Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия, предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они построены на основе беседы, зачастую с подачей уже готовых знаний.
Сегодня же нужна творческая личность, с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. А чтоб ребенок стал востребованным в современным обществе, мы должны его научить сомневаться в истинности готовых знаний, научить самостоятельно их добывать, путем исследовательского поиска.
Поэтому я подобрала к занятиям опытно-исследовательскую деятельность, которая поможет дошкольникам увидеть свойства, явления, взаимосвязи в природе. Научиться устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.
Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)
| Тема НОД | Тема деятельности | Цель деятельности | Описание |
1 | «Планета Земля в опасности»
| «Глобус своими руками» | Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года. | Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (с. 10) |
2 |
«Обитатели нашего уголка природы». | «Растения пьют» | Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды). | В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин – у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды. - Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям) |
3 | «Влаголюбивые и засухоустойчи- вые комнатные растения». | «Влаголюбивые и засухоустойчи- вые» | Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот. | Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу. |
4 |
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | «А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет» | Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя. | Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?». Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя – она черного цвета. - Зачем? Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя – они прозрачные. - Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы. |
5 |
«Беседа об осени» | «Почему листья осенью желтеют» | Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня. | Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света – лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда). |
6
|
«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»
| «Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне» | Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно. | Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки. - Зачем лягушке такая особенность? Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка… - У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему? |
«Как видит лягушка» | Показать особенности зрения лягушек. | Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой. -Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это? (Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны) | ||
7 |
«Сравнение рыб и лягушек».
| «Как видят рыбы» | Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды. | Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям. - Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии. - Хорошо видно друг друга? (плохо) Так и рыбы видят – они близоруки. Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду. - Хорошо видно? (ничего невидно). - Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде? Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы) |
8 |
«Беседа о кроте»
| «Как видит крот» | Показать приспособленность крота к подземному образу жизни.
| Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота). - Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно) А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно). Как же он ориентируется? (обоняние, осязание) |
«Почему мех крота ложится в разных направлениях» | Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против. - Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти) - Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад). | |||
9 |
«Слепые землекопы»
| Проект «Слепые землекопы» | Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей. | Презентация «Слепые землекопы» |
10
|
«Что мы знаем о птицах?»
| «Как видят птицы» |
Показать зависимость расположения глаз от типа питания. | Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя) А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки – мыши, тигры – антилопы, волки - зайцы). |
«Полет листа бумаги» | Показать важность площади опоры о воздух для полета. | Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук. - Какой лист упал раньше? (скомканный) – Почему? Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы.
| ||
11 |
«Сохраним елку – красавицу!»» | «Елочки - школьницы» | Показать сколько елок вырубается на праздник. | Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать, сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей. |
12 |
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | «Маскировка» | Уточнить приспособительные особенности животных. | Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (с. 64) |
«Этажи леса» | Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает. | Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (с. 64) | ||
13 |
«Волк и лиса – лесные хищники» | «Чьи ноги быстрее» | Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи. | Моделирование при помощи «ног – циркулей». Описание в методике работы с детьми (с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих. |
Подвижная игра «Поймаем зайца» | Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи. | Лето – один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться. | ||
14 |
«Лес в жизни человека» | «Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели» | Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях. | Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец.
|
15 |
«Заповедные места и памятники природы» | Сюжетная игра «Некультурные туристы» | Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей. | Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей – «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы. |
16 |
«Кому нужна вода?» | «Капля за каплей» | Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов. | Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. – Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана? Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня. |
17 |
«Обитатели водоёма» | Фото-загадки «Животное водоема» | Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем. | Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей). |
18
|
«Что живет в воде, что растет в воде»
| «Почему завяла валлиснерия» | Показать детям полную зависимость от воды водных растений. | Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть. |
«Почему ива плачет» | Показать детям гуттацию(от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды)ивы | В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода. Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями. | ||
19 |
Праздник «Земля, с днём рождения тебя!» |
|
| В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др. |
20 |
«Зелёная служба Айболита – весенний уход за комнатными растениями» |
| Показать способы размножения растений, виды корневой системы. | Посадка и пересадка комнатных растений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Удивительная новогодняя история». Увлекательное рисование методом тычка.
Задачи: Углублять представления о временах года (зима), расширять знания о праздниках. Учить детей рисовать сюжет по предложенному произведению, используя метод тычка. Учить передавать в рисунке строе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие и домашние животные»
Это конспект игрового комплексного занятия по формированию целостной картины мира, направленного на развитие словесно-логического мышления....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла » Милюк Е.О., воспитатель Васильченко Л.В., воспитатель, МБДОУ «Детский с...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы с использованием электронно – образовательных ресурсов. Тема: «Лесное сообщество».
Цель данного мероприятия - уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. На занятии использованы практически все виды детской деятельн...
Организация образовательного процесса непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Консультация для воспитателей о видах и плане построения непосредственно образовательной деятельности....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»
Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....