Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимодействия с окружающими предметами, проводить опыты, используя необходимые материалы. Конспект написан с применением деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_shariki.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Тема «Волшебные шарики»
Составила воспитатель
Иванова В.Л.
Санкт-Петербург
2016
Тема «Волшебные шарики».
Приоритетная ОО: «Познавательное развитие».
Интеграция с другими ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция детских видов деятельности: опытно-экспериментальная деятельность, коммуникативная деятельность, речевая деятельность.
Используемые педагогические технологии: экспериментирование, моделирование, информационно-технические.
Цель: формирование представления о статическом электричестве.
Образовательные задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимодействия с окружающими предметами, проводить опыты, используя необходимые материалы.
Развивающие задачи: развивать стремление к опытно-экспериментальной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: надутые воздушные шары, кусочки шерстяной и синтетической ткани, кусочки натурального меха, емкости с конфетти из бумаги и фольги, овсяными хлопьями, солью, шариками из пенопласта, детские столы, стол на высоких ножках (или полки), две подставки и натянутая веревка между ними, экран, проектор, ноутбук, мольберт, таблицы-схемы, листы для фиксации результатов опытов.
Этапы ОС | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Мотивация | -Ребята, что необычного вы заметили? (много воздушных шаров) Может быть сегодня какой-то праздник? Как вы думаете, для чего они нужны? А вы увидели, что все шары лежат внизу, а один шарик забрался куда-то наверх? Он какой-то не такой как все? Давайте его снимем и рассмотрим. | Дети вступают в диалог.Дети трогают шар, делают вывод, что он обычный, он падает, если его отпустить. |
2.Проблематизация | -Как же он попал наверх? Можно ли его обратно прикрепить? -Смогли? Почему не смогли? (не знают, какая сила удерживала шар наверху) -Верно, вы этого не знали. Так что же вам надо узнать? (С помощью чего шарик прикрепляется к полке). Как мы это сможем узнать? |
Дети высказывают версии, рассуждают, ставят проблему. |
3.Целеполагание | -Что нужно делать, если чего- -Давайте спросим у того, кто однажды полетел на воздушном шарике, чтобы добыть мед. Кто же это? | Дети осознают свою проблему, ставят цель (узнать, что за сила притягивала шар, как ее вызвать). Дети отгадывают. |
4.Планирование будущей деятельности | На экране появляется Вини Пух, который в доступной форме рассказывает о статическом электричестве, о причине его появления, предметах и материалах для опытов, способе их проведения. Вини Пух просит детей проверить, все ли верно он запомнил, ведь об этом он недавно услышал от Кристофера Робина, а сам ничего такого не делал. ( см. Презентация) -Что происходит с шариком, когда его натирают? (электризуется, заряжается) Чем его натирают? Как долго надо тереть? До какого числа будем считать при натирании ? - Вы хотите проводить опыты? Сможете? -Что вы сейчас будете делать? Как вы будете проводить опыты? Давайте определим порядок действий. На доске выставляется схема-алгоритм из 4-х действий, озвученных детьми: взять шарик, долго тереть об нужный материал, приложить, не касаясь, к насыпанным на тарелку легким предметам, сделать вывод об увиденном: сказать, что увидели и объяснить, почему так получилось. - Как вы решите, кто какой опыт будет проводить? У нас 4 стола. ( Детям надо разбиться на пары, чтобы опыт проводить вдвоем.) -Как вы узнаете, что у вас все получилось? ( предметы прилипнут к шарику) | Дети смотрят видео и слушают рассказ. Дети отвечают на вопросы. Дети составляют план действий, оценивают его выполнимость. Дети называют действия и подбирают соответствующую картинку. Дети разбиваются на пары по желанию. У каждой пары - свой стол для опыта. На столе: 2 шарика, материал для натирания, на тарелке насыпанные легкие предметы. На одном столе нет предмета для натирания. Детям надо вспомнить, что это их волосы. |
5.Реализация плана | -Ну что же, начинайте. -Закончили? Сейчас каждая пара расскажет, что делали, а поможет вам план действий на доске. И не забудьте сделать вывод. Кто начнет? -Укажите стрелками направление движения ваших предметов, лежащих на тарелке, в листах фиксации результатов опытов. -Молодцы! Все справились! А вот интересно, что будет, если «встретятся» два заряженных шарика. -Давайте проверим. Помогите мне, пожалуйста, зарядить шарики. (Воспитатель просит тех детей, которые были наименее активны). Чем ты будешь заряжать шарик? А ты? -Теперь повесим их рядом. Что вы видите? Почему шарики отталкиваются, «ссорятся»? (Если дети не высказывают верного объяснения, воспитатель просит вспомнить опыт, когда один магнит «убегал» от другого). -Правильно, шарики отталкиваются, потому что у них заряд одного знака. Нарисуйте стрелками направление их движения. | Дети проводят опыт в парах, сначала один, потом другой. Дети рассказывают, что делали по алгоритму, что наблюдали и делают вывод: под действием заряженного шарика предметы, лежащие на тарелке, притянулись. Дети рисуют стрелки на своих листах. Дети высказывают версии. Дети заряжают шарики, к которым привязаны длинные нитки. Дети рассказывают, что видят, объясняют. Дети рисуют. |
6.Оценка, рефлексия | -Давайте вернемся к тому шарику, который привлек наше внимание в самом начале. Где он? Кто помнит, что с ним произошло? Теперь мы можем объяснить, почему он висел наверху? Кто нам об этом рассказал? Чем мы занимались сегодня? Что вы узнали нового? Чему научились? Вы можете повесить шарик обратно? А другие шарики? Как вы это сделали? Что вы узнали нового, чтобы сделать это? Вы сможете провести такие опыты дома, показать их своим друзьям? | Дети высказывают свое мнение, активно обсуждают результат. |
Приложение 1. Что сказал Вини Пух?
Ой, по – моему, я прилип к потолку…но это не страшно, такое со мной уже было. Недавно Кристофер Робин мне показывал эти фокусы с шариком. Он тер шарик о свои волосы, а потом приклеивал его к потолку. Но веселее всего было, когда Кристофер Робин натирал шарик о шерсть собаки, при этом шерсть вставала дыбом...Очень смешно было! Потом к шарику налипла куча всякой всячины. Шарик стал волосатым, грязным и пыльным…Что это за сила такая волшебная? Кристофер Робин сказал, что это не волшебство, а СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Его легко получить, если потереть один предмет о другой, при этом предметы заряжаются разными зарядами: один «+», а другой «-». Вот шарик, когда электризуется, заряжается отрицательным зарядом («-») и притягивает все, что имеет положительный заряд («+»). Так что, ребята, делайте опыты со статическим электричеством и проверьте ничего ли я не перепутал? Ой, забыл сказать – собаку искать совсем не обязательно. Опыты можно делать с кусочками меха, вещами из шерсти. И не забудьте про свои волосы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....
Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Что мы знаем о воде?»
Задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей сло...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Вода. Как разделить смеси» (фильтрование)
Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельностиЗадачи: 1. Обучающие:познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов....
Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)
Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...