НОД по ознакомлению с окружающим миром " Волшебница - вода. Свойства воды." (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
НОД (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_-_voda._svoystva_vody_od_v_sredney_gruppe.docx | 215.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый показ по ФЦКМ
познавательно-исследовательской деятельности
средняя группа
Тема: «Волшебница – вода. Свойства воды»
Цель: выявить умение детей принимать задачу, анализировать ситуацию, сопоставлять факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Программные задачи:
1.Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, не имеет вкуса, цвета, запаха, в ней растворяются некоторые вещества); уточнить значение её для всего живого.
2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы: игровой (персонаж); наглядный (символы); практический (опыты); словесный (беседа, рассказ воспитателя).
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Наблюдение на прогулке (таяние снега).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды; бассейн с атрибутами для игры-дифференциации.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети здороваются с гостями. Становятся полукругом возле воспитателя около уголка природы.
- Ой, ребята, в нашем уголке природы кто – то прячется. Позовем его к нам.
Появляется пингвин Лоло.
Мотивация
Пингвин: - Здравствуйте, ребята, меня зовут Лоло. Я хочу рассказать вам свою историю. Когда я родился, вокруг было все белым-бело. Но вот моё место, на котором я жил, стало превращаться в загадочное вещество и мне негде теперь жить. Помогите мне узнать, что это такое и откуда появилось? Я даже взял это вещество с собой, что бы показать вам. (Лоло показывает закрытую не прозрачную банку с веществом)
Определение темы исследования
Воспитатель: - Поможем, ребята? (Да)
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю самому смелому из вас опустить руку в сосуд и на ощупь определить, что в нем находится.
(ребенок, опустив руку, описывает свои ощущения по вопросам воспитателя)
- Это твердое или жидкое вещество?(ответ ребенка).
-Холодное или теплое?(ответ ребенка).
-Как ты думаешь, что это? (ответ ребенка)
Воспитатель открывает банку и вместе с детьми делают вывод, что это вода.
Воспитатель: - Что произошло с домом Лоло и почему? (ответ: растаял от солнечных лучей)
Актуализация знаний.
Лоло: - Спасибо, вам теперь я знаю куда пропало моё место, где я жил. А, что вы еще знаете о воде?
-Зачем нужна вода?
-Где встречается вода?
(подводящий диалог о значении воды)
Дети: - Вода нужна для растений, животных, людей. Без воды все погибнет. Вода встречается в реках, в озерах, в морях, океанах.
Постановка исследовательских вопросов.
Воспитатель: - А, что, ребята, хотели бы вы интересно узнать о воде?
Дети: - Почему вода не всегда пахнет?
- Какой она формы?
- Почему вода всегда разного цвета?
Воспитатель: - У Лоло тоже есть вопросы, а чтобы на них ответить, пройдёмте в исследовательскую лабораторию, где найдем на наши вопросы ответы.
Опыты:
1. Какой формы вода?
Цель: определить, имеет ли форму вода?
Материал: кубик, шарик, лейка для переливания воды (бутылочка с узким горлышком), блюдце (баночка), стакан с водой.
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы? А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. (Показ воспитателя) Нальем эту воду в широкую баночку, а теперь в вазу квадратной формы, и в тарелку круглой формы. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).
Два ребенка переливают воду из одного сосуда в другой разной формы
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода это жидкость. Она имеет жидкое свойство протекания во все трудно доступные места. Её можно налить в ёмкости разной формы: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
2. Какого цвета вода?
Цель: определить, имеет ли вода цвет?
Материал: стакан с водой, стакан с молоком, цветные салфетки.
Ход:
На столе у воспитателя цветная салфетка, стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель: - Какого цвета вода? (Ответ. Бесцветная)
Воспитатель: - Какого цвета молоко? (Ответ. Белого).
Воспитатель: - Можно сказать о воде, что она белого цвета? (Ответ. Нет)
Проверим это. Поставим на цветную салфетку стакан с водой и рядом стакан с молоком. (Дети выполняют). Заглянем по очереди в два стакана. Где вы видна цв. салфетка? (Ответы детей: в стакане с водой))
Вывод: вода прозрачная. (Да). Она бесцветная.(Да) Сравнить с молоком.
3. Вкус воды.
Цель: определить, имеет ли вода свой вкус.
Материал: две трубочки на каждого ребенка, стакан с водой, стакан сока ,
-А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду через трубочку и высказывают свое мнение. Потом пробуют сок через трубочку, определяют, из каких фруктов он приготовлен и определяют, что сок сладкий, а вода вкуса не имеет.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
4. Есть ли у воды запах?
Цель: определить, имеет ли запах вода?
Материал: стакан воды с соком лимона, стакан с водой на каждого ребенка.
-А, как вы считаете, у воды есть запах? Что бы знать точно, предлагаю вам понюхать по очереди стакан с водой и соком. И ответить на вопрос. (дети нюхают стакан с простой водой и стакан с соком лимона). У воды появился запах.
Вывод: своего запаха у воды нет.
Воспитатель: - Что мы с вами узнали о воде? Ответы детей. (Жидкость, бесцветная, не имеет запаха, вкуса)
А сейчас я покажу один фокус, а вы попробуйте догадаться, что умеет делать вода.
5. Вода – растворитель.
Цель: определить все ли вещества растворяются в воде?
Материал: кусочки сахара, гуашь красного и синего цвета, шипучее вещество (таблетка) «УПСАРИН УПСА» три стакана с водой.
Ход:
Опыт с шипучим вещество «УПСАРИН УПСА» проводится воспитателем.
Воспитатель: - Что произошло? Почему? (Ответы детей)
Детям предлагается самостоятельно провести опыт с сахаром, гуашью красного и синего цвета.
Воспитатель: - Что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: - Они растворились.
Воспитатель: - Что ещё может растворяться в воде?
Ответы детей: соль, мыло (пустить мыльный пузырь).
Физминутка: «Мыльные пузыри»:ловля мыльных пузырей.
Вывод: в воде растворяются некоторые вещества.
И при этом вода меняет цвет, запах.
Воспитатель: - Как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде?
Выберите по одному предмету в нашей группе. (Постараемся найти разные виды материалов).
- Положите в таз с водой.
Опыт с камнем, пластилином, бумагой, игрушками и т.д.
Вывод: Не все вещества растворяются в воде.
Воспитатель: - А сейчас я попрошу вас пройти к столу, где расположены символы обозначающие свойство воды. Вам надо выбрать один символ и рассказать, что он означает. После ответа поместите символ на доске.
Дети по очереди рассказывают о воде с помощью символов и располагают их на доске.
Лоло: - Спасибо вам, ребята я так много всего узнал о воде. Но, кто из вас мне расскажет для кого вода является домом? Кто живёт в воде?
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам создать модель озера, которая нам послужит бассейн с водой, и положим в него те предметы, которые бывают в озёрах.
(Дети выполняют задание выбирая нужные предметы в группе: рыбы, водоросли, камни, ботинок, пластиковая бутылка, фантики)
Воспитатель: - Какое красивое и чистое озеро получилось? Вы согласны? (Ответы детей)
-Почему вы со мной не согласны? (Ответы детей)
-Зачем беречь воду? (Ответы детей)
Лоло: - Спасибо вам, ребята теперь я буду знать для кого вода является домом и почему его нельзя загрязнять. А чтобы вы убедились в том, что я все понял. Я перескажу еще раз всем вам с помощью ваших символов (вспомнить свойства по символам).
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Воспитатель: - А, что вам, ребята понравилось и запомнилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Лоло, мы тебя приглашаем на прогулку, где ты увидишь, как снег тает и превращается в воду.
Используемая литература:
1. Рыжова Н. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997г. – 2
2. «Увлекательные опыты с водой». Издательство: АСТ, 2008 г.
3."Твои первые научные опыты". Издательство: ЛитТерра 2011г.
4. Хелен Идом иКейт Вудворд. «Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами». Издательство: Махаон, 1999 г.
5. В. И. Мирясова, С. В. Коноваленко. «Родная природа в стихах и загадках». Москва «Гном - Пресс» 1999г.
Лаборатория
по
исследованию воды
(символы)
Символы свойств воды
Вода не имеет формы
Вода не имеет цвета
|
Вода не имеет запаха
Воду можно переливать
В воде не все вещества растворяются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...
Исследовательски-творческий проект «Чудесные свойства воды» (средняя группа)
Паспорт проектаВид проекта: краткосрочный (март-апрель)Тип проекта: исследовательски – творческийУчастники: дети средней группы детского сада, родители воспитанников, воспитатель.Акт...
НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа
НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим " Превращения воды" для детей подготовительной группы.
закрепить полученные знания о воде, расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями ( жидкое. твёрдое, газообразн...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода. Свойства воды»
Занятие по технологии «Step by Step»Данная технология была разработана в постперестроечный период для стран Восточной Европы для дальнейшей демократизации обучения и использует все лу...
Конспект НОД в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» раздел – ознакомление с окружающим миром «Вода и её свойства»
Формирование у детей представления о качественных изменениях воды и её свойствах....
Конспект НОД " Вода ,свойства воды" средняя группа.
Материал будет полезен для воспитателей средней группы по познавательно экспериментальной деятельности в доу....
- Мне нравится (1)