проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Денисевич Татьяна Протасьевна

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vse_znat.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Хочу все знать»

Актуальность проекта

Ребенок по природе - исследователь.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения. Исследование - естественный процесс для ребенка, он изучает все, что происходит вокруг. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление.

Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Опыты чем-то напоминают детские фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В дошкольном возрасте одним из видов детской деятельности, является познавательно-исследовательская деятельность, которая является способом познания мира. Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния познавательно- исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Участники проекта: воспитательвоспитанники, родители.

Цель проекта: развитие творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования посредствам экологического воспитания.

Задачи:

  • Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.
  • Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
  • Расширять представления о физических свойствах окружающего мира.
  • Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование, умение делать выводы на основе практического опыта.
  • Развивать познавательную активность ребенка, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами.

Сроки реализации проекта: 2 месяца (январь-февраль)

Ожидаемые результаты.

  • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
  • Расширение и углубление знаний и представлений ребенка об окружающем мире (воздух, вода, песок и снег).
  • Формирование умения детей проводить исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования.
  • Формирование умения детей делать выводы на основе практического опыта.
  • Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.
  • Улучшение речевого развития, основ логического мышления, коммуникативных навыков.

Этапы работы:

Организационно-подготовительный этап.

Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов. Изучение литературы, подбор материала по предмету исследования. Выявление знаний детей о предметах неживой природы. Выстраивание система работы по организации исследовательской деятельности детей. Создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Основной этап – исследовательский

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний, умений в разнообразных видах деятельности: беседы, игровые, обучающие и творческие ситуации разного типа, трудовая деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, решение проблемных задач и ситуаций, дидактические, интеллектуальные игры.

Заключительный – итоговый.

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Ожидаемые результаты

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы. Возрастают умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Проявляется инициатива и творчество в решении поставленных задач. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети свободно общаются друг с другом, проявляется взаимопомощь, взаимоуважение, непринужденное поведение.
Литература.

  1. Аксенова З.Ф. «Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М. Сфера,2008г.
  2. Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
  3. Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»,2006г.
  4. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска».
  5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты».
  6. Методика Ивановой А. И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».
  7. Прохорова Л. И. «Экспериментальная деятельность дошкольников»

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.

Работа с детьми

Работа воспитателя с родителями

Вид деятельности

Программные задачи

1. «Что такое снег и лед?»

1.Беседы

«Что мы знаем про снег и лед?»,

«Снег вокруг нас»,

«Снежинки»

2.Чтение х/л.

Я. Аким «Первый снег»,

С. Козлов «Зимняя сказка», 

Русская народная сказка

«Снегурочка».

3.Опытно-

экспериментальная деятельность.

«Куда исчезает снег?»,

«Тонет/плавает снег и лед»,

«Разноцветный лед»

4. Игры.

Д/и «Назови какой снег»,

«Разложи снежинки вряд»,

Дых/гим. «Снежинки и ветер».

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

2. Развивать память, умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Закрепление представлений о свойствах снега и льда.

3. Развивать творческую и познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности. Обратить внимание детей на особенности снега, на строение снежинок в зависимости от погоды. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды

4. Активизация знаний о снеге, развитие памяти, внимания, обогащение словаря.

Консультация для родителей

«Как закалять детей в домашних условиях»

Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Цветной лед в холодильнике»

2. «Волшебница вода»

1Беседы.

«Зачем нужна вода?», «Где мы можем встретить воду?», «В какой пище есть вода?»

 «Чистоплотные

дети», «Вымой руки»,

2. Чтение х/л.

Д. Сучкова «Ручеек»,

А. Хината «Вода»,

экологическая сказка

«Живая вода».

 Стих. «Вы слыхали о воде?»,

Т. Крюкова «Дождик».

3. Опытно-

экспериментальная деятельность.

«Узнай, какая вода»,

«Какого цвета станет вода, если в нее добавить краску?», «Куда делась лужица? Пар»

4. Игры.

