Как познакомить ребенка со своей родословной
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Лазутина Татьяна Михайловна
Открытое мероприятие для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Открытое мероприятие для родителей воспитанников  старшего дошкольного возраста)

(Вступление педагога — психолога)

Ребенку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как и все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, но у него есть еще родственники и  предки, далекие и близкие.

Не зная о своей родословной, малыш задается вопросом: если мама мне мама, то бабушка кто? Бабушка тоже меня любит, значит у меня две мамы? А бывает две мамы? Сомнения, догадки, порождают те, нескончаемые вопросы: а почему?

Многие дети, даже не подозревают о существовании родственников.

Ряд социальных причин и обстоятельств отдаляет родственников  от должного общения, что ведет к нарушениям сложившихся семейных связей, устоев, порядков, традиций. Не имея опыта общения  с разными поколениями, у ребенка не складывается  представления о возрасте. Такие дети, как правило, считают,  что мама и папа никогда не были детьми, а бабушки и дедушки всегда были старенькие и больные. Они не понимают или не хотят понимать фразы: «ты растешь», не прослеживают связи между прошлом и будущем. Им трудно играть в игры путешествия в прошлое предметов. Лишь имея представление о прошлом и будущем малыш может представить, что было до… и что, возможно, может быть.

 Для человека важно в жизни иметь свое прошлое, настоящее, будущее. Это определяет его самосознание и индивидуальную судьбу. Наша задача помочь ребенку осознать, что он растет: когда-то он был совсем маленьким, но обязательно станет взрослым.

 Ребенку необходимо знать, что он любим, что его присутствие радует родителей. Ему интересно знать, как он рос, что он делал. Детям нравиться слушать милые истории, эпизоды своего развития, семейные истории и истории, которые связаны с прошлым его нации и Родины.

Дети с живым  интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.

Воспитывая интерес к родственным связям, мы прививаем такие нравственные качества, как уважение, сострадание, привязанность. Приобщая малыша к осознанию себя как часть большого народа, в его сознании возникает представление о неразрывности  от народного фольклора. Потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, игры развивают детскую любознательность, интерес к народной мудрости, ощущение связи поколений.

При помощи игры мы можем давать и закреплять представление о неразрывности прошлого с будущем, а также познакомить  их с близкими и дальними родственниками. Показать, как связан каждый из членов семьи друг с другом.

(Входят дети. Педагог -психолог проводит вводное упражнение, на пример, такое как: «Давайте познакомимся» либо «Давайте поздороваемся»)

Игра: «Генеалогическое дерево»

Психолог (обращаясь к детям): Ребята, вы принесли фотографии,  предлагаю на этих листах нарисовать красивое ветвистое дерево с большими корнями, почти такое же как у меня (показать образец подготовленный заранее), мы приклеим фотографии на ветки и корни дерева.

Цель игры: Познакомить ребенка с родственными отношениями в семье, изобразив  в виде схемы доступной для усвоения детского мышления.

Материалы: Лист бумаги, фломастеры, фотографии родственников (если есть) или ксерокопии фотографий.

Ход: Изобразить на бумаге ветвистое дерево с корнями. Отметить всех родственников  по родству к друг другу и кто от какого поколения, рода происходит. (Один представитель – одна веточка).

Игра: «Кто на кого похож?»

Психолог (обращаясь к детям): У нас еще много фотографий осталось. А если нам разрезать и сложить разные части что может получится...

Цель игры: Вызвать положительное отношение к родным. Выявить представления о схожести и похожести родственников друг на друга.

         Материалы: Фотографии членов семьи, а также далеких и близких родственников или ксерокопии фотографий.

Ход: Разрезать фотографии по горизонтали на такие части как: лоб,глаза, рот, подбородок ; подставляя части лица разных фотографий можно определить схожесть членов семьи.

Упражнение на расслабление (подойдет любое с тематикой роста растений и деревьев): «Волшебные зернышки»

Психолог (обращаясь к детям): Давайте поиграем в волшебные зернышки. Присели все на корточки и превратились в зернышки. Спят зернышки в мягкой и теплой как кроватка земле. Дождик покапал, солнышко пригрело и стали просыпаться у зернышек росточки. Потянулись росточки к солнышку. Тянуться, тянутся росточки (Ладони вместе, реки тянутся вверх) Тянуться... Раскрылись... (прямые руки развести в сторону) Какие красивые получились цветочки! (Одобрительно коснуться головы каждого ребенка)

Цель упражнения:  Снять мышечное напряжение у детей, настроить на дальнейшую работу

 Игра: «Кто же это?»

