Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы на тему "Птичий базар".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД в рамках кружковой работы на тему "Птичий базар".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pernatye_druzya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению дошкольников с окружающим миром
для подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Тема: «Пернатые обитатели архипелага Новая Земля».
Гроголь Светлана Петровна, воспитатель МБДОУ Детский сад №131
Программное содержание.
Цель: способствовать накоплению и обогащению представлений у детей старшего дошкольного возраста о птичьем базаре.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с понятием «Птичий базар»; с видами птиц, участвующих в нём;
- выявить приспособленность птиц к такому виду гнездовья, выяснить чем они питаются и из чего строят гнезда;
- закреплять умение детей лепить из «живого песка» веточки и складывать из них птичье гнездо.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей, активный и пассивный словарный запас;
- развивать произвольное внимание путём поиска морских птиц, которые участвуют в птичьем базаре;
- развивать логическое мышление детей через определение времени года по действиям птиц;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к пернатым.
Материалы и оборудование:
- Игрушка попугай Кеша
- Мультимедийная презентация «Птичий базар»
- Дидактические игры: «Найди морскую птицу», «Сложи птицу», «Кто что ест», «Какое время года?»
- Мультимедийный проектор
- Экран
Предварительная работа: Рассматривание фотографий с изображениями птиц, образующих птичьи базары, карты Архангельской области и обозначение на ней мест птичьих базаров флажками. Наблюдения за птицами, обитающими в городе. Просмотр видеофильма «Птичий базар».
План проведения непосредственно образовательной деятельности
- Организационный момент (1 мин.)
- Вводная часть (2 мин.)
- Основная часть (22 мин.)
- Заключительная часть (5 мин.)
Ход
Организационный момент. (1 мин.)
Дети заходят в группу, где их встречает педагог и игрушка попугая Кеши. Ребята встают полукругом.
Педагог
- Ребята, к нам сегодня прилетел попугай, его зовут Кеша. Давайте поздороваемся с ним.
Дети приветствуют Кешу.
Кеша
- Здравствуйте, ребята! Я недавно, был на дне рождении у моего друга, и он рассказал мне, что далеко на севере птицы устраивают базары. Я впервые услышал об этом явлении. Вам оно знакомо?
- Ответы детей.
Кеша
- Я тоже очень хочу узнать побольше о птичьих базарах. Вы мне расскажите о них?
- Ответы детей.
Педагог
- Конечно, расскажем, Кеша! И что такое птичий базар, и какие птицы в нём участвуют.
Вводная часть (2 мин.)
Педагог
- Ребята! А что такое птичий базар?
- Ответы детей.
Педагог
- Правильно, это места, где морские птицы выводят своих птенцов. А вы знаете, где птицы любят устраивать такие базары?
-Ответы детей.
Педагог
- Правильно, ребята! На скалистых берегах и островах в морских водах. Птицы утраивают свои гнезда и за короткое полярное лето выводят птенцов. Как вы думаете, ребята, а для чего птицы утраивают гнезда на берегах скалистых островов?
- Ответы детей.
Педагог
- Правильно, туда труднее попасть хищникам, которые могу украсть яйца. Таким интересным способом морские птицы защищают свои гнезда от хищников. Проходите, ребята, садитесь на стульчики.
Дети садятся на расставленные полукругом стульчики.
Педагог
- Посмотрите, ребята, на экране изображен птичий базар. (Педагог показывает слайд с изображением участка скалы и птицами на нем).
Основная часть (20 - 22 мин.)
Педагог
- Посмотрите, на наш остров прилетели птицы. Как вы думаете, здесь все правильно нарисовано? Посмотрите на эту птицу. (Голубь). Как она называется?
- Ответы детей.
- Она участвует в птичьем базаре?
- Ответы детей.
После ответа детей педагог щелкает мышкой по изображению птицы и она исчезает.
Педагог
- Правильно. А это что за птица? (Ворона)
- Ответы детей.
- Она участвует в птичьем базаре?
- Ответы детей.
После ответа детей педагог щелкает мышкой по изображению птицы и она исчезает.
- Молодцы! А что это за птица? (Чайка).
- Ответы детей.
- Она правильно прилетела?
- Ответы детей.
После ответа детей педагог щелкает мышкой по изображению птицы и она остается.
- Правильно. А как называется эта птица? (Снегирь).
- Ответы детей.
- Мы её оставим или уберем?
- Ответы детей.
После ответа детей педагог щелкает мышкой по изображению птицы и она исчезает.
- Молодцы! А эта птица правильно прилетела? (Тупик)
- Ответы детей.
- Как её называют?
- Ответы детей.
После ответа детей педагог щелкает мышкой по изображению птицы и она остается.
- Правильно! И последняя птичка правильно прилетела? (Кайра)
- Ответы детей.
После ответа детей педагог щелкает мышкой по изображению птицы и она остается.
Кеша
- А почему вы убрали других птиц? Что это за птицы?
- Ответы детей.
(Птицы, не участвующие в птичьем базаре: снегирь, голубь, ворона).
Педагог
- Да, на наш остров прилетают кайры, чистики, тупики, большие серебристые чайки и другие птицы. Все они собираются на скалистых морских островах в начале лета, занимают места и строят гнезда. На этих островах очень мало растений, а об берега их бьются волны моря.
Кеша
- Ребята, у себя в Африке я очень люблю кушать фрукты, орехи и семена. А что любят морские птицы? Там ведь так холодно и совсем не растут фруктовые деревья?
- Ответы детей.
Педагог
- Да, морские птицы питаются рыбой, которая живет в море. Поэтому они очень хорошо умеют плавать и могут ловить рыбу даже под водой, ныряя за ней. Давайте посмотрим, какие приспособления у морских птиц есть для того чтобы ловить рыбу.