«Дождь! Дождь!»,

«Дождик чаще! Дождик пуще!»,

«Солнышко и дождик».

 «Угостим кукол чаем» «Купание куклы»

1. Углубить и расширить знание детей о воде. Активизировать и обогащать словарь за счет слов: прозрачная, без вкуса, без запаха, льется, растворяет, холодная/горячая.

2. Способствовать развитию речи как средства общения. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания сюжета текста. Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах воды.

3. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, льется, в ней растворяются некоторые вещества, возможность окрашивания. Дать представление о том. Что воду можно собрать различными предметами. Воспитывать бережное отношение к воде.

4. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Способствовать обогащению игрового опыта детей, посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Обобщить полученные знания в процессе игры

Методический материал:

«Экспериментальная

деятельность с водой в развитии познавательных интересов дошкольника».

Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Радуга в стакане»

       

3. «Воздух - невидимка»

1. Беседы.

«Откуда берется воздух»,

«Почему дует ветер?»,

«Как летит воздушный шарик?»,

 «Какой воздух в нашем городе?»

2. Чтение х/л.

«Д. Понамарева «Воздух»,

В.Скорнякова

«Воздушный шар»,

Носов Н. «Незнайка на воздушном шарике»,

С. Маршак «Мыльные

пузыри»,

сказка «Пузырь»

3. Опытно-

экспериментальная деятельность.

«Как поймать воздух»,

«Воздух в стакане»,

«Парашют», «Рисование воздухом: веселые осьминожки».

4. Игры.

«Самолеты», «Воздушный шарик», «Кораблик плывет по воде»,

«На какой картинке дует ветер?»

1. Рассказать, как важен воздух для жизни на нашей планете всего живого и человека. Дать представление детям о том, как летит воздушный шарик, какие свойства воздуха использует человек для полета на воздушном шаре. Обсудить экологическую обстановку в нашем городе, влияние состояния воздуха на наше здоровье.

2. Развивать память, умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Способствовать развитию речи как средства общения. Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах воздуха.

3. Расширять представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пусты пространства, создавать ветер. Дать детям представления о том, что ветер – это движение воздуха.

4. Обобщить, уточнить полученные знания о свойствах воздуха в процессе игры.

Оформление стенда: «О пользе регулярных прогулок на свежем, чистом воздухе». Экскурсия в парк «Дышите легко и свободно!». Предложить родителям отправиться на прогулку в парк; провести дыхательную гимнастику; обсудить ощущения, полученные от прогулки в парке.

Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Ветер в бутылке»

4. «Удивительный песок»

Организация беседы с родителями

«Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию».

Домашняя работа: Проделать опыт дома с родителями «Картина из песка»

1. Беседы.

«Из чего состоит песок?»,

«Легко ли сыпется

песок?»,

 «Где используют песок»

2.Чтение х/л.

«Кто живет в песке?»,

К. Балдина

«Мы в песочнице играли»,

Е. Шампова.

«Мы на море отдыхали,»

3. Опытно-

экспериментальна я деятельность.

«Песок», «Отпечатки»,

«Маленькие художники»,

«Сыплем- лепим»

4. Игры.

 «Узнай на ощупь»,

«На какой картинке дует ветер?»

1. Объяснить детям, откуда появляется песок. Выяснить легко ли сыпется и рассыпается на песчинки сухой песок. Развивать представления детей о том, что сырая глина- мягкая, пластичная, хорошо мнется. Рассказать о том, где и как песок используют.

2. Учить детей внимательно слушать

произведения, понимать содержание. Вызвать эмоциональный отклик, формировать интерес к художественному слову.

Обобщить и закрепить полученные знания.

3. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств, при взаимодействии с водой.

4. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Конспект экспериментальной деятельности, старшая группа детского сада. Тема. Вода. "Умная галка".

Данный конспект предназначен для педагогов старшего дошкольного возраста. С помощью Мудрой "Совуньи" ребята учатся рассуждать, проводят эксперимент. Основой для экспериментальной деятельност...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...