Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ворошилова Оксана Анатольевна

Знакомство  детей с круговоротом воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад присмотра и оздоровления № 1"

Познавательное занятие

с элементами исследовательской деятельности
 в старшей группе

 «Путешествие капельки»

                                                                                         Ворошилова О.А.

Цель:

- Дать представления детям о природном явлении – круговороте воды в природе.

Задачи:

 - Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

-  Закрепить знания детей о свойствах воды.

-  Развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования; строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

-  Воспитывать чувство эмпатии к родной природе; воспитать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.
Оборудование: проектор, колонка, презентация, чайник, стаканчики с водой, тарелки, губки на каждого ребенка, туча с капельками, зонтик, капельки, следы -  капельки, модели охраны воды.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

Воспитатель: Прошу вас встать всех в круг.  (Встают в круг) 

Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает. 

Повторяйте за мной.

Двигательно-игровой этюд«Здравствуйте»

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)

Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)

Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами ребята со всеми поздоровались.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за мокрые следы? - капельки. Кто это мог их оставить? Наверно, у нас еще есть гости. Давайте пойдем по следам и посмотрим, кто их оставил.

 Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

- Закройте глаза и послушайте. Что это? ( звуки воды) Чьи это звуки? Приготовьтесь познакомиться с главными героями нашего занятия. (Открывается туча с капельками воды)

Что это? (капельки, туча, дождь, вода)

Вода – чудо природы. Почему? Благодаря ее волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

Воспитатель: как вы думаете, сколько дней человек может прожить без пищи?

Без пищи мы можем прожить 49 дней.

Воспитатель: а сколько дней человек может прожить без воды?

Человек  может прожить без воды не больше 2-х дней.

Воспитатель: А живет вода? Как мы ее используем? Кому нужна вода?

Воспитатель: Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному.

А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин. (Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой графин.)

1. Капелька «бережливая»

Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса).

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода (моря, реки, океаны).

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети: Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель: Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья. Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька «музыкальная» – музыкальная динамическая пауза.

3. Капелька «ученая»

Ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как она  и ее сестрички путешествует  в природе. (Проходите за столы) Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Показ презентации «Путешествие капельки»  

Воспитатель: Ученая капелька составила карту своего путешествия. Давайте ее рассмотрим.

Работа по схеме «Круговорот  воды в природе»

Воспитатель: Итак, это водоем, который состоит из множества капелек. Капельки играют, резвятся, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше.  Капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются облака. На небе облака легкие плывут, но когда дуют ветры, облака соединяются с другими облаками и образуют большую тучу. Эта туча становится тяжелой, закрывает солнышко. И тогда из тучки идет дождь, и капельки снова возвращаются на землю, поливая растения, земли, моря и океаны. А зимой вместо капелек - дождинок, капельки- снежинки.

 Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагревается и поднимается вверх в виде пара.

Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». ». Сколько слышите слов, когда я произношу «Круговорот»? (вода в природе «ходит» по кругу, она «воротиться» туда, откуда пришла. Поэтому мы произносим одно слово, а слышим два «круговорот».

По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию.
Дети, присаживайтесь за столы поудобнее и давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт.

Опыт№1 

Как же происходит испарение воды? Вместо солнышка у нас будет чайник.  Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло?  (нет). А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить.  Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем.  Чайник закипает, открываю крышку.
- Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит).
- Дети, а вы что-нибудь увидели?(ответ детей)
-У пара есть цвет? Есть запах? (ответы детей)
- Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)
А сейчас я, поднесу прозрачное стекло. Наблюдаем, как запотевает стекло (облако), затем стекло убирается от горлышка, и дети наблюдают, как на стекле пар остывает, и появляются капельки воды.
-Ребята, что появилось на стекле? (ответы детей- пар, капельки) Правильно стекло запотело, потом пар остыл и превратился в капельки воды.

- Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара.

- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Опыт №2.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем второй эксперимент, но сначала отгадайте загадку:
«По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые
И бывает иногда,
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше, от дырявой…(тучи)
-Ну что же ребята, давайте посмотрим, как образуется туча и льется дождь.

 Налейте в миску воды и возьмите губки в руки, скажите какая она легкая или тяжелая (ответ детей).

 Правильно, легкая, значит.

 А теперь опустите губки в тарелки с водой, где резвятся, плывут капельки, наполните тучку капельками воды. Поднимите тучку вверх, какая она стала? (ответ детей, тяжелее).

Правильно тяжелее, наберите еще капелек, сожмите тучку в руках и посмотрите, что происходит? (ответ детей).
-Из тучи капают капельки, как это называется в природе? (ответ детей)
-Правильно, это дождь. Капельки в виде дождя вернулись снова на землю, в водоем.

4. Капелька игровая

Игра: « Тучка и капельки»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (под музыку дождя танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало по одному, и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за пояс, дети под музыку ходят змейкой). Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). Солнышко пригрело Капельки, подтянулись к солнышку высоко (дети встают на носочки, подтягивая руки вверх) и вспомнили, что мама Тучка наказывала им вернуться домой, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх, к своей маме, Тучке (дети на носочках подходят к Тучке, образовывая узкий круг).
 

5. Капелька «живительная»

Воспитатель: Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Как вы ее понимаете?

Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду?

Почему?

А что случится, если пропадет вода?

Как нужно беречь воду? Педагог раздает детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.

http://50ds.ru/img/_3MO0V0XM8.jpg

- А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря. Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

6. Капелька любопытная

- А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили. -- Как называется это путешествие воды в природе?

Рефлексия: 
Молодцы ребята, а теперь давайте для гостей расскажем стихотворение «Береги воду»
Дети читают стихотворение:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,

Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!

Воспитатель: А сейчас возьмите по одной капельке и нарисуйте ваше настроение.

У всех капелек веселое настроение. Отлично! Оставьте их себе на память.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».

Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Путешествие капельки»

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды (бесцветная, прозрачная, жидкая, может течь). Дать представления о разнообразных состояниях воды (вода, лед, пар). Побуждать на...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.Развивать обследовательски...

Конспект итогового занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»

обобщать знания детей об электричестве,- обобщать представление о кислотности;- расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогаетчеловеку.- расширять кругозор детей...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...

Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»

Конспект ОД  по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...