В мире льда, воды и пара.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Березка».
Образовательная область «Познание».
Конспект занятия по формированию целостной картины мира:
«В мире льда, воды и пара»
Старшая группа №5 «Подсолнушек»
Воспитатель Морозова Надежда Сергеевна.
п.Северный, Талдомский район
2014год
Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.
Задачи.
1. Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
2. Развивать представления о знаках и символах.
3. Воспитывать экологическое сознание дошкольников.
Предварительная работа. Беседы о воде, чтение экологической сказки «Путешествие капелек», подвижная игра: «В царствах льда, воды и пара» наблюдения и опыты.
Демонстрационный материал: проектор, экран, презентация «Путешествие капельки воды», презентация «Мир в капле дождя», запись инструментальной спокойной музыки, кукла-Капитошка, кастрюля, ширма, символы тепла (солнце), холода (Дед Мороз), банка с водой, лёд, термос с горячей водой, зеркало.
Раздаточный материал: символы льда, воды, пара, краски, кисточки, ёмкости с водой, 0,5 альбомного листа.
Ход занятия.
1.Организационный момент «Улыбка»
Воспитатель. Сегодня замечательный день, к нам пришли гости, давайте встанем в кружок и поздороваемся с ними, а теперь улыбнемся друг другу и скажем «Сегодня замечательный день!» (дети встают в круг и выполняют задание).
2. Беседа об агрегатных состояниях воды и демонстрация опытов.
Воспитатель. Мы в хорошем настроении садимся за столы. (раздается плач)
Ой, что это? Слышите? Кто-то плачет! Посмотрите, что это такое? (кастрюля).
По-моему плач доносится оттуда. Давайте посмотрим, кто же в ней так горько плачет? (вынимает Капитошку). Ребята, кто это?( ответы детей: «Капитошка»).
Воспитатель. Капитошка заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился, чуть в суп не превратился! Что же ему теперь делать, как к маме-тучке вернуться? Не расстраивайся, Капитошка, оставайся у нас в гостях, а мы тебе расскажем и покажем, как тебе можно домой вернуться.
Ребята, а кто такой Капитошка? Правильно, капелька воды. А мы с вами знаем, что происходит с водой во время нагревания и охлаждения.
Воспитатель загадывает загадки.
Если холод вдруг придет,
Из водички будет…(лед)
Если вдруг тепло настанет
Жарко будет, лёд…(растает)
Лед растает и тогда,
Будет из него …(вода)
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет …(пар)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в…( водицу.
Воспитатель. А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? (твердое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар).
Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.
А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.
Послушайте заклинание: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»
Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму. ( результат узнаем в конце занятия)
Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.
Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды.(вывод: при охлаждении пар превращается в воду), прячет зеркало за ширму).
А теперь давайте посмотрим, как путешествуют капельки в природе.
Показ презентации № 1 «Путешествие капельки воды»
( показ сопровождается рассказом воспитателя)
1.На земле капельки живут в лужах, реках, озерах, ручьях, морях, океанах…
Припекло солнышко, капелька превратилась в пар, стала легкая и улетела на небо
2. А в небе капельке стало холодно и чтобы согреться, она позвала другие капельки, прижались капельки друг к другу и превратились в большую дождевую тучу.
3. Тесно стало капелькам в туче, стали они большие и тяжелые, не могли уже удержаться в воздухе, и упали вниз на землю.
4. И снова капельки на земле. Превратились капельки в лужицы, ручейки, побежали ручейки в речки, моря, чтобы снова когда-нибудь улететь на небо.
Это называется круговорот воды в природе.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали.(наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим.( садятся за столы).
3.Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»
Дети напоминают значение символов.
1. Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)
2. Хорошо мы все запомним, что водичка - это волны.( показ символа воды)
3. А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда)
Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов тепла и холода. (Дед Мороз и солнышко)
Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на результаты наших опытов.
Демонстрация детям банки с водой в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.(делает вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились)
Воспитатель. Ребята, а теперь вы знаете, как помочь Капитошке? ( ответы детей: надо погреться на солнышке и превратиться в пар.
Капитошка говорит, что ему с нами очеь интересно, даже улетать не хочется.
За то, что вы ему помогли, он хочет показать вам волшебство.
Воспитатель читает стихотворение.
Капля воды на раскрытой ладошке.
В ней отражается…
Показ презентации № 2
После презентации дети рассказывают Капитошке, что они увидели в каплях дождя ( цветы, траву, дома, радугу и т.д.). Капитошка прощается и «улетает».
4. Рисование.
Воспитатель Ребята, а давайте на память об этом волшебном, добром дне нарисуем картинки. Мы изобразим в них мир, который отражается в капле воды. Пусть это будут прозрачные, чистые капли, в которых видно много всего интересного. (дети приступают к рисованию).
После занятия устраивается выставка рисунков «Мир в капле дождя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_lda_vody_i_para.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Березка».
Образовательная область «Познание».
Конспект занятия по формированию целостной картины мира:
«В мире льда, воды и пара»
Старшая группа №5 «Подсолнушек»
Воспитатель Морозова Надежда Сергеевна.
п.Северный, Талдомский район
2014год
Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.
Задачи.
- Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
- Развивать представления о знаках и символах.
3. Воспитывать экологическое сознание дошкольников.
Предварительная работа. Беседы о воде, чтение экологической сказки «Путешествие капелек», подвижная игра: «В царствах льда, воды и пара» наблюдения и опыты.
Демонстрационный материал: проектор, экран, презентация «Путешествие капельки воды», презентация «Мир в капле дождя», запись инструментальной спокойной музыки, кукла-Капитошка, кастрюля, ширма, символы тепла (солнце), холода (Дед Мороз), банка с водой, лёд, термос с горячей водой, зеркало.
Раздаточный материал: символы льда, воды, пара, краски, кисточки, ёмкости с водой, 0,5 альбомного листа.
Ход занятия.
1.Организационный момент «Улыбка»
Воспитатель. Сегодня замечательный день, к нам пришли гости, давайте встанем в кружок и поздороваемся с ними, а теперь улыбнемся друг другу и скажем «Сегодня замечательный день!» (дети встают в круг и выполняют задание).
2. Беседа об агрегатных состояниях воды и демонстрация опытов.
Воспитатель. Мы в хорошем настроении садимся за столы. (раздается плач)
Ой, что это? Слышите? Кто-то плачет! Посмотрите, что это такое? (кастрюля).
По-моему плач доносится оттуда. Давайте посмотрим, кто же в ней так горько плачет? (вынимает Капитошку). Ребята, кто это?( ответы детей: «Капитошка»).
Воспитатель. Капитошка заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился, чуть в суп не превратился! Что же ему теперь делать, как к маме-тучке вернуться? Не расстраивайся, Капитошка, оставайся у нас в гостях, а мы тебе расскажем и покажем, как тебе можно домой вернуться.
Ребята, а кто такой Капитошка? Правильно, капелька воды. А мы с вами знаем, что происходит с водой во время нагревания и охлаждения.
Воспитатель загадывает загадки.
Если холод вдруг придет,
Из водички будет…(лед)
Если вдруг тепло настанет
Жарко будет, лёд…(растает)
Лед растает и тогда,
Будет из него …(вода)
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет …(пар)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в…( водицу.
Воспитатель. А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? (твердое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар).
Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.
А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.
Послушайте заклинание: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»
Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму. ( результат узнаем в конце занятия)
Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.
Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды.(вывод: при охлаждении пар превращается в воду), прячет зеркало за ширму).
А теперь давайте посмотрим, как путешествуют капельки в природе.
Показ презентации № 1 «Путешествие капельки воды»
( показ сопровождается рассказом воспитателя)
1.На земле капельки живут в лужах, реках, озерах, ручьях, морях, океанах…
Припекло солнышко, капелька превратилась в пар, стала легкая и улетела на небо
2. А в небе капельке стало холодно и чтобы согреться, она позвала другие капельки, прижались капельки друг к другу и превратились в большую дождевую тучу.
3. Тесно стало капелькам в туче, стали они большие и тяжелые, не могли уже удержаться в воздухе, и упали вниз на землю.
4. И снова капельки на земле. Превратились капельки в лужицы, ручейки, побежали ручейки в речки, моря, чтобы снова когда-нибудь улететь на небо.
Это называется круговорот воды в природе.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали.(наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим.( садятся за столы).
3.Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»
Дети напоминают значение символов.
- Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)
- Хорошо мы все запомним, что водичка - это волны.( показ символа воды)
- А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда)
Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов тепла и холода. (Дед Мороз и солнышко)
Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на результаты наших опытов.
Демонстрация детям банки с водой в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.(делает вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились)
Воспитатель. Ребята, а теперь вы знаете, как помочь Капитошке? ( ответы детей: надо погреться на солнышке и превратиться в пар.
Капитошка говорит, что ему с нами очеь интересно, даже улетать не хочется.
За то, что вы ему помогли, он хочет показать вам волшебство.
Воспитатель читает стихотворение.
Капля воды на раскрытой ладошке.
В ней отражается…
Показ презентации № 2
После презентации дети рассказывают Капитошке, что они увидели в каплях дождя ( цветы, траву, дома, радугу и т.д.). Капитошка прощается и «улетает».
- Рисование.
Воспитатель Ребята, а давайте на память об этом волшебном, добром дне нарисуем картинки. Мы изобразим в них мир, который отражается в капле воды. Пусть это будут прозрачные, чистые капли, в которых видно много всего интересного. (дети приступают к рисованию).
После занятия устраивается выставка рисунков «Мир в капле дождя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Вода, вода…».
Цель: воспитывать интерес к свойствам воды через опыты....
Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...
Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»
Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать сенсорну...
Открытое занятие по окружающему миру.Тема: «Вода. Берегите воду!».
Задачи :- обеспечить условия для изучения и закрепления знаний о реках родного края и способах их охраны;- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;- способс...
НОД по ознакомлению с окружающим миром " Волшебница - вода. Свойства воды." (средняя группа)
НОД (средняя группа)...
"Удивительные предметы" (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира) Дидактическая игра "Найди пару"
Задачи: Закрепить умение детей сравнивать предметы придуманные людьми, с предметами природы и находить между ними общее.Активизировать познавательную деятельность. Развивать мышление, внима...