КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «Знакомство с Китаем».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Оксана Валерьевна

    

Конспект 

«Знакомство с Китаем»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы» и «Развитие речи».

Цель: способствовать расширению социальных представлений об окружающем мире, формируя интерес и толерантное отношение к людям других национальностей.

Образовательные задачи:

—   Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с государствами, имеющими общую границу с Россией; познакомить с Китайской Народной Республикой (местоположение на карте, герб, флаг); растительный и животный мир; национальные особенности.

—   Социально-коммуникативные навыки: формирование навыка совместного взаимодействия со взрослыми и детьми, умения договариваться, соблюдать правила; («Коммуникация»)

—   Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: активизация словаря – уточнять смысл некоторых слов (иероглифы, каллиграфия, ханьфу, чонсам, ципао, ушу, провинция, гусеница – шелкопряд, бамбук, панда);

—   развитие связанной речивовлекать детей в разговор; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; учить понимать содержание китайской легенды о пандах;

—   грамматический строй речи - употреблять существительные единственного и множественного числа с предлогами; образовывать формы родительного падежа притяжательных прилагательных. («Коммуникация»)

—    Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Китай».   («Познание», расширить их кругозор).

Развивающие задачи

—   Развивать общие познавательные способности детей;

—   Развивать интерес к культурам других народов;

—   Способствовать формированию толерантности;

—   Развивать внимание, память.

 Воспитательные задачи:

—   Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям другой национальности, к особенностям других культур;

—   Воспитывать культуру общения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx307.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: 

«Знакомство с Китаем»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы» и «Развитие речи».

  F:\Проект Китай\DSC06498.JPG    F:\Проект Китай\DSC06509.JPG

«Чего себе не пожелаешь, Того не делай и другим!»

Китайский мудрец Конфуций

Цель: способствовать расширению социальных представлений об окружающем мире, формируя интерес и толерантное отношение к людям других национальностей.

Образовательные задачи: 

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с государствами, имеющими общую границу с Россией; познакомить с Китайской Народной Республикой (местоположение на карте, герб, флаг); растительный и животный мир; национальные особенности.
  • Социально-коммуникативные навыки: формирование навыка совместного взаимодействия со взрослыми и детьми, умения договариваться, соблюдать правила; («Коммуникация»)
  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: активизация словаря – уточнять смысл некоторых слов (иероглифы, каллиграфия, ханьфу, чонсам, ципао, ушу, провинция, гусеница – шелкопряд, бамбук, панда);
  • развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; учить понимать содержание китайской легенды о пандах;
  • грамматический строй речи - употреблять существительные единственного и множественного числа с предлогами; образовывать формы родительного падежа притяжательных прилагательных. («Коммуникация»)
  •  Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Китай».   («Познание», расширить их кругозор).

Развивающие задачи

  • Развивать общие познавательные способности детей;
  • Развивать интерес к культурам других народов;
  • Способствовать формированию толерантности;
  • Развивать внимание, память.

 Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям другой национальности, к особенностям других культур;
  • Воспитывать культуру общения;

Материалы и оборудование:

НОД организуется в групповой комнате.

  • Кукла в национальном китайском костюме; плюшевый панда;
  • Карта мира; карточки с иероглифами; катушки с нитками;
  • Презентация «Китай»
  • Аудио запись китайской народной музыки;

Предварительная работа:

  • Подобрать фото - коллекцию на тему «Китай»,
  • Подобрать сказки, стихи, загадки.
  • Подготовить атрибутику Китая (сувениры, веера, китайский чай, китайский фонарик и т.д.)

       

Непосредственная образовательная деятельность.

1-ая часть НОД

Воспитатель: Ребята, что вы видите на доске? (карту). Посмотрите внимательно – это карта России? (нет). Правильно, это карта Мира, а это значит, что мы сегодня отправляемся в воображаемое путешествие в одну интересную страну мира. Посмотрите, какая страна на карте самая большая по площади? (Россия). Правильно, молодцы! Отправимся мы сегодня с вами в страну, которая по площади не такая большая, как наша Россия, но и маленькой ее не назовёшь. А жители этой страны называют себя – «жителями Поднебесной». Кто-нибудь догадался, что это за страна? (нет) Тогда попробуйте определить эту страну, отгадав загадку:

  • Интересный право зверь,
  • Чёрно-белый весь поверь,
  • На бамбук взбирается,
  • Им же и питается!
  • Может и не знает кто-то:
  • Этот зверь - семьи енота.
  • Хоть «кошачий», но медведь
  • Кто же это, мне ответь.

