Конспект педагогического мероприятия с детьми 7 лет ( образовательная область «Познавательное развитие») тема: «Жизнь и быт казаков»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель мероприятия:
-Знакомить детей с жизнью, и бытом казаков Белогорья.
-Приобщение дошкольников к культуре Белгородских казаков.
Задачи:
Образовательные:
-приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами.
Воспитательные:
-воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kazaki.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сирохина Юлия Игоревна,
Воспитатель МБДОУ д/с №39 г. Белгород
Конспект педагогического мероприятия с детьми 7 лет
( образовательная область «Познавательное развитие»)
тема: «Жизнь и быт казаков»
Цель мероприятия:
-Знакомить детей с жизнью, и бытом казаков Белогорья.
-Приобщение дошкольников к культуре Белгородских казаков.
Задачи:
Образовательные:
-приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами.
Воспитательные:
-воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Форма деятельности: фронтальная.
Используемые методы и приёмы:
Просмотр презентации, рассказ о предметах быта казаков.
Оборудование и материалы:
-конверт с фотографиями казака и казачки;
-часы;
-слайд презентации костюмов казака и казачки;
-разрезные картинки костюмов казака и казачки;
-курень слайд презентации;
-сундук;
-картинки самовара, рушника, керосиновой лампы, деревянной ложки;
-картинки для игры «Предметы прошлого, предметы настоящего»;
-презентация о труде казаков;
-картинки к дидактической игре «Назови орудие труда»;
-весёлые и грустные смайлики.
Предварительная работа:
Беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание.
Продолжительность педагогического мероприятия: 30 минут
Ход педагогического мероприятия:
Психологический настрой:
Воспитатель:
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель:
Ребята сегодня к нам в детский сад принесли конверт.
Вам интересно узнать, что в нём?
Дети: Да.
Воспитатель:
Давайте откроем его и посмотрим.
Воспитатель из конверта достаёт фотографии с изображением казака и казачки.
Воспитатель:
Ребята, кто изображен на этих фотографиях.
Дети: Казаки.
Воспитатель:
Правильно. А кто такие казаки? (Ответы детей)
Воспитатель:
Казаки были храбрые, смелые воины, готовые в любую минуту защитить свою Родину.
Казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек.
Воспитатель:
А вы хотели бы узнать о жизни казаков подробнее?
Дети: Да
Воспитатель:
Тогда давайте с вами отправимся в путешествие в прошлое и побываем в гостях у казаков.
Поисковый этап.
Воспитатель:
А как вы думаете, что для этого нужно? Какой предмет нам поможет? Какой предмет показывает время?
Дети: Часы.
Воспитатель:
Правильно, чтобы совершить путешествие в прошлое нам надо
повернуть время вспять (т.е. перевести стрелки часов назад), для этого нужно
встать в круг, закрыть глаза, повернуться вокруг себя три раза и сказать
волшебные слова: «Время-время остановись! К нашим предкам повернись!»
Практический этап.
Воспитатель:
Вот мы с вами попали в гости к казакам. Когда-то очень давно из разных концов Земли приехали гордые и непокорные люди, которые, прежде всего ценили свободу. Жили они правильно, простор им был большой, власти над ними никакой не было, и управляли они сами собой. Поэтому их и назвали казаками, что означает вольные люди.
Казаки своей жизнью отличались от других людей во многом. У них был свой костюм. Он, как, оказалось, сильно отличался от того, какой в старину носили обычные жители нашего края.
Давайте рассмотрим костюмы казака и казачки. У казачки была не белая, а ярко-красная рубаха, широкая юбка, небольшая шапочка. А казаки носили красиво расшитые рубахи, сапоги и обязательно высокую шапку-кубанку.
(Дети рассматривают костюмы казака и казачки) презентация.
Воспитатель:
А сейчас я вам предлагаю из разрезных картинок, собрать костюмы казака и казачки.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. И мы продолжаем наше путешествие и попадаем в жилище казаков.
Воспитатель:
Казаки очень много строили. Хаты строили из местных природных материалов – из камыша, глины и соломы. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался. Пол
заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво. Хаты свои казаки называли курени.
Воспитатель:
А что означает слово курень?
Дети: Курень значит круглый.
Воспитатель: Курени огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
(Рассматривание курени) презентация.
Воспитатель:
А теперь давайте посмотрим, что было внутри курени у казаков. Убранство курени было очень скромным, самое главное в казачьей хате это печь.
