Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме
Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада.
Проведение опытов с водой, почвой. Цель сформироват знаня о значении почвы, её свойствах. обитателях. В конспекте представленны готовый хороший иллюстрированный материалс с сылками. Иллюстрации и картинки можно увидеть при скачивании конспекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_kartinkami_chem_dyshat_pochvennye_zhiteli.docx | 538.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальный досуг: Почва
Старшая - подготовительная группа
Провела: Логунова Е.А.
Почву называют «Подземным царством».
- Как вы думаете, почему?
В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.) .
Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.
-Чем они дышат? Как и все воздухом.
Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой) .
- Давайте проверим.
Опыт 2. Где воздуха больше? (в рыхлой или утрамбованной почве) .
Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы) .
Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.
Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве) .
- Где подземным жителям легче дышать?
- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?
Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Давайте это увидим сами.
Опыт 3. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.
Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.
- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.
- Что с ним произошло? Каким он стал?
- Он увеличился или уменьшился? Почему?
Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать загадки.
1) Маленький рост, длинный хвост, Буроватая шубка, остренькие зубки, Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка) 2) Землеройная машина, без бензина и без шины Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт Темнота и теснота в подземелье у … (крота) 3) Мой хвост не отличишь от головы Меня всегда в земле найдете вы. А если вдруг пролился дождик Я выползаю на дорожки. (дождевой червь) | 4) Погляди на молодцов: веселы и бойки Волокут со всех концов, материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг, тут народ хороший. Без работы, хоть убей жить не может (муравей) 5) Скачет зверушка, не рот а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба) |
А теперь немножко отдохнём физ минутку проведём: Возле берега червяк Извивается – вот так, Рыбка подплывает, Червяка хватает. Дернул леску рыбачок, Да сорвался червячок, Рыбка не попалась, С червяком умчалась. Пальчики размяли, а теперь мы с вами настоящих червячков научимся делать (поделка весёлый червячок). |
Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ» - 6 обручей, стаканчики с землёй, поделки червячки.
Дети делятся на две команды. В каждой команде свои «червяки» и свое «дерево с детьми листьями».
Дети деревья стоят в своих обручах, вокруг них рассыпаны листочки, по команде осень ребёнок дерево берёт 1 листочек, несёт, своим детям - листьям, стоящим, в другом обруче, отдаёт листочек 1- му из детей и бежит назад, ребёнок листочек, бежит к обручу червякам, кладёт листок, берёт стаканчик с землёй. И относит его к своему дереву.
Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.
- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.
Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.
Опыт 4. Как происходит загрязнение почвы.
Рассмотрим воду у меня в баночках.
- Чем они отличаются?
Да, в одной чистая вода, а в другой грязная (мыльная), которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.
- Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?
Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.
- Что изменилось?
В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.
А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.
Представьте себя на месте дождевого червяка или крота.
- Какую бы почву вы выбрали для своего дома?
Итог :
- Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?
Вывод: В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и «мертвая вода» - грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
Опытно-экспериментальная деятельность с элементами программы по социально-эмоциональному развитию "Я, ты, мы" в старшей группе детского сада "Приключения на необитаемом острове".
Использование игры-фантазирования для развития положительных межличностных взаимоотношений в проблемной ситуации. Знакомство со способами очистки воды от механических примесей. Развитие умений планиро...
Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".
Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...
Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада
Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада Воспитатель: Томилова О. Г.Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познав...
Опытная эксперементальная деятельность, старшая группа
Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать,обобщать, устанавливать причинно-следственну...
Конспект экспериментальной деятельности, старшая группа детского сада. Тема. Вода. "Умная галка".
Данный конспект предназначен для педагогов старшего дошкольного возраста. С помощью Мудрой "Совуньи" ребята учатся рассуждать, проводят эксперимент. Основой для экспериментальной деятельност...
проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....