Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности "Весенние приметы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная непосредсвенно-образовательная деятельность помогает сформировать у детей конкетные представления о марте, как месяце пробуждения природы. Развивает умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепляет знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия 21 марта день равен ночи. Датет знания об изменениях в жизни животных и птиц:
· Воробьи устраивают дуэли
· Синички поют
· В середине марта прилетаю грачи
· В конце марта прилетают скворцы
· у зайчихи родились зайчата; у медведицы – медвежата, у бельчихи - бельчата
Воспитывает интерес к народному календарю. Учит детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне по моделям).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bryukvina_l_t_vesennie_primety.docx | 622.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель непосредственно-образовательной деятельности
- Продолжать формировать у детей конкретные представления о марте, как месяце пробуждения природы.
- Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия 21 марта день равен ночи.
- Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц:
- Воробьи устраивают дуэли
- Синички поют
- В середине марта прилетаю грачи
- В конце марта прилетают скворцы
- у зайчихи родились зайчата; у медведицы – медвежата, у бельчихи - бельчата
- Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне по моделям).
Оборудование:
Костюмы марта и февраля (посохи, веночки), модели на слова «капельник», «про тайник», «зимобор», модель ручейков (см. приложение).
Декорации: подснежники, ручей, ветки с почками. Для февраля - белые шарфики, которыми он «заморозит все живое». Для ручейка - разные формы и размера. Для игры «На что похоже?» - нарисованные кучевые облака, разной формы, размера похожие на разные предметы. Пособие «Модель увеличения светового дня». Для игры «Кто был у ручья?» - коллаж «следы животных». Иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?»
Предварительная работа:
Разучивание ролей Марта и Февраля (или подготовка кукол героев на выбор.)
Беседа «Смена дня и ночи».
Чтение стихов, пословиц, поговорок о марте.
Наблюдение за изменениями в природе, поиск подтверждений известных народных примет о марте.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1 часть
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Тает снежок,
Зеленеет лужок,
День прибывает,
Когда ЭТО бывает? (весной)
Действительно, все это бывает весной. И сегодня я хочу поздравить вас с наступлением долгожданной весны. Посмотрите, как все повеселело вокруг, какие ясные солнечные деньки стоят. Вы рады приходу весны?
Я тоже этому очень рада. Посмотрите, а вот и первый месяц весны сам пришел к нам! (обращает внимание детей на мальчика в костюме Март – на нем веночек из подснежников, в руках веточка-посох с маленькими листьями).
МАРТ: Как хорошо стало вокруг! Как все повеселело! Наконец-то наступил мой черед. Я - первый месяц весны Март. Я должен пробудить природу от долгого зимнего сна. Мой верный помощник, весеннее солнышко, обогреет все вокруг и побегут веселые ручейки, зазвенит капель, потянутся к солнышку первые цветочки, растает снег. Просыпайтесь, встречайте весну! (Март поднимает головки подснежников, дотрагивается до веточек березы посохом, "растапливает" в ручейке лед)
Звучит фонограмма - журчание ручейка, пение птиц. Затем музыка резко
меняется на зимнюю - завывание ветра. Пурга. ВХОДИТ ФЕВРАЛЬ. (на голове обруч из снежинок, в руках ледяной посох).
ФЕВРАЛЬ: Это что за озорство?! Кто хозяйничает здесь без меня? (Марту) - Ты кто?
МАРТ: Я - месяц Март, первый месяц Весны!
ФЕВРАЛЬ: Какой еще март? Ты посмотри вокруг - кругом сугробы, лед на дорожках, деревья стоят голые, люди тепло одеты, мороз на улице! А ты говоришь - Весна! Я -Февраль! Еще мое время! Уходи!
МАРТ: Ну, как же твое?! Посмотри на календарь - сегодня уже « » марта. Мое время пришло.