Ответ: Панда

Воспитатель: Кто догадался, в какую страну мы сегодня отправимся, где обитают панды? (в Китай). Давайте найдем его на карте. Китай граничит с Россией. Омывается несколькими морями: Жёлтым морем, Восточно – Китайским морем, Южно – Китайским морем. (Воспитатель показывает на карте Россию и Китай, границу между странами и перечисленные моря).

Теперь закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в воображаемое путешествие по Китаю, откроете их тогда, когда стихнет музыка. (Дети закрывают глаза и слушают мелодию китайской бамбуковой флейты).

Музыка замолкает, дети открывают глаза. Перед детьми на столе сидит кукла в китайском национальном костюме в руках она держит панду.

Воспитатель: «Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

Попробуйте поздороваться и вы, с нашими гостями. (Дети встают, и в поклоне здороваются на китайском языке). 

Воспитатель: Познакомить нас со своей страной пришла девочка–китаянка Джиао – её имя переводиться как «изящная, прекрасная» (показать на куклу).  С ней её друг, панда – Ю, что переводиться – как «друг». Панда млекопитающее семейства енотовых, но иногда их включают в семейство медвежьих или вместе с малой пандой выделяют в семейство пандовых. Китайцы нередко называют панду «бамбуковый медведь». Как вы думаете, почему? (панды питаются побегами, листьями и ветками бамбука). А как вы думаете, чем похожа панда на бурого и белого медведя? Чем отличается панда от бурого медведя? Чем отличается от белого медведя? (выслушать ответы детей). Воспитатель: Вот мы и познакомились, а теперь ещё и подружимся (проводиться пальчиковая гимнастика «Дружба»).

  • Дружат пчёлка и цветок, (соединить большие пальцы)
  • Дружат лист и мотылёк, (указательные пальцы)
  • Дружат солнце и леса, (средние)
  • Дружат рыбка и волна, (безымянные)
  • Дружат в море корабли, (мизинцы)
  • Дружат дети всей земли. (ладошки обнимают друг друга)
  • Друг другом нужно дорожить,
  • Без дружбы нам нельзя прожить. (грозят указательным пальцем)

Воспитатель: Вот мы и подружились. Ребята, посмотрите, как прекрасно выглядит наша гостья в своём национальном костюме. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму. Национальный мужской костюм – длинный кафтан с запахом и красивыми застежками, широкие брюки, на голове чёрная шапочка. У женщин платья и брюки из шёлковой ткани. И до сих пор в праздничные дни китайские женщины надевают платья из шёлка: чонсам, ципао или халат с запахом и широкими рукавами – ханьфу (показать слайды презентации). 

Воспитатель: А вы знаете, что шёлк изобрели в Китае? Это было очень давно. Секрет его изготовления долго хранился в тайне. Шелкопряд – это небольшая гусеница, которую разводят для получения шёлка. Когда гусенице исполнится три недели, они начинают плести коконы (показать слайды презентации). Каждый кокон состоит из шёлковой нити длинной один километр. Эти нити наматывают на катушки. Давайте поиграем с вами в игру.

(Проводиться игра на развитие мелкой моторики: «Кто быстрее намотает нитку на катушку»).

Воспитатель: Вы знаете, что у каждой страны есть своя символика. Давайте вспомним, что такое символика? (флаг, герб, гимн). В Китае есть свой гимн, флаг и герб (показать слайды презентации). Рассмотрите внимательно флаг, какого он цвета? (красного) Какие детали ещё есть на флаге? (в левом верхнем углу изображены 5 звёзд).

 Воспитатель: Правильно, пять звёзд – это пять провинций Китая. Ребята, я заранее попросила вас дома вместе с родителями посмотреть, что обозначает слово провинция. Вы узнали? (это слово обозначает город). Герб круглой формы в центре изображён флаг и одна из достопримечательностей Китая.

Давайте, с вами сравним, флаги Китая и России. Чем они отличаются? (Российский флаг трёхцветный, Китайский одноцветный и в левом верхнем углу изображены пять звёзд). Чем похожи? (символы стран, флаги). Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру: «Угадай, чей флаг».