Воспитатель:
Для чего нужна была печь в жилище казаков? (Ответы детей)
Правильно ребята. Печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Также на печи спали – это было самое теплое место в хате. Еще в хате стоял большой деревянный стол, за которым кушала вся семья и деревянные лавки. В хате обязательно был божий угол, в котором висела икона с красивым рушником. А еще стоял вот такой сундук. Как вы думаете для чего он нужен? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, туда складывали вещи, ведь шкафов у казаков не было. Вот и у нас есть такой сундук. А что же там лежит? Хотите посмотреть? (Воспитатель достает из сундука картинки самовара, рушника, керосиновой лампы, деревянной ложки, рассказывает о каждом предмете).
Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Как называется этот предмет Дети: Самовар
Воспитатель:
Правильно, это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.
Казаки были очень гостеприимные люди, гостей всегда чем-то угощали. А угощение ставили на красивый рушник. Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца.
А какие основные цвета использовали при изображении узора на рушнике?
Дети: Белый, красный, чёрный.
Воспитатель:
Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение.
Белый – зарождение жизни.
Красный – цвет любви.
Чёрный – цвет чернозёма.
Воспитатель:
Посмотрите на следующий предмет, что это?
Дети: Керосиновая лампа.
Воспитатель:
Правильно, это керосиновая лампа, предмет быта казаков, использовавшийся для освещения куреней.
Воспитатель:
И последний предмет из нашего сундука, что это?
Дети: Ложка.
Воспитатель:
А из какого материала она изготовлена?
Дети: Из дерева.
Воспитатель:
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Воспитатель:
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Предметы прошлого, предметы настоящего».
Проводится дидактическая игра «Предметы прошлого, предметы настоящего». Детям нужно разделить картинки на две группы.1 группа-
предметы из прошлого, 2 группа- предметы из настоящего. Нужно назвать предмет и как он используется.
Воспитатель:
Вы наверное немного устали давайте с вами отдохнем и поиграем в подвижную игру «Калачи»
Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
Воспитатель:
Мы с вами отдохнули, теперь продолжим наше путешествие.
Послушайте пословицу и скажите как вы понимаете её смысл.
«Труд казака кормит, а лень портит».
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно. Казаки очень трудолюбивые люди они ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев, ковали и чеканили по металлу.
Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия? (Ответы детей)
Главной пищей казака был хлеб. Казаки выращивали зерно при помощи сохи, пахали казаки землю, помогала им лошадь, которая была с ним в труде и в бою (показ презентации). Сначала боронили землю, потом с помощью лукошка сеяли зерно. Когда зерно созревало, его косили косой, собирали в снопы. Зерно выбивали, высушивали и складывали в амбар. Затем зерно мололи на мельнице в муку (презентация). Этот хлеб был очень вкусный, потому что был пропитан любовью казаков и печен был в печи.
Воспитатель:
Как вы думаете, тяжелая или легкая жизнь была у казаков? Почему? (Ответы детей)
Какие орудия труда они использовали в работе? (Ответы детей)
Какие орудия труда используются сейчас, работая в поле? (Ответы детей)
Провести дидактическую игру «Назови орудие труда». Воспитатель показывает иллюстрации орудий труда, а дети называют их.
Воспитатель:
Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад. Для этого мы повернем стрелки часов вперед и скажем волшебные слова: « Время-время вновь пойди, в детский сад нас возврати»
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель:
Вот мы с вами снова вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Что нового вы узнали о жизни казаков Белгородчины? (Ответы детей)
С какими новыми словами и их значением познакомились? (Ответы детей)
Какие трудности испытывали во время занятия? (Ответы детей)
Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Перед вами лежат смайлики весёлые и грустные. Если вам всё понравилось возьмите весёлый смайлик, если вам было неинтересно возьмите грустный смайлик.
Воспитатель:
До свидания ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"
«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с редким животным-яком, который занесен в...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «По дороге к знаниям». (квест-игра)
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием танграма, лего-схем, игр в настольной песочнице, п...
Конспект педагогического мероприятия с детьми младшей группы по познавательному развитию «Заглянула осень к нам»
Закрепить знания детей об осени...
Открытое педагогическое мероприятие с детьми по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в подготовительной группе
Открытое педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «ФЭМП в процессе игровой деятельности»
Цель: расширение математических представлений детей.Задачи:Образовательные:-расширять знания детей о свойствах предметов;-формировать знания детей при проведении самостоятельных игр;Развивающие:...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: Викторина «Знатоки пернатых»
Развивать познавательный интерес, обобщать и систематизировать знания детей о зимующих птицах....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: викторина «Витаминки из корзинки». Старший дошкольный возраст.
Обобщить и систематизировать знания детей о фруктах...