ФЕВРАЛЬ: Знать ничего не хочу! Не вижу ничего весеннего, и тебя видеть не хочу! Цветочки тут вылезли, печи набухли! Тепла им хочется. Вот вам! Вот! Вот! (Сгибает ветки цветов, дотрагивается до листочков на березе, до воды ручейка, накрывает все белыми шарфиками) Спите! Спите! Спите! И ты, Март спи! Дотрагивается до Марта) Вот теперь порядок! Можно и отдохнуть! -уходит
Воспитатель: Ребята, что же делать? Только мы с вами порадовались наступлению весны, а тут такое случилось! Неужели опять холода? Нужно скорее выручать март, а то весна никогда не наступит. Чем же мы можем ему помочь? (варианты детей)
II часть.
Воспитатель: Ребята! Я думаю, мы должны вспомнить все то знаем о марте.
О том, что уже произошло и что произойдет. Мы должны доказать, что пришло время марта, а не февраля. Справимся?
Давайте вспомним сначала, как народ называет март, какие имена он ему придумал. Чтобы вам легче было вспоминать, я приготовила картинки-подсказки.
Беседа по моделям.
"КАПЕЛЬНИК"
?? Что здесь нарисовано?
Откуда капают капельки весной? Как называется это явление?
Что нужно чтобы началась капель?
Какое название марта, связанное с капелью придумал народ?
Мы видели с вами сосульки и капель на улице?
Значит тепло уже есть?
Все верно, март - капельник. давайте поиграем в такую игру. Я превращаю вас в звонкие, длинные, блестящие сосульки! (дотрагивается до детей ледяной полочкой, дети изображают сосульки) Вы висите вниз головой...
А теперь вас стало нагревать весеннее солнышко, и вы стали таять и зазвенел и капелью.... (дети изображают капель - легко прыгают на корточки, растекаются в лужи)
Затем воспитатель "превращает" всех обратно в детей. Модель с капелью помещает на экран.
ПРОТАЛЬНИК
?? А как можно назвать март, глядя на эту картинку? (протальник)
ЧТО вам подсказало такое название?
Как получаются проталинки?
Мы уже видели проталинки на улице?
Действительно, солнышко нагревает снег, на пригорках и он начинает протаивать на этих местах, получаются проталинки. Вот и еще одно название мы вспомнили - протальник. Это еще одна примете марта. (помещает модель проталинки на экран).
МОДЕЛЬ РУЧЬЯ
?? А что нарисовано на этой картинке?
Как вы думаете в марте уже есть первые ручейки?
Ручейки-то есть, а вот названия, похожего на ручейки нет. Давайте сами придумаем такое название! (варианты ответов детей).
Помещаем модель на экран.
«ЗИМОБОР»
?? Как можно связать эту картинку с мартом?
Какой вид спорта здесь изображен? А с чем же может бороться март? (с морозами, с зимой) Какое название придумал народ марту, который борется с зимой? (зимобор)
Весной все в природе не такое, как зимой. Давайте поиграем в игру "Что зимой, а что весной?" Я буду наминать предложение, а вы его закончите.
Зимой погода холодная, а весной...
Зимой идет снег, а весной...
Зимой мы одеты тепло, а весной... и т.д.
После игры повторяем по выставленным на экране моделям все перечисленные
Названия марта: капельник, протальник, зимобор, и плюс, придуманное о ручье.
А сейчас давайте немного отдохнем, а потом продолжим наш путь к марту.
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу. (руки вверху, качается из стороны в сторону)
Ветки согнули, снег отряхнули
Деревья встречают весну. (руки согнуты в локтях, встряхивают ими)
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят (машут «крыльями»)
Как они сяду - покажем:
Руки сложили назад. (присели, руки за спиной в "замке")
Ребята! А еще в марте есть один особенный день. Посмотрите, как он выглядит. (пособие "модель увеличения светового дня". Круг разделен на две равные половинки - черная и белая). Чем похожи половинки круга? (размером, они одинаковые) А чем они отливаются? (цветом, одна черная, в другая - белая) Черной половинкой я обозначила новь. Что обозначает белая половинка? (день) На самом деле, эти две половинки одинаковые. Значит в тот день, о котором я говорю, день и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это - 2I марта, день весеннего равноденствия. С этого дня день будет прибывать, а ночь убывать, становиться короче. Посмотрите, как это будет (демонстрация модели). Что было длиннее до 2' марта - день или ночь? А что короче? Какие дни будут теперь у нас? А нови? День весеннего равноденствия бывает только в марте, и это еще одна из примет и особенностей марта. (помещаем модель на экран).