(проводиться игра по слайдам презентации).

 2-ая часть НОД

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какие интересные узоры? Как вы думаете, что это? (рисунки). Нет ребята не рисунки, а иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычных для нас слов. Красивому написанию иероглифу нужно долго учиться, это целое искусство и называется оно – каллиграфией. Каждый иероглиф имеет своё значение, которое можно полностью изменить одной случайной чертой (одна горизонтальная линия – человек, а если мы нарисуем две горизонтальные линии, получиться слово – небо).

Давайте поиграем в игру.

(Проводиться игра на внимание: «Найди пару иероглифу»).

Воспитатель: В Китае иероглифы появились ещё до того, как была изобретена бумага. Вспомните, на чём же раньше писали? (на дереве, шёлке черепашьем панцире – на всём, что подходило для этой цели). Изготовление бумаги трудоёмкий процесс и требует недюжинной силы и терпения. Когда китайцы устают на производстве, они делают специальную гимнастику «Ушу». Сегодня под «ушу» понимается традиционная система всех единоборств, существующих в Китае (боевые искусства и комплексы гимнастических упражнений). А вот панда Ю интересуется, вы ребята умеете делать зарядку? (да). Проводиться физкультминутка.

Физкультминутка:

  • По бамбуковой опушке
  • Ходят панды – три подружки,
  • Чтобы листиков собрать
  • Стали панды приседать:
  • Сели, вправо посмотрели –
  • Там побеги не созрели.
  • Встали, влево посмотрели –
  • Там бамбук уже объели.
  • Нужно прыгнуть высоко,
  • Ветку подхватить легко.
  • Молодых листочков съесть
  • И на травку дружно сесть!

(Дети выполняют движения по тексту, повторяя за воспитателем).

 3-яя часть НОД

Воспитатель: Ребята, панда Ю интересуется, а знаете ли вы, почему у панды шерсть бело – чёрной окраски? (нет) Тогда сегодня я познакомлю вас с китайской легендой. Воспитатель читает «Легенду о большой панде».

Воспитатель: Вам понравилась легенда? (да)

  • О ком эта легенда? (о панде) 
  • Кто автор легенды? (китайский народ)
  •  Какого цвета была шерсть панды от рождения, в начале легенды? (белая).
  • Где питалась панда? (в зарослях бамбука).
  • Что случилось с пандой, и кто ей помог? (выслушать ответы детей).
  • Как вы думаете почему девочка не опасаясь за свою жизнь оказала помощь панде? (выслушать ответы детей).
  • Как изменился окрас шерсти у панды в конце легенды и почему? (выслушать ответы детей).
  • Чему учит эта легенда? (выслушать ответы детей).
  • Что нового мы узнали о пандах из этой легенды? (выслушать ответы детей).

Подведение итога

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее знакомство с очень интересной страной. С какой страной мы познакомились? (Китай). Сейчас я прочту вам маленький отрывок из поэмы Владимира Маяковского – это его взгляд на Китайскую народную республику.

От солнца Китай

пожелтел и высох.

Родина чая.

Родина риса.

Неплохо:

блюдо рисовой каши

и чай — из разрисованных чашек.

Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать про национальные блюда, быт, культуру и открытия, сделанные китайцами в древности? (да) Тогда на сегодня мы прощаемся с нашими друзьями, но обязательно увидимся с ними на следующих занятиях при знакомстве с Древним Китаем. Давайте скажем до свидания на китайском языке.

  • «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют за воспитателем.) А теперь скажем нашим друзьям по-китайски: се-се (спасибо).
  • Вам ребята понравилось сегодняшнее занятие? Что вы узнали про Китай?
  • Что вам больше всего запомнилось? (выслушать ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [у]»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Цель: Зн...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по теме «Знакомство с экосистемой лес» старшая группа

Цель занятия:  Расширить сущность понятия «экосистема», охарактеризовать ее виды и особенности, уточнять представления детей об «экосистеме» (лес) и его обитателях и расти...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]»

Непосредственно образовательная деятельностьна тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему«Знакомство со свойствами бумаги»по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности  на тему«Знакомство со свойствами бумаги» по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Знакомство с домашними животными» (группа раннего возраста)

    Знакомство детей с домашними животными и их детёнышами - играет огромную роль в жизни человека. И мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными. Воспитать в...