Цель игры: Вызвать доброжелательное отношение к родственникам. Выявить умение устанавливать связь между прошлым образом родственников и настоящим.

 Материалы: Фотографии взрослых далеких и близких родственников и их же детские фото.

Ход: Ребенку предложить разложить фотографии прошлого и настоящего времени.

(После игры можно предложить изобразить предполагаемый будущей портрет того или иного родственника).

Психолог (обращаясь к детям): Ребята, послушайте рассказ о маленьком Косте.

*  *  *

        Маленький Костя всегда завидовал ровесникам близнецам, что жили в соседнем подъезде: с прогулки они поднимались домой вместе, а Костик один; в непогоду они играли вдвоем, а Костя наедине с игрушками.

Костя уговаривал родителей купить ему братика, чтоб вдвоем было веселей. Но так вышло, что «купилась» девочка, Катенька. Костя по началу был очень рад сестренке, но она только лежала в кроватке, улыбаясь, весело покачивала ручкой, на любой Костин вопрос отвечала: «Агу».

- Мама! Она даже мячик  не берет. Ни хочу играть с ней, это девчонка, а не друг, - чуть не плача говорил Костя, - у всех есть братики, а у меня нет!

        Мама Кости, Лидия Ивановна, вышла из комнаты, через мгновение она вернулась с большой синей книгой.

        -Это альбом, - сказала она, посадив сына рядом и ласково обняв его начала листать тяжелые от фотографий страницы.

- Это твоя тетя Лена, а рядом Саша и Никита, это твои двоюродные братья, - показывая на фото, перечисляла Лидия Ивановна.

-А что значит «двоюродные»? А где они живу? А почему я их не знаю? Ты им тоже мама, как мне и Катюше? – завалил маму вопросами Костя.

-Нет, им мама твоя тетя Лена, она моя сестра, также как тебе Катя, поэтому ты с Сашей и Никитой двоюродные братья, а живут они очень далеко, поэтому ты их и не знаешь. Но этим летом у папы будет «длинный отпуск», и мы поедим к деду Архипу, это твой прадедушка, там ты и познакомишься  со всей родней, - пояснила мама.

-А что это значит «родня», а кто такой прадедушка, а сколько ночек нужно поспать, чтоб лето настало? – продолжал задавать вопросы Костя.

-Ложись-ка  лучше спать, любопытный ты мой, поздно уже, - скомандовала Лидия Ивановна, - завтра все расскажу.

-А что это значит «родня»,  а что значит прадедушка, - засыпая бормотал Костя.

(Педагог-психолог совместно с детьми обсуждает рассказ, делая выводы)

Психолог (обращаясь к детям): Вот и закончилась наша с вами встреча. Вам понравилось? … А вашим родителям понравилось? …

(Воспитанники уходят с воспитателем в группу, либо, на усмотрение ведущего, остаются с родителями)

А закончить я хочу не большим рассказом:

*  *  *

«Настя подошла к отцу и попросила рассказать: кто доводится им родней. Вопрос дочери обрадовал отца и тот с упоением стал перечислять всех родственников сначала своей линии, затем перешел на линию своей жены, слегка запутавшись, но затем, все ж, себя исправив продолжил…

Когда  он закончил, то обнаружил, что Настенька, прижавшись к папиному плечу, сладко посапывала.»

(Выдержать не большую паузу)

Говорите чаще с детьми, если не о родственниках, то о семейных традициях, о том, какие они были маленькие, какие Вы были маленькие, что Вам о Вас говорили Ваши родители, когда Вы были малышами. И... Мечтайте! Мечтайте о будущем вместе. Вместе с детьми! Ведь это так важно для них и их жизни!



Предварительный просмотр:

Как познакомить ребенка со своей родословной

(Открытое мероприятие для родителей воспитанников  старшего дошкольного возраста)

(Вступление педагога — психолога)

Ребенку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как и все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, но у него есть еще родственники и  предки, далекие и близкие.

Не зная о своей родословной, малыш задается вопросом: если мама мне мама, то бабушка кто? Бабушка тоже меня любит, значит у меня две мамы? А бывает две мамы? Сомнения, догадки, порождают те, нескончаемые вопросы: а почему?

Многие дети, даже не подозревают о существовании родственников.

Ряд социальных причин и обстоятельств отдаляет родственников  от должного общения, что ведет к нарушениям сложившихся семейных связей, устоев, порядков, традиций. Не имея опыта общения  с разными поколениями, у ребенка не складывается  представления о возрасте. Такие дети, как правило, считают,  что мама и папа никогда не были детьми, а бабушки и дедушки всегда были старенькие и больные. Они не понимают или не хотят понимать фразы: «ты растешь», не прослеживают связи между прошлом и будущем. Им трудно играть в игры путешествия в прошлое предметов. Лишь имея представление о прошлом и будущем малыш может представить, что было до… и что, возможно, может быть.

 Для человека важно в жизни иметь свое прошлое, настоящее, будущее. Это определяет его самосознание и индивидуальную судьбу. Наша задача помочь ребенку осознать, что он растет: когда-то он был совсем маленьким, но обязательно станет взрослым.

 Ребенку необходимо знать, что он любим, что его присутствие радует родителей. Ему интересно знать, как он рос, что он делал. Детям нравиться слушать милые истории, эпизоды своего развития, семейные истории и истории, которые связаны с прошлым его нации и Родины.

Дети с живым  интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.

Воспитывая интерес к родственным связям, мы прививаем такие нравственные качества, как уважение, сострадание, привязанность. Приобщая малыша к осознанию себя как часть большого народа, в его сознании возникает представление о неразрывности  от народного фольклора. Потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, игры развивают детскую любознательность, интерес к народной мудрости, ощущение связи поколений.

При помощи игры мы можем давать и закреплять представление о неразрывности прошлого с будущем, а также познакомить  их с близкими и дальними родственниками. Показать, как связан каждый из членов семьи друг с другом.

(Входят дети. Педагог -психолог проводит вводное упражнение, на пример, такое как: «Давайте познакомимся» либо «Давайте поздороваемся»)

Игра: «Генеалогическое дерево»

Психолог (обращаясь к детям): Ребята, вы принесли фотографии,  предлагаю на этих листах нарисовать красивое ветвистое дерево с большими корнями, почти такое же как у меня (показать образец подготовленный заранее), мы приклеим фотографии на ветки и корни дерева.

Цель игры: Познакомить ребенка с родственными отношениями в семье, изобразив  в виде схемы доступной для усвоения детского мышления.

Материалы: Лист бумаги, фломастеры, фотографии родственников (если есть) или ксерокопии фотографий.

Ход: Изобразить на бумаге ветвистое дерево с корнями. Отметить всех родственников  по родству к друг другу и кто от какого поколения, рода происходит. (Один представитель – одна веточка).

Игра: «Кто на кого похож?»

Психолог (обращаясь к детям): У нас еще много фотографий осталось. А если нам разрезать и сложить разные части что может получится...

Цель игры: Вызвать положительное отношение к родным. Выявить представления о схожести и похожести родственников друг на друга.

         Материалы: Фотографии членов семьи, а также далеких и близких родственников или ксерокопии фотографий.

Ход: Разрезать фотографии по горизонтали на такие части как: лоб,глаза, рот, подбородок ; подставляя части лица разных фотографий можно определить схожесть членов семьи.

Упражнение на расслабление (подойдет любое с тематикой роста растений и деревьев): «Волшебные зернышки»

Психолог (обращаясь к детям): Давайте поиграем в волшебные зернышки. Присели все на корточки и превратились в зернышки. Спят зернышки в мягкой и теплой как кроватка земле. Дождик покапал, солнышко пригрело и стали просыпаться у зернышек росточки. Потянулись росточки к солнышку. Тянуться, тянутся росточки (Ладони вместе, реки тянутся вверх) Тянуться... Раскрылись... (прямые руки развести в сторону) Какие красивые получились цветочки! (Одобрительно коснуться головы каждого ребенка)

Цель упражнения:  Снять мышечное напряжение у детей, настроить на дальнейшую работу

 Игра: «Кто же это?»

Цель игры: Вызвать доброжелательное отношение к родственникам. Выявить умение устанавливать связь между прошлым образом родственников и настоящим.

 Материалы: Фотографии взрослых далеких и близких родственников и их же детские фото.

Ход: Ребенку предложить разложить фотографии прошлого и настоящего времени.

(После игры можно предложить изобразить предполагаемый будущей портрет того или иного родственника).

Психолог (обращаясь к детям): Ребята, послушайте рассказ о маленьком Косте.

*  *  *

        Маленький Костя всегда завидовал ровесникам близнецам, что жили в соседнем подъезде: с прогулки они поднимались домой вместе, а Костик один; в непогоду они играли вдвоем, а Костя наедине с игрушками.

Костя уговаривал родителей купить ему братика, чтоб вдвоем было веселей. Но так вышло, что «купилась» девочка, Катенька. Костя по началу был очень рад сестренке, но она только лежала в кроватке, улыбаясь, весело покачивала ручкой, на любой Костин вопрос отвечала: «Агу».

- Мама! Она даже мячик  не берет. Ни хочу играть с ней, это девчонка, а не друг, - чуть не плача говорил Костя, - у всех есть братики, а у меня нет!

        Мама Кости, Лидия Ивановна, вышла из комнаты, через мгновение она вернулась с большой синей книгой.

        -Это альбом, - сказала она, посадив сына рядом и ласково обняв его начала листать тяжелые от фотографий страницы.

- Это твоя тетя Лена, а рядом Саша и Никита, это твои двоюродные братья, - показывая на фото, перечисляла Лидия Ивановна.

-А что значит «двоюродные»? А где они живу? А почему я их не знаю? Ты им тоже мама, как мне и Катюше? – завалил маму вопросами Костя.

-Нет, им мама твоя тетя Лена, она моя сестра, также как тебе Катя, поэтому ты с Сашей и Никитой двоюродные братья, а живут они очень далеко, поэтому ты их и не знаешь. Но этим летом у папы будет «длинный отпуск», и мы поедим к деду Архипу, это твой прадедушка, там ты и познакомишься  со всей родней, - пояснила мама.

-А что это значит «родня», а кто такой прадедушка, а сколько ночек нужно поспать, чтоб лето настало? – продолжал задавать вопросы Костя.

-Ложись-ка  лучше спать, любопытный ты мой, поздно уже, - скомандовала Лидия Ивановна, - завтра все расскажу.

-А что это значит «родня»,  а что значит прадедушка, - засыпая бормотал Костя.

(Педагог-психолог совместно с детьми обсуждает рассказ, делая выводы)

Психолог (обращаясь к детям): Вот и закончилась наша с вами встреча. Вам понравилось? … А вашим родителям понравилось? …

(Воспитанники уходят с воспитателем в группу, либо, на усмотрение ведущего, остаются с родителями)

А закончить я хочу не большим рассказом:

*  *  *

«Настя подошла к отцу и попросила рассказать: кто доводится им родней. Вопрос дочери обрадовал отца и тот с упоением стал перечислять всех родственников сначала своей линии, затем перешел на линию своей жены, слегка запутавшись, но затем, все ж, себя исправив продолжил…

Когда  он закончил, то обнаружил, что Настенька, прижавшись к папиному плечу, сладко посапывала.»

(Выдержать не большую паузу)

Говорите чаще с детьми, если не о родственниках, то о семейных традициях, о том, какие они были маленькие, какие Вы были маленькие, что Вам о Вас говорили Ваши родители, когда Вы были малышами. И... Мечтайте! Мечтайте о будущем вместе. Вместе с детьми! Ведь это так важно для них и их жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"

Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"(слайд №1)Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой предпол...

Консультация для педагогов «Как составить свою родословную».

Составление родословной служит сплочению семьи, что создаёт в результате более благополучную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему...

Консультация для родителей "Знакомим детей со своей родословной"

Составление родословной и её ведение является частью традиционной культуры многих народов России. Главная задача родителей - привлечь интерес детей к своим родным, научить ребенка видеть то особе...

консультация для родителей «Как познакомить ребенка с историей своей семьи?»

Для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества как составление семейны...

Конспект Шэжэрэ-байрам-Праздника родословной "Свою родословную знай, традиции семьи уважай и почитай!"

Программное содержание:Образовательная область «Музыка»:Обогащать музыкальный опыт детей через знакомство с народными русскими и башкирскими песнями и танцами.Воспитывать любовь к родному ...