Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада
опыты и эксперименты по окружающему миру

Томилова Оксана Георгиевна

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада

 

Воспитатель: Томилова О. Г.

Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:

- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

 - формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

 - развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

В нашей группе оформлен уголок опытно – экспериментальной деятельности

«Познавай - ка», главным героем уголка является «Буратино».

 

Наш уголок состоит из нескольких  зон:

Зона «Мини лаборатория»

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки,  орехи, гербарий);

Утилизированный материал (проволока, пенопласт, резина, верёвки, пробки, нитки);

Приборы – помощники (микроскоп, лупы, зеркала, весы, песочные часы, масленые часы);

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки, чашка Петри, шпателя деревянные);

Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.)                                                                                                                                                                

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по группам:

«Вода» - материалы для изучения свойств воды (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда);

«Воздух» - материалы для изучения свойств воды (трубочки коктейльные, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д.);

«Свет и цвет» - материалы для изучения свойств света, цвета (фонарики, зеркала, цветные стеклышки, вырезанные из пластиковых бутылок);

«Звук» - материалы для изучения свойств звука (колокольчики, дудочки, трещотки, погремушки);

«Запах» - материалы для изучения свойств и различения запахов (мешочки с ромашкой, с чабрецом, с зерновым кофе, с перцем горошком,  освежители, ароматические свечи, пробники духов);

«Магнетизм» - материалы для изучения свойств магнита (магниты, скрепки, металлические предметы).

В мини - лаборатории находятся коллекции:

Коллекция «Семена», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Купюры мира».

Коллекция игрушек киндер – сюрприз.

Модели:

-календарь природы (времена года);

-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.    

 

Зона «Уголок природы».

В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Есть тематические альбомы: «Садовые ягоды», «Грибы», «Насекомые», «Драгоценные камни»  и многое другое.

В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.

 

 

Зона «Методический центр».

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся картотека опытов, экспериментов и дидактических игр, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности.

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

 

 

Зона «Хочу всё знать».

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

Здесь находятся книги, энциклопедии, альбомы – картинки:

«Энциклопедия для маленьких любознашек», «Почему трава зелёная», серия книг «Маленькому почемучке».  Альбомы – картинки «Птицы», «Птицы средней полосы», «Животные средней полосы», «Животные жарких стран», «Лесные жители», «Домашние животные».  «Овощи», «Ягоды лесные», «Деревья, грибы, фрукты». Времена года «Лето»; Времена года «Зима», «Животные Севера» и многое другое.

 

 

Зона «Наша игротека».

В игротеке находятся экологические игры, лото.

Создана картотека игр: «Времена года», «Мамы и дети», «Где живет вода?», «Кто как устроен?», «Деревья наших лесов» и др.

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

 

 

Зона «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: лук, петрушка, садовые цветы, перец сладкий. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"

Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей в детском саду

Демонстрация некоторых видов экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....

Мастер-класс «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окруж...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском ...