Консультация для родителей "Знакомим детей со своей родословной"
консультация (подготовительная группа) на тему
Составление родословной и её ведение является частью традиционной культуры многих народов России. Главная задача родителей - привлечь интерес детей к своим родным, научить ребенка видеть то особенное и уникальное, что есть в родных людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомим детей со своей родословной»
Составление родословной и её ведение является частью традиционной культуры многих народов России. Понятие «родословная» определяется как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе этого рода того, что его отличает от других. Её можно представить в виде подробной генеалогической схемы, отображающей характеристики родственных связей нескольких поколений – «Генеалогическое древо».
Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка. Главная задача родителей привлечь интерес детей к своим родным, научить ребенка видеть то особенное и уникальное, что есть в родных людях. В этом огромную роль играют национальные культурные особенности и специфика родного языка. Так, наличие фамилии, отчества, обращений к детям со стороны взрослых «сынок», «доченька», «внучек» способствуют более быстрому процессу усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако, многозначность таких слов, как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка» и пр., вносит определенную путаницу. Ведь слова «тетя», «дядя» могут означать родственные отношения – сестра, брат отца или матери, но они также могут обозначать любых незнакомых ребенку женщину, мужчину.
Дети 4–5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях, однако, определяя их, руководствуются чаще всего возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – это пожилые люди.
Ребенок 5–6 лет правильно называет свою маму – мамой, бабушку – бабушкой, папу – папой, а дедушку – дедушкой, но не всегда понимает, что для его мамы мамой является бабушка.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.
Во время бесед о своих родных в ребенке воспитывают уважение к старшим поколениям, к близким людям, к самому себе. Такие беседы способствуют развитию логического мышления. Ведь разобраться в родственных отношениях не так просто, особенно освоить термины родства.
Расскажите ребенку:
- о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним фотографии в семейном альбоме
- о тех людях, которые запечатлены рядом с вами: кто они? Как их звали? Чем они занимались? Посчитайте, сколько братьев и сестер. Кем они приходятся вашим детям?
Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Ведь родственники, это близкие люди, которые поддерживают друг друга и делят все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, своего рода.
Ребёнку важно не количество проведённого с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведённые в сердечной беседе, для ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый вместе с вами. Ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.
Задания.
1. Знать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, имена братьев и сестер, если они есть. Желательно, знать имена и отчества близких родственников, определять, чей брат - дядя и чья сестра – тетя. Понимать, что их дети, в отличие от родных, двоюродные братья и сестры.
2. Объяснить ребенку понятие «глава семьи». Выяснить, кто может быть главой семьи? кого из членов семьи ребенок считает главным. Подвести к выводу, что глава семьи – это человек, который принимает ответственные решения, на которого можно положиться в трудный момент.
3. Объяснить ребенку понятия «кровные» и «некровные родственники» (кровные родственники - люди, которые происходят от общих предков и имеют определённое количество похожих по происхождению черт внешности, характера, привычек; некровные – это люди, которые появляются в процессе жизни, т.е. со стороны либо мужа либо жены).
Привести примеры своих родных.
4. Знать, где и кем работают родители.
В чем заключается их работа.
Задания и игры помогут:
- создать представления о семье, родственных отношениях,
- о роли семьи в жизни человека у вашего ребенка;
- развить речь вашего ребенка, пополнить его словарный запас.
Игры
1.«Подбери карточку к определению»
В конверте находятся карточки. Взрослый читает определение, а ребенок показывает ту карточку, которая, по его мнению, подходит к этому определению. Например: «жена папы. Кто это?» (мама).
Но к сожалению, не всегда так бывает, что жена папы это родная мама. Тогда мы говорим, что это…(мачеха). И так далее…
муж мамы (папа, отчим)
отец мамы или папы (дедушка)
мама мамы или папы (бабушка)
сын папы или мамы (брат)
дочь мамы или папы (сестра)
сестра мамы или папы (тётя)
брат мамы или папы (дядя)
2. Игра «Назови отчество» (женское, мужское)
Миша – Михайловна; Михайлович.
Дима - …
Борис - …
Александр - …
Семен - …
Иван - …
3. Игра «Что это?» (придумать самими имена, отчества, фамилии)
Борис – (имя)
Борисовна - …
Борисович - …
Борисов - ..
4. Подобрать 10 слов к слову «семья»
Наша семья (какая?) – дружная, крепкая, большая…
5. Игра «Старше или младше»
«Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы»
дочка – мама; дедушка – мама; дедушка – внук;
папа – дедушка; бабушка - папа; сын – мама.
сын – папа; бабушка – внучка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"
Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"(слайд №1)Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой предпол...
Консультация для педагогов «Как составить свою родословную».
Составление родословной служит сплочению семьи, что создаёт в результате более благополучную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему...
Как познакомить ребенка со своей родословной
Открытое мероприятие для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект на тему «Ознакомление старших дошкольников со своей родословной»
quot;Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости" А. С. Пушкин...
Конспект Шэжэрэ-байрам-Праздника родословной "Свою родословную знай, традиции семьи уважай и почитай!"
Программное содержание:Образовательная область «Музыка»:Обогащать музыкальный опыт детей через знакомство с народными русскими и башкирскими песнями и танцами.Воспитывать любовь к родному ...
"Для чего детям нужно знать свою родословную"
Информационно - творческий проект "Для чего детям нужно знать свою родословную".Воспитание патриотических чувств у дошкольника является первоочередной задачей с введением ФОП ДО. Основа патр...