Проект опытно-экспериментальной деятельности по экологии
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ирина Васильевна Кондрашова

Цели. Задачи. Актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_1.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Организация опытно-экспериментальной работы по социально–нравственному развитию мадших дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании».

Тема: «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»)

Кондрашова И.В   воспитатель                                              младшая группа «Солнышко»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

-  воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как воспитание нравственности, духовности и интеллекта, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу .   Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.  Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Одним из путей решения заявленной работы является внедрение в воспитательно – образовательный процесс новых технологий, нововведений. Уважение к ребенку, принятие его интересов, создание условий для развития -  это и есть основные направляющие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам для себя и других  разрабатывает новые условия, т.е.  изменяя обстоятельства, изменяет  самого себя.

Таким образом,  проектирование является одним из средств  социального  и  интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых).

Внедряя проектный метод в работу, нужно помнить:

- данная работа предполагает не прямое применение готовых к использованию программ, методических пособий, рекомендаций, а совместную деятельность участников проекта, направленную на достижение поставленных целей и задач;

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу деятельности и интенсивно ее выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Учитывая все вышесказанное, и не забывая о том, что проектная деятельность развивается поэтапно,  данный метод и есть возможность отследить его на всех этапах – от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА:

- по доминирующему методу проект является исследовательским;

- по характеру содержания: включает ребенка, родителей, общество и природу;

- по характеру участия ребенка в проекте: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов – открытый;

- по продолжительности – долгосрочный.

Настоящий проект – попытка интегрировать методы и формы в организации системы работы по социально – нравственному развитию дошкольников посредством использования   инновационных технологий в  экологическом воспитании.

ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Обеспечение максимально – благоприятных условий для социально – нравственного  развития младших дошкольников посредством использования   инновационных технологий в  экологическом воспитании.

ЗАДАЧИ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

- формирование понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

- способствовать проявлению  активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе);

- формирование представлений о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- изучение взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно;

- исследование возможности повышения уровня экологической культуры   детей и родителей.

- формирование мотивационной готовности к апробации новых форм,  видов и содержания деятельности;

ПРОБЛЕМА:

Чувства младших дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный, а также подражательный характер, поэтому необходимо, учитывая возрастные особенности младших дошкольников,  развивать их эмоциональную сферу. 

ГИПОТЕЗА:

Если в группе будут обеспечены  максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом  возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание,  которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально –  нравственном развитии детей.

Содержание проекта условно объединяется вокруг  трех основных направлений: биоэкологии, социальной и прикладной экологии, что обеспечивает сочетание социально – нравственного, интеллектуального, эмоционального и действенного компонентов развития дошкольников. Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Я  самостоятельно определяю необходимость их проведения, содержание. способ организации, место в режиме дня.

Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:

  • непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
  • интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений,    но    и   целостную картину мира;
  • развивающего характера обучения, основанного на детской активности  в экспериментировании, решении проблемных ситуаций,     усвоении     обобщенных способов действия;
  • формирования   универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т.д.);
  • предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
  • рационального сочетания разных видов    детской    деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
  • обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
  • отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
  • сотрудничества между детьми,  родителями, воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе

В процессе этого занятия у детей формируются: представления о климатических условиях Крайнего Севера, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; умения строить предполож...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Непрерывная образовательная деятельность (НОД) Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в 1 младшей группе «Солнышко» Тема : чудо-вода (экспериментирование с водой)

Цель : познакомить детей со свойствами воды, ее значениемЗадачи :1.     Дать детям понятие о свойстве воды (познавательное развитие)2.     Развивать любознатель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Юный эколог» для детей среднего возраста

Воспитывать интерес и любовь к природе; Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы; Воспитывать уважительное отношение друг к другу, формировать навыки коллективной работы. Обоб...