Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Как звери к зиме готовятся"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. «Как звери к зиме готовятся»

Доминирующая область: "Познавательное развитие"

Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие.

Интегрированные цели и задачи:

Образовательные цели: Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе.

Развивающие цели: Развивать у детей логическое мышление, познавательную, речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, формирование навыков ориентирования;

Воспитательные цели: Воспитывать бережное  отношение   к   животным,  любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.

Современные образовательные технологии:

—        здоровьесберегающие технологии;

—        технологии личностно – ориентированного обучения;

—        игровые технологии.

Материалы:  картины  осеннего леса, диск с музыкальным  оформлением, картинки  с   изображением диких животных, маски медведя и зайца.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «В берлоге» и т. д.

2. Загадки о животных.

3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные»

4. Беседа «Где живет медведь? »

5. Дидактические игры: «Кто с кем? », «Рассели животных правильно», «Чей силуэт? », «Экологическое лото» и т. д.

6. Внесение макета «Времена года», «Обитатели леса»

Ход занятия:

-Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, вы ее внимательно послушайте.

Пусты поля, мокнет земля

День убывает, когда это бывает?  (осень)

 - Осень – это время подготовки к зиме. К зиме готовимся не только мы, но и вся природа: деревья, насекомые, птицы и животные. Сейчас мы заглянем в лес, посмотрим, что там происходит.

 - Послушайте как тихо в нашем лесу, не летают жуки, не жужжат пчелы, не поют птицы. Почему?

-Правильно. Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Срок их жизни-1, 2 теплых месяца. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают, а майские жуки глубоко зарываются в землю. В глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях. Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок на полутораметровой глубине земли. Так глубоко земля никогда не промерзает. Красивые бабочки, превратившись в куколок как в колыбельках, будут спать до теплой весны.

 -Ребята, а почему в нашем лесу не слышно птичье пенье? (Птицы улетели)

 -Многие птицы улетают в теплые края. Какие птицы улетают? (ласточки, стрижи, дрозды, коростели, журавли, гуси, аисты, цапли, утки)

-Как называются птицы, которые покидают родные края, улетают? (Перелетные)

 -Почему они не смогут перезимовать у нас? (Улетают из-за морозов,  когда холодно, многим из них трудно добывать себе еду)

 -Животные тоже готовятся к зиме. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Еж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)

- Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать  в своих домиках?

 - Медведь и еж.

 - Сколько месяцев они будут спать?

 - Три месяца: декабрь, январь, февраль.

 - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать  эти животные?

 - Много кушать.

 - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.  Ребята, а где будет спать медведь?

 - В берлоге.

 - Где спрячется ежик?

 - В норе.

 - Сердитый недотрога

   Живет в глуши лесной.

   Иголок очень много,

   А нитки, ни одной.

 - Еж.

 - Еж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он   приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

 - Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные?

 - Заяц, лиса, белка, волк.

 

 -  Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?

 - Это заяц.

 

 - Как же он готовится к зиме?

 - Меняет шубу летнюю на зимнюю.

 - Она не только теплее, но и другого цвета, какого?

 - Белого.

 - Почему белого?

 - Что бы зайца никто не заметил.

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?

 

 

Драматизация: "Заяц и медведь".

-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

-Я-то? Да ем.

-А днем?

-И днем ем.

-А утром?

-Тоже ем.

-Ну, а вечером?

-И вечером ем.

-А когда ты не ешь?

-Да когда сыт бываю.

-А когда ты сыт бываешь?

-Да никогда.

 

 -Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?

 -Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест.

 - А теперь отгадайте загадку и узнаете еще одного лесного жителя, который готовится к зиме!

                         Кто по елкам ловко скачет

                         И взлетает на дубы?

                         Кто в дупле орехи прячет,

                         Сушит на зиму грибы