(просмотр слайдов с иллюстрациями морских птиц.).
Педагог
- Посмотрите – это кайра. На кого она похожа?
- Ответы детей.
Педагог
- Да, она чем – то похожа на пингвина, только она умеет летать и меньше размером. А какое у неё тело?
- Ответы детей.
Педагог
- Правильно, у нее вытянутое тело, и на ногах есть перепонки. А как вы думаете, для чего они ей?
- Ответы детей.
Педагог
- Правильно, чтобы быстрее плавать. Такие же перепонки на ногах есть у чистика и тупика. Еще у этих птиц клюв приспособлен для быстрой ловли рыбы. Ребята, а какой клюв у этих птиц?
- Ответы детей.
Педагог:
- Правильно, у них острый и сильный клюв, когда птица ныряет за рыбой, такой клюв дает ей возможность крепко схватить рыбу. Чайки не могут нырять, они ловят рыбу в полете над водой, хватая её прямо из воды. За то они прекрасные летуны и их охотничьи угодья гораздо больше, чем у ныряющих птиц.
Кеша
- Это так интересно! Ребята, а давайте тоже немного полетаем как чайки?
Дети встают со стульчиков и располагаются в свободном порядке.
Физкультминутка:
Над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
Быстрых рыбок догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Отдохнем еще чуток.
Педагог
- Молодцы! Ребята, давайте снова присядем на стульчики.
Дети рассаживаются полукругом на стульчики.
- Ребята, а вы знаете, как называются «домики птиц»?
- Ответы детей.
Педагог
- Правильно, гнезда. А из каких материалов морские птицы строят свои гнезда?
- Ответы детей.
Педагог
- Действительно, морские птицы строят гнезда их мха, глины и водорослей. (Показ слайдов с гнездами птиц). Давайте посмотрим. Чайке достаточно небольшого углубления, дно которого она застелет не большим количеством травы. Тупики и чистики вырывают свои норы на верхней части берега, где есть земля. А, например, кайра откладывает яйцо на голую скалу и высиживает его без строительства гнезда.
Кеша:
- Как интересно! А я еще не умею строить гнездо.
Педагог
- Ребята, давайте покажем Кеше, как строить гнездо?
- Ответы детей.
Дети подходят к столам, на которых лежит «живой песок», вместе с воспитателем катают из песка палочки и укладывают их в виде гнезда.
Кеша
- Ух – ты! Какое красивое гнездо у вас получилось! Теперь я знаю, как строить гнёзда!
Воспитатель предлагает детям вернуться на стульчики.
Кеша
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз (попугай обращает внимание детей на конверты, которые принес с собой). Хотите посмотреть, что я вам приготовил?
-Ответы детей.
Педагог
- Давайте посмотрим, что там.
Педагог предлагает детям поделиться на две команды и подойти к двум разным столам и выполнить задания. Педагог дает 5-7 минут на выполнение заданий.
Задания:
«Найди морскую птицу» - отделить морских птиц из общего количества представленных.
«Сложи птицу» - сложить разрезанные изображения птиц.
«Кто что ест» - выбрать птиц, которые едят рыбу.
«Какое время года?» - по действию птиц узнать, когда это бывает (устройство гнезда, птенец, крупный птенец, отлет птиц).
Дети рассказывают, что они сделали. Кеша оценивает их ответы. После выполнения заданий дети возвращаются на свои стульчики.
Кеша
- Молодцы ребята! Вы справились с моими заданиями.
Педагог
- Ребята, давайте присядем на ковёр.
Дети садятся на ковёр.
Кеша
- Ребята, а морские птицы весь год живут на этих островах?
- Ответы детей.
Педагог
- Правильно, когда птенцы подрастут и смогут летать, скалистые склоны берегов опустеют. Но к началу следующего лета птицы вернутся, и будут снова устраивать свои гнезда, и выводить новое потомство.
Заключительная часть (5 мин.)
Педагог
- Кеша, теперь ты знаешь, что такое птичий базар, какие птицы в нём участвуют и для чего он нужен.
Кеша
- Да! Мне было очень интересно! Вы молодцы, справились со всеми заданиями. И рассказали мне столько интересного. Я полечу домой и расскажу своим друзьями о том, что узнал сегодня. А на память о себе, я хочу подарить вам игры, в которые мы играли сегодня. До свидания, ребята.
Педагог
- Давайте попрощаемся с нашим гостем.
Кеша прощается с детьми и улетает, оставив в подарок детям игры.
Педагог
- Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось? Что показалось вам трудным и почему? (Ответы детей). А с чем вы справились без затруднений? (Ответы детей).
Методическая литература:
- Птичьи базары Новой Земли / Г.П. Горбунов, Москва, 48 с: ил., карт. (http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00001785)
Ссылки на Интернет ресурсы:
- http://www.evgengusev.narod.ru/fedorov/zfi.html;
- http://www.rus-arc.ru/ru/Media/GaleryView/79dfa150-b8f7-4bb7-9775-87f33aa85015
- http://belushka.ru/site/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».
Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка). Закреп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Помощники Мойдодыра»
Задачи:Формировать знания детей о том, как можно укрепить своё здоровье, закреплять правила личной гигиены, формировать привычку соблюдать их.Учить рассказывать выразительно загадки, стихотворения.Раз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Обитатели пресных водоемов...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Как звери к зиме готовятся"
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. «Как звери к зиме готовятся»Доминирующая область: "Познавательное развитие"Интегра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Как звери к зиме готовятся»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире .Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, уточнить и расширить представления детей о растениях,...