурсия на выставку «Народно-прикладное искусство Кольских саамов» ,чтение книг: В. Дранишников «Рассказы по истории Кольского края», И Ядринцева «Мурманск -Арктики столица», Н. Добычина «В нашем городе морском», Л. Готовко «Самый родной».
Ход:
Сегодня поговорим о нашем северном крае.
Кольская земля-частица нашей Родины. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос.
-Скажите, где мы живем?
-Как называют жителей Мурманска?
-Где расположен наш город Мурманск?
Покажите на карте наш город и Кольский полуостров.
-Кто знает, как называется наш край? Почему?
Наш северный край- край полярной ночи и полярного дня. Вот как говорится о нем в стихотворении:
Пусть зимою солнца нет
И в туманы край одет,
Но зато полярным летом
Совершенно ночи нет.
- Кто знает, как назывался наш северный край в старину? (Лапландия). Почему?
Коренными жителями полуострова были лопари или саамы, как их теперь называют.
- Где живут саамы? (в тундре).
По- своему красива тундра! Она покрыта разноцветным мхом, словно ковром.
- Самое ценное растение тундры какое? (ягель).
Ягель - неприхотливое растение, оно хорошо растет на скалах, песках, валунах. Валуны- это огромные камни.
- Как вы понимаете это выражение - совет саамов: «Умей пасти оленей на ягеле и будешь счастлив , человек!»
Ягель - пища для оленей. Не было бы ягеля- не стало бы и оленей, а жизнь саамов немыслима без оленей. Саамы любят говорить: «Олень везет, олень кормит, олень одевает». – Почему они так говорят?
Да, саамы – оленеводы. Они передвигаются на оленях в поисках пищи :рыбы и зверя, значит они еще хорошие охотники и рыболовы. Одежду и обувь шьют из меха. Мех оленей надежно защищает саамов от холода, ветра и сырости.
-Какую одежду саамов знаете? (малица, бурки, пимы, шамшур)
По традиции одежду обычно шьют женщины. Мастерица сама обрабатывает шкуру оленя- мочит ее ,мнет, вытягивает, скоблит, смазывает специальным составом, затем сушит и приступает к раскрою. Малица, бурки, пимы – одежда, которой саамы пользуются в наши дни. Раньше эта одежда называлась по- другому. В музее вы видели и рассматривали одежду. Вспомните, как называлась малица? Малица называлась раньше – печок. Разница между ними в том, что печок был сшит мехом наружу, без капюшона, а малица с капюшоном, мехом внутрь. Вместо современных бурок и пим были яры - мужские и женские меховые длинные сапоги и каньги-мягкие полусапожки: зимние – из меха, летние – из кожи оленя.
- Какие еще традиционные изделия из меха и кожи делают саамы?( сумки, рукавицы, тапки, коврики, кулоны).
- Что вышивали бисером? (женские головные уборы, упряжки оленей, игольницы)
- Вспомните, как называется саамский женский головной убор?
Работы Кольских мастериц известны не только жителям Мурманской области, в нашей стране, но и за рубежом. Наш край богат умельцами - мастерами.
- В каком селе живут сейчас наши саамы? (в Ловозере) Наш край очень красив.
Когда мы едем на поезде, что видим из окна? (леса, реки, озера, сопки, болота). Леса в Заполярье необычные и очень красивые.
- Какие деревья растут в наших лесах? (карельская береза, полярная ива, осина, рябина, ель, сосна.) По-своему прекрасна, но и сурова природа севера: короткое лето и длинная зима с морозами.
- Что мы наблюдаем в сильный мороз на небе?
Это одно из самых интересных явлений в природе, которое можно сравнить со сказкой и чудесами. Послушайте стихотворение о северном сиянии « Полярная сказка».
Разгорается сиянье:
В небе волны в три ряда,
Над волнами вырастает
Гор горящая гряда.
Ярче, ярче, ярче, ярче!
Словно в небе жгут костры.
Фиолетовые тени
Длинноноги и остры.
Выше, выше, выше, выше!
Гор горящая гряда.
Миг – и огненные горы
Исчезают без следа.
Тихо, тихо, тихо, тихо.
В синеве и на земле
Зябко вздрагивают звезды,
Месяц прячется во мгле.
И опять сначала робко,
А потом сильней, сильней
Разгорается сиянье.
Сколько сказочных огней!
- С чем автор сравнивает северное сияние?
- Какой традиционный праздник проводится каждый год в нашем городе?
- Что нового узнали на занятии?
Мурманчане чтят традиции народов Севера.
Мурманск - особый город, его нельзя не любить. Когда вырастите, постарайтесь, чтоб наш северный край стал еще красивее и лучше, Берегите свой край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «По тропинке в лес пойдём»
Конспект "По тропинке в лес пойдём" разработан с учетом задач программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; . Надеюсь, что данный материал помож...
Конспект НОД с детьми старшей группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в страну Зазеркалье»
2.Возрастная группа: дети 5 лет3. Образовательная деятельность: познавательное развитие4.Интеграция образовательных областей:- Познавательное развитие- Речевое развитие- Художественно-эстетическ...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» на тему: «ВЕСЫ»
Цель: формировать представление детей о весе предметов. Задачи: Образовательная: Закрепить знание детей о органах чувств человека;учить конструировать устройства (весы) из подручных материал...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».
Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2. Формировать ...
Конспект ООД «РЭМП» в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие » на тему: «Королевство страны Математика»
Конспект ООД «РЭМП» в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие » на тему: «Королевство стран...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Пять ключей»
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей через организацию различных видов деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять знания о частях суток, временах года;продолжать формировать умение к...