проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Хочу все знать»
Актуальность проекта
Ребенок по природе - исследователь.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения. Исследование - естественный процесс для ребенка, он изучает все, что происходит вокруг. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление.
Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Опыты чем-то напоминают детские фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В дошкольном возрасте одним из видов детской деятельности, является познавательно-исследовательская деятельность, которая является способом познания мира. Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния познавательно- исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.
Цель проекта: развитие творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования посредствам экологического воспитания.
Задачи:
- Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.
- Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
- Расширять представления о физических свойствах окружающего мира.
- Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование, умение делать выводы на основе практического опыта.
- Развивать познавательную активность ребенка, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами.
Сроки реализации проекта: 2 месяца (январь-февраль)
Ожидаемые результаты.
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- Расширение и углубление знаний и представлений ребенка об окружающем мире (воздух, вода, песок и снег).
- Формирование умения детей проводить исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования.
- Формирование умения детей делать выводы на основе практического опыта.
- Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.
- Улучшение речевого развития, основ логического мышления, коммуникативных навыков.
Этапы работы:
Организационно-подготовительный этап.
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов. Изучение литературы, подбор материала по предмету исследования. Выявление знаний детей о предметах неживой природы. Выстраивание система работы по организации исследовательской деятельности детей. Создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Основной этап – исследовательский
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний, умений в разнообразных видах деятельности: беседы, игровые, обучающие и творческие ситуации разного типа, трудовая деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, решение проблемных задач и ситуаций, дидактические, интеллектуальные игры.
Заключительный – итоговый.
Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Ожидаемые результаты
В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы. Возрастают умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Проявляется инициатива и творчество в решении поставленных задач. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети свободно общаются друг с другом, проявляется взаимопомощь, взаимоуважение, непринужденное поведение.
Литература.
- Аксенова З.Ф. «Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М. Сфера,2008г.
- Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
- Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»,2006г.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска».
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты».
- Методика Ивановой А. И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».
- Прохорова Л. И. «Экспериментальная деятельность дошкольников»
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.
Работа с детьми | Работа воспитателя с родителями | ||
Вид деятельности | Программные задачи | ||
1. «Что такое снег и лед?» | |||
1.Беседы «Что мы знаем про снег и лед?», «Снег вокруг нас», «Снежинки» 2.Чтение х/л. Я. Аким «Первый снег», С. Козлов «Зимняя сказка», Русская народная сказка «Снегурочка». 3.Опытно- экспериментальная деятельность. «Куда исчезает снег?», «Тонет/плавает снег и лед», «Разноцветный лед» 4. Игры. Д/и «Назови какой снег», «Разложи снежинки вряд», Дых/гим. «Снежинки и ветер». | 1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. 2. Развивать память, умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Закрепление представлений о свойствах снега и льда. 3. Развивать творческую и познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности. Обратить внимание детей на особенности снега, на строение снежинок в зависимости от погоды. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды 4. Активизация знаний о снеге, развитие памяти, внимания, обогащение словаря. | Консультация для родителей «Как закалять детей в домашних условиях» Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Цветной лед в холодильнике» |
2. «Волшебница вода» | ||
1. Беседы. «Зачем нужна вода?», «Где мы можем встретить воду?», «В какой пище есть вода?» «Чистоплотные дети», «Вымой руки», 2. Чтение х/л. Д. Сучкова «Ручеек», А. Хината «Вода», экологическая сказка «Живая вода». Стих. «Вы слыхали о воде?», Т. Крюкова «Дождик». 3. Опытно- экспериментальная деятельность. «Узнай, какая вода», «Какого цвета станет вода, если в нее добавить краску?», «Куда делась лужица? Пар» 4. Игры. «Дождь! Дождь!», «Дождик чаще! Дождик пуще!», «Солнышко и дождик». «Угостим кукол чаем» «Купание куклы» | 1. Углубить и расширить знание детей о воде. Активизировать и обогащать словарь за счет слов: прозрачная, без вкуса, без запаха, льется, растворяет, холодная/горячая. 2. Способствовать развитию речи как средства общения. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания сюжета текста. Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах воды. 3. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, льется, в ней растворяются некоторые вещества, возможность окрашивания. Дать представление о том. Что воду можно собрать различными предметами. Воспитывать бережное отношение к воде. 4. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Способствовать обогащению игрового опыта детей, посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Обобщить полученные знания в процессе игры | Методический материал: «Экспериментальная деятельность с водой в развитии познавательных интересов дошкольника». Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Радуга в стакане»
|
3. «Воздух - невидимка» | ||
1. Беседы. «Откуда берется воздух», «Почему дует ветер?», «Как летит воздушный шарик?», «Какой воздух в нашем городе?» 2. Чтение х/л. «Д. Понамарева «Воздух», В.Скорнякова «Воздушный шар», Носов Н. «Незнайка на воздушном шарике», С. Маршак «Мыльные пузыри», сказка «Пузырь» 3. Опытно- экспериментальная деятельность. «Как поймать воздух», «Воздух в стакане», «Парашют», «Рисование воздухом: веселые осьминожки». 4. Игры. «Самолеты», «Воздушный шарик», «Кораблик плывет по воде», «На какой картинке дует ветер?» | 1. Рассказать, как важен воздух для жизни на нашей планете всего живого и человека. Дать представление детям о том, как летит воздушный шарик, какие свойства воздуха использует человек для полета на воздушном шаре. Обсудить экологическую обстановку в нашем городе, влияние состояния воздуха на наше здоровье. 2. Развивать память, умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Способствовать развитию речи как средства общения. Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах воздуха. 3. Расширять представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пусты пространства, создавать ветер. Дать детям представления о том, что ветер – это движение воздуха. 4. Обобщить, уточнить полученные знания о свойствах воздуха в процессе игры. | Оформление стенда: «О пользе регулярных прогулок на свежем, чистом воздухе». Экскурсия в парк «Дышите легко и свободно!». Предложить родителям отправиться на прогулку в парк; провести дыхательную гимнастику; обсудить ощущения, полученные от прогулки в парке. Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Ветер в бутылке» |
4. «Удивительный песок» | ||
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Картина из песка» | ||
1. Беседы. «Из чего состоит песок?», «Легко ли сыпется песок?», «Где используют песок» 2.Чтение х/л. «Кто живет в песке?», К. Балдина «Мы в песочнице играли», Е. Шампова. «Мы на море отдыхали,» 3. Опытно- экспериментальна я деятельность. «Песок», «Отпечатки», «Маленькие художники», «Сыплем- лепим» 4. Игры. «Узнай на ощупь», «На какой картинке дует ветер?» | 1. Объяснить детям, откуда появляется песок. Выяснить легко ли сыпется и рассыпается на песчинки сухой песок. Развивать представления детей о том, что сырая глина- мягкая, пластичная, хорошо мнется. Рассказать о том, где и как песок используют. 2. Учить детей внимательно слушать произведения, понимать содержание. Вызвать эмоциональный отклик, формировать интерес к художественному слову. Обобщить и закрепить полученные знания. 3. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств, при взаимодействии с водой. 4. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Конспект экспериментальной деятельности, старшая группа детского сада. Тема. Вода. "Умная галка".
Данный конспект предназначен для педагогов старшего дошкольного возраста. С помощью Мудрой "Совуньи" ребята учатся рассуждать, проводят эксперимент. Основой для экспериментальной деятельност...
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"
Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...