Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада
опыты и эксперименты по окружающему миру
Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада
Воспитатель: Томилова О. Г.
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:
- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
В нашей группе оформлен уголок опытно – экспериментальной деятельности
«Познавай - ка», главным героем уголка является «Буратино».
Наш уголок состоит из нескольких зон:
Зона «Мини лаборатория»
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
Специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, орехи, гербарий);
Утилизированный материал (проволока, пенопласт, резина, верёвки, пробки, нитки);
Приборы – помощники (микроскоп, лупы, зеркала, весы, песочные часы, масленые часы);
Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки, чашка Петри, шпателя деревянные);
Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.)
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по группам:
«Вода» - материалы для изучения свойств воды (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда);
«Воздух» - материалы для изучения свойств воды (трубочки коктейльные, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д.);
«Свет и цвет» - материалы для изучения свойств света, цвета (фонарики, зеркала, цветные стеклышки, вырезанные из пластиковых бутылок);
«Звук» - материалы для изучения свойств звука (колокольчики, дудочки, трещотки, погремушки);
«Запах» - материалы для изучения свойств и различения запахов (мешочки с ромашкой, с чабрецом, с зерновым кофе, с перцем горошком, освежители, ароматические свечи, пробники духов);
«Магнетизм» - материалы для изучения свойств магнита (магниты, скрепки, металлические предметы).
В мини - лаборатории находятся коллекции:
Коллекция «Семена», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Купюры мира».
Коллекция игрушек киндер – сюрприз.
Модели:
-календарь природы (времена года);
-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.
Зона «Уголок природы».
В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Есть тематические альбомы: «Садовые ягоды», «Грибы», «Насекомые», «Драгоценные камни» и многое другое.
В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.
Зона «Методический центр».
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся картотека опытов, экспериментов и дидактических игр, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности.
В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.
Зона «Хочу всё знать».
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
Здесь находятся книги, энциклопедии, альбомы – картинки:
«Энциклопедия для маленьких любознашек», «Почему трава зелёная», серия книг «Маленькому почемучке». Альбомы – картинки «Птицы», «Птицы средней полосы», «Животные средней полосы», «Животные жарких стран», «Лесные жители», «Домашние животные». «Овощи», «Ягоды лесные», «Деревья, грибы, фрукты». Времена года «Лето»; Времена года «Зима», «Животные Севера» и многое другое.
Зона «Наша игротека».
В игротеке находятся экологические игры, лото.
Создана картотека игр: «Времена года», «Мамы и дети», «Где живет вода?», «Кто как устроен?», «Деревья наших лесов» и др.
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
Зона «Огород на окне».
На окне весной обустраивается огород. Посадки: лук, петрушка, садовые цветы, перец сладкий. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.
Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей в детском саду
Демонстрация некоторых видов экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....
Мастер-класс «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окруж...
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском ...