Конспект Непрерывной образовательной деятельности по теме «Знакомство с экосистемой лес» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

Цель занятия:  Расширить сущность понятия «экосистема», охарактеризовать ее виды и особенности, уточнять представления детей об «экосистеме» (лес) и его обитателях и растительности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности с детьми по теме: «Знакомство с экосистемой лес»

Старшая группа компенсирующей направленности для детей
с ТНР и ФФНР

                                         Выполнила: воспитатель Толкачева Т.Ю.

                                              Санкт-Петербург

                                                     2018 год

Цель: Расширить сущность понятия «экосистема», охарактеризовать ее виды и особенности.

Образовательные задачи:

  • Расширять и уточнять представления детей об «экосистеме» (лес) и его обитателях и растительности.
  • Уточнить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме.
  • Расширить представления детей, все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес к природе.
  • Развивать  способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к миру, в котором мы живем.
  • Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в парке, в лесу, в поле.

Используемые технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа.

  • Чтение книг: А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; Г. Ладошников «Что мы видели в лесу»; Ю. Коваль «Заячьи тропы»; В. Бианки «Девочка Брусника и Лесной дед».
  • Проведение экологических игр: «Кто где живет?»; «Отгадай мой домик»,
    «К названному дереву беги», «Дуб и сосна» Н. А. Рыжовой.
  • Рассматривание картинок «Насекомые», «Звери»
  • Экологическая сказка «Как Дрозд лечился у Муравья».

Материалы и оборудование: Компьютер, CD-R диск «Слайды к занятию «Экосистема леса», программа электронного сопровождения – Power Point. «Картины «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Березовая роща». Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, осина). Кустов (можжевельник, терновник, малина).  Мелких кустарников (черничник, брусничник, травы, грибы, мох). Животные:  медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж. Птицы: дятел, кукушка, клест, иволга. Насекомые: жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница. Письмо от Незнайки. Дидактическая игра Н.А. Рыжовой «Этажи леса».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель. Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди удивили, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом – пышные джунгли, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя… И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты! (рассматривание картинок разных природных зон). Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны.

        Послушайте стихотворение с закрытыми глазами, и представьте себе то место, где мы с вами окажемся, когда откроем глаза. (В это время воспитатель открывает закрытую часть доски, на которой развешаны иллюстрации с изображением леса и его обитателей).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

                                                      Полный сказок и чудес!

                                                      Ты о чем шумишь листвою

                                                       Ночью темной, грозовою,

                                                       Что нам шепчешь на заре

                                                       Весь в росе, как в серебре?

                                                       Кто в глуши твоей таится?

                                                       Что за зверь? Какая птица?

                                                       Все открой, не утаи:

                                                       Ты же видишь, мы свои.

С. Погореловский

Дети. Открывают глаза и попадают в лес. (На доске иллюстрации с изображение леса и открыт слайд презентации № 1)

Воспитатель. А что такое лес? Ребята, а кто из вас был в лесу? Что вы уже знаете про лес и его обитателей? Что можно увидеть в лесу?

Дети. В лесу много деревьев, называют разные виды деревьев, кустарников. В лесу собирают грибы. Лес – это дом для животных.

Воспитатель. А все ли леса одинаковые?

Дети. (Высказывают свои предложения)

Воспитатель. Посмотрите на экран, как будут называться эти деревья? (показывает картину «Ельник» и открывает слайд № 6 «Еловый лес»)

Дети. Елки, ели.

Воспитатель. А как будет называться лес, в котором растут одни ели?

Дети. Еловый лес.

Воспитатель. А какие деревья в этом лесу? (на экране картина соснового леса, слайд № 6).

Дети. Сосны.

Воспитатель. А лес, в котором растут только сосны, называется как?

Дети. Сосновый лес, сосновый бор.

Воспитатель. А какие деревья вы видите сейчас на экране? (на экране картина березового леса, слайд №4)

Дети. Березы.

Воспитатель. А как вы догадались?

Дети. По стволу, он белый только у берез.

Воспитатель. А как будет называться лес, где растут одни березы?

Дети. Березовый, березняк.

Воспитатель. Ребята, а как будет называться лес, если в нем растут и березы, и сосны, и ели? (на экране картина смешанного леса и открывается слайд №7).

Дети. Такой лес называется смешанным.

Воспитатель. Ребята, а если мы с вами попадаем в лес, где растут одни березы, сосны или дубы. Кто, знает, как можно называть такой лес? (Поочередно открывает слайды №4, №5, №6. Выставляет картины «Березовая роща», «Дубовая роща», «Сосновый бор»).

Дети. Предположительные ответы детей.

Физминутка:

Изобразите повадки жителей леса, отгадав мои загадки:

  • Длинные уши, короткий хвост.
  • Рыжий мех, пушистый хвост, в лесу хитрее всех.
  • Косолапый любит мед.
  • Ни головы, ни ножек – это…

Воспитатель. Роща – это небольшой, чаще отделенный от леса лесной участок, состоящий из деревьев лиственных пород, одного возраста (берез, дубов, осин). Лес сложный растительный организм, в состав которого входит множество растений. В городе люди живут в домах.
В таких домах много этажей. В природе тоже существуют этажи. Только в лесу этажи называются ярусами. (Вывешивается модель «Лес- многоэтажный дом».)

Воспитатель. Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

Дети. Это сосна.

Воспитатель. Правильно. Сосны вырастают стройными и высокими. Какие еще высокие деревья есть в лесу?

Дети. Ели.

Воспитатель. Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и  невысокие. Например, липа, клен… Помогайте, называйте деревья.

Дети. Называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

Воспитатель. Между деревьями растет, чем кустарник отличается от дерева?

Дети. Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня.

Воспитатель. Какие лесные кустарники вы знаете?

Дети. Можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.

Воспитатель. Что растет под кустами?

Дети. Трава, цветы, мох, грибы.

Воспитатель. Ребята, вот как много растет леса мы называли. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину – слева многоэтажный дом, а справа – лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж – пятый – в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме, открыть слайд № 8).

Четвертый этаж – кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин рябин.

Третий – кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Повторите: п о д л е с о к (дети повторяют). А два нижних этажа – второй и первый – образуют травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитатель леса. Как и в настоящем доме, в лесном доме тоже есть квартиры и в каждом квартире – свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом. Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей?

Дети. Крот, мышь (и вставляют из изображения в прорези на схеме)

Воспитатель. А знаете ли вы, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

                                                          Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

      С ним тягаться трудно в беге,

         Коль такого довелось встретить

                                                           Знайте, это …

Дети. Лось.

Воспитатель. А какой зверь в нашем лесу самый хищный?

Дети. Волк.

Воспитатель. Какой самый хитрый?

Дети. Лиса.

Воспитатель. Кто самый быстроногий?

Дети. Заяц.

Воспитатель. Отгадайте загадку про этого животного:

 

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

                                                            Видно, желуди искал.

                                                            Я пугать его не стал,

    Не спугнул и мой Полкан,

    Очень грозен был … Кто?

Дети. Кабан.

Воспитатель. Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан – все живут на нижнем этаже леса. (Открывает слайд № 1 «Жители нижнего этажа».) Как вы думаете, почему?

Дети. Не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.

Воспитатель. Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети. Называют: лягушки, ежи, ящерицы и др. и помещают их изображения на схеме.

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса, тоже живет на 1-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. (размещают птиц), а гнезда дятлов, сорок чуть выше. Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин). Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверх высматриваются свою добычу. В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

Дети. Выше.

Воспитатель. Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

Воспитатель. Кто еще живет на верхних этажах? Как вы думаете? 

Дети. Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.

Воспитатель. Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой – только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже – жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?

Воспитатель. Ребята, почему же случилась беда у  Незнайки в лесу?

Дети. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало – развелось гусениц видимо – невидимо, грызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить. Лес – богатство нашей родины, надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса?

Дети. Высказываются.

Воспитатель. Что дает лес людям?

Дети. Деревья вырабатывают кислород, строят дома, мебель. Лес кормит людей.

Воспитатель. Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав.

Вот почему лес надо беречь.

В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:

         Рощи да леса – всему свету краса.

                                                         По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода – брат и сестра.

         Срубили кусты – прощай птицы.

                Не высок лесок, а от жары защищает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

План проектной деятельности по теме «Знакомство с профессиями» в старшей группе.

              План проектной деятельности по теме «Знакомство с профессиями» в старшей группе.      Цель:...

Конспект образовательной деятельности на тему "Наша Родина – Россия" в старшей группе

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Патриотическое воспитание....

Конспект образовательной деятельности на тему: «Грамотные пешеходы» для детей старшей группы.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. На тему: «Грамотные пешеходы» для детей старшей группы....

Конспект образовательной деятельности по теме "Наши четвероногие друзья" в старшей группе использованием проектной технологии

Творческий проект, продолжительность - 1 год.  Участники - дети, родители, педагог. Мотивация. Просмотр  детского мультфильма «Верните собаку!»  оставил у детей много э...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по теме «Знакомство с экосистемой лес» старшая группа

Цель занятия:Расширить сущность понятия «экосистема», охарактеризовать ее виды и особенности....