Воспитатель: Дни стали длинные, солнышко светит дольше, припекает больше. Тает снег, бегут первые ручейки, наполняют репку. Воде в реке тесно, подо льдом и она ломает его. Поплыли по реке первые льдинки... (подходим декорации "река с льдинами) Лед сломался, а снег нужно перебраться на другой берег, к Марту. Давайте. построим мост из льдинок через реку и,
перейдем по нему на тот берег. (2 ребенка строят мост через реку, остальные дети подходят к картине с облаками).
Воспитатель: Пока ребята строят мост, давайте посмотрим на мартовское небо,
оно тоже не такое как было зимой, посмотрите сколько облаков на небе, какие они пушистые, белые! На это похожи облака? (Д/и "На что похоже?")
Мы увидели много интересного на небе. Сказывается, мартовские облака имея свое научное название - к у ч е в ы е облака. Именно в марте таких облаков особенно иного на небе. И это токе одна из примет марта. (модель помещаем на экран)
Внимание детей обращается на "строителей моста. Воспитатель хвалит их, предлагает поскорее перейти на другу сторону, сам первым пытается вступить на "мост", сомневается, правильно ли поступает...
??? В чем будет наша ошибка, если лам пойдем по льду?
Чем опасен весенний лед? (модель запрещающий знак " По льду не ходить!!" Как же нам поступить в этой ситуации? (варианты детей)
Перебираемся на другой берег, выбрав один ив вариантов детей. Воспитатель обращает внимание детей на следы около берега. Кто-то из лесных жителей приходил к воде напиться. д/и "Кто был у ручья?" (волк, медведь, заяц, ворона, воробей и т.д.) Д/и 4 "Чей след?"
Видите, потихоньку начинают просыпаться лесные жители после зимы. У некоторых даже детеныши родились. Д/И "Кто у кого родился? (у белки, у зайца, медведя).
Скоро и птицы начнут возвращаться из теплых краев. Я вам загадаю загадку о первой весенней птице, а вы мне ее назовете:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь
А зовется птица . … . . . . . (грач)
После грачей прилетят скворцы и жаворонки, а следом и другие птицы вернутся к нам. Давайте вспомним, кто у нас зимовал, а кто прилетит.
Д/И "Кто зимовал, кто прилетит?" (дети разделяется на две группы, одни
отбирают картинки с перелетными птицами, другие - с зимующими). После игры помещаем на экран модель перелетных птиц.
Воспитатель: Ребята, мы добрались до марта А он все спит, сильно заморозил
ого февраль... Давайте позовем солнышко, пусть оно растопит лед, согреет его своим теплом. (Дети произносят закличку о солнышке).
Март Просыпается, встряхивается ото сна, поднимает головки подснежников, снимает с веток "снег. -шарфик', дотрагивается посохом до ручейка. Здоровается с детьми, благодарит их за помощь.
Воспитатель предлагает позвать Февраль и объяснить ему, почему сейчас наступило время марта. Дети перечисляют по моделям на экране все приметы наступившего времени года, читают знакомые пословицы о марте.
Февраль расстраивается, просит сказать что-нибудь хорошее и о нем. Дети вспоминают, что было хорошего зимой (санки, горки, лыжи и т.д.) Прощаются с февралем до следующего года. Вместе с Мартом исполняют хоровод «Весянка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «День семьи» (старшая-подготовительная группа)
Занятие посвящено благотворительности и "Дню семьи"...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)
Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.
Методическая разработка...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.
Интеграция: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: - целенаправленно формировать детску...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»
Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....