НОД по ознакомлению с окружающим миром " Волшебница - вода. Свойства воды." (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

СТЕБЛЕЦОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

НОД (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_-_voda._svoystva_vody_od_v_sredney_gruppe.docx215.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ по ФЦКМ

познавательно-исследовательской деятельности

 средняя группа

Тема: «Волшебница – вода. Свойства воды»

Цель:  выявить умение детей принимать задачу, анализировать ситуацию, сопоставлять факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Программные задачи:

1.Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, не имеет вкуса, цвета, запаха, в ней растворяются некоторые вещества); уточнить значение её для всего живого.

2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: игровой (персонаж); наглядный (символы); практический (опыты); словесный (беседа, рассказ воспитателя).

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Наблюдение на прогулке (таяние снега).

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды; бассейн с атрибутами для игры-дифференциации.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети здороваются с гостями. Становятся полукругом возле воспитателя около уголка природы.

- Ой, ребята, в нашем уголке природы кто – то прячется. Позовем его к нам.

Появляется пингвин  Лоло.

 Мотивация

Пингвин: - Здравствуйте, ребята, меня зовут  Лоло. Я хочу рассказать вам свою историю. Когда я родился, вокруг было все белым-бело. Но вот моё место, на котором я жил, стало превращаться в загадочное вещество и мне негде теперь жить. Помогите мне узнать, что это такое и откуда появилось? Я даже взял это вещество с собой, что бы показать вам. (Лоло показывает  закрытую не прозрачную банку с веществом)

 

 Определение темы исследования

Воспитатель: - Поможем, ребята? (Да)

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю самому смелому из вас опустить руку в сосуд и на ощупь определить, что в нем находится.

(ребенок, опустив руку, описывает свои ощущения по вопросам воспитателя)

- Это твердое или жидкое вещество?(ответ ребенка).

-Холодное или теплое?(ответ ребенка).

-Как ты думаешь, что это? (ответ ребенка)

Воспитатель открывает банку и вместе с детьми делают вывод, что это вода.

Воспитатель: - Что произошло с домом Лоло и почему? (ответ: растаял от солнечных лучей)

Актуализация знаний.

Лоло: - Спасибо, вам теперь я знаю куда пропало моё место, где я жил. А,  что вы еще знаете о воде?

-Зачем нужна вода?

-Где встречается вода?

(подводящий диалог о значении воды)

Дети: - Вода нужна для растений, животных, людей. Без воды все погибнет. Вода встречается в реках, в озерах, в морях, океанах.

 Постановка исследовательских вопросов.

Воспитатель: - А, что, ребята,  хотели бы вы  интересно узнать о воде?

Дети: - Почему вода не всегда пахнет?

          - Какой она формы?

          - Почему вода всегда разного цвета?

Воспитатель: - У Лоло тоже есть вопросы, а чтобы на них ответить, пройдёмте в исследовательскую лабораторию, где найдем на наши вопросы ответы.

Опыты:

1. Какой формы вода?

Цель: определить, имеет ли форму вода?

Материал: кубик, шарик, лейка для переливания воды (бутылочка с узким горлышком),  блюдце (баночка), стакан с водой.

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы? А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. (Показ воспитателя) Нальем эту воду в широкую баночку, а теперь в вазу квадратной формы, и в тарелку круглой  формы. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).

Два ребенка переливают воду из одного сосуда в другой разной формы

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода это жидкость.  Она имеет жидкое свойство  протекания во все трудно доступные места. Её можно налить в ёмкости разной формы: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

2. Какого цвета вода?

Цель: определить, имеет ли вода цвет?

Материал: стакан с водой, стакан с молоком, цветные салфетки.

Ход:

На столе у воспитателя цветная салфетка, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: - Какого цвета вода? (Ответ. Бесцветная)

Воспитатель: - Какого цвета молоко? (Ответ. Белого).

Воспитатель: - Можно сказать о воде, что она белого цвета? (Ответ. Нет)

Проверим это. Поставим на цветную салфетку стакан с водой и рядом стакан с молоком.  (Дети выполняют). Заглянем по очереди в два стакана. Где вы видна цв. салфетка? (Ответы детей: в стакане с водой))

Вывод: вода прозрачная. (Да). Она бесцветная.(Да) Сравнить с молоком.

3. Вкус воды.

Цель: определить, имеет ли вода свой вкус.

Материал: две трубочки на каждого ребенка, стакан с водой, стакан сока ,

             

-А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду через трубочку и высказывают свое мнение. Потом пробуют сок через трубочку, определяют, из каких фруктов он приготовлен и определяют, что сок сладкий, а вода вкуса не имеет.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

4. Есть ли у воды запах?

Цель: определить, имеет ли запах вода?

Материал: стакан воды с соком лимона, стакан с водой на каждого ребенка.

-А, как вы считаете, у воды есть запах?  Что бы знать точно, предлагаю вам понюхать по очереди стакан с водой и соком. И ответить на вопрос. (дети нюхают стакан с простой водой и стакан с соком лимона). У воды появился запах.

Вывод: своего запаха у воды нет.

Воспитатель: - Что мы с вами узнали о воде? Ответы детей. (Жидкость, бесцветная, не имеет запаха, вкуса)

А сейчас я покажу один фокус, а вы попробуйте догадаться, что умеет делать вода.

5. Вода – растворитель.

Цель: определить все ли вещества растворяются в воде?

Материал: кусочки сахара, гуашь красного и синего цвета, шипучее вещество (таблетка) «УПСАРИН УПСА» три стакана с водой.

Ход:

Опыт с шипучим вещество «УПСАРИН УПСА» проводится воспитателем.

Воспитатель: - Что произошло? Почему? (Ответы детей)

Детям предлагается самостоятельно провести опыт с сахаром, гуашью красного и синего цвета.

Воспитатель: - Что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Дети: - Они растворились.

Воспитатель: - Что ещё может растворяться в воде?

Ответы детей: соль, мыло (пустить мыльный пузырь).

Физминутка: «Мыльные пузыри»:ловля мыльных пузырей.

Вывод: в воде растворяются некоторые вещества.

И при этом вода меняет цвет, запах.

Воспитатель: - Как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде?

Выберите по одному предмету в нашей группе. (Постараемся найти разные виды материалов).

- Положите в таз с водой.

Опыт с камнем, пластилином, бумагой, игрушками и т.д.

Вывод: Не все вещества растворяются в воде.

Воспитатель: - А сейчас я попрошу вас пройти к столу, где расположены символы обозначающие свойство воды. Вам надо выбрать один символ и рассказать, что он означает. После ответа поместите символ на доске.

Дети по очереди рассказывают о воде с помощью символов и располагают их на доске.

Лоло: - Спасибо вам, ребята я так много всего узнал о воде. Но, кто из вас мне расскажет для кого вода является домом? Кто живёт в воде?

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам создать модель озера, которая нам послужит бассейн с водой, и положим в него те предметы, которые бывают в озёрах.

(Дети выполняют задание выбирая нужные предметы в группе: рыбы, водоросли, камни, ботинок, пластиковая бутылка, фантики)

Воспитатель: - Какое красивое и чистое озеро получилось? Вы согласны? (Ответы детей)

-Почему вы со мной не согласны? (Ответы детей)

-Зачем беречь воду? (Ответы детей)

Лоло: - Спасибо вам, ребята теперь я буду знать для кого вода является домом и почему его нельзя загрязнять. А чтобы вы убедились в том, что я все понял. Я перескажу еще раз всем вам с помощью ваших символов (вспомнить свойства по символам).

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

Воспитатель: - А, что вам, ребята понравилось и запомнилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Лоло, мы тебя приглашаем на прогулку, где ты увидишь, как снег тает и превращается в воду.

Используемая литература:

1. Рыжова Н. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997г. – 2

2. «Увлекательные опыты с водой». Издательство: АСТ, 2008 г.

3."Твои первые научные опыты". Издательство: ЛитТерра 2011г.

4. Хелен Идом иКейт Вудворд. «Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами». Издательство: Махаон, 1999 г.

5. В. И. Мирясова, С. В. Коноваленко. «Родная природа в стихах и загадках». Москва «Гном - Пресс» 1999г.

Лаборатория

по

исследованию воды

(символы)

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSi3mNunC9hiO3ZmaLxuh5Wr7-ET2Yn9Bck6B1ruEhSVrNZtB9Z

Символы свойств воды

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR1TpZtYT83eSTG2M3-iGdtOoabP0gu8W2esRxQhrXL10E5XwVvFA

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTwQieDGCxnrM6jJn2FJdna-8G1MrJU7kCik0Ok0Bzj-7AndX1TKg

Вода не имеет формы

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQZW9pSqOdTSNY71xVMeP1r0zWKUO2zaIdFr7YSpVchDPO-isBy

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRVjRApP5OBK6an3kYSHYEe3wcvT4k2E31BTyDX6vyqIUdIrL6s

Вода не имеет цвета

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT6OK-zPYpzu9So3b_JqGxEbGK1Lmk8H17kgh0NdSN49dQ5Mrkwdw

Вода не имеет вкуса

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS2Kz4HNHIZHHhvpdC00zaFnru6M9YKlzyVCF6pg0gZ9nmSLn7a9w

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRLdHJATNez032rhfMBru-7-XsqDIjIz9PNVSoODXFAPIDIvBT9TQ

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQl7Va201ZSJVBXPFUxhT3Ha_yIkGGtYAwyCAuKNbHayCBZW51m

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRfV26vjICg-eZ0-HC191WlqyKPEWwF8VYlalVk6qF8XO2cwMF8lw

Вода не имеет запаха

Воду  можно переливатьhttp://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQYOErQqPfkUMcZog_1YTo1ekK1AhOdZSZrHDoPve1HL5RsZs4JVghttp://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRxq4q7S0bA7iB3Ot_0wPOiiYXcbnzMck02Avu3zqX_1Y_rGvpVCQ

В воде не все вещества растворяются

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQZeoZsakHNp7xpfSqTiKZnJ_RGLdxWJHHqe7Qn-OO3Gl6JV8o4

http://lidvanna.ru/wp-content/uploads/2012/12/kremen.jpg

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSOjXk_CLsFq6P1Btn2FgwzBl5l8lBICieGb5SXoNd_hQ2ySy2Iag


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...

Исследовательски-творческий проект «Чудесные свойства воды» (средняя группа)

Паспорт проектаВид  проекта:  краткосрочный (март-апрель)Тип проекта: исследовательски – творческийУчастники: дети  средней группы детского сада, родители воспитанников, воспитатель.Акт...

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим " Превращения воды" для детей подготовительной группы.

закрепить полученные знания о воде, расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными  состояниями ( жидкое. твёрдое, газообразн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода. Свойства воды»

Занятие по технологии «Step by Step»Данная технология была разработана в постперестроечный период для стран Восточной Европы для дальнейшей демократизации обучения и использует все лу...

Конспект НОД " Вода ,свойства воды" средняя группа.

Материал будет полезен для воспитателей средней группы по познавательно экспериментальной деятельности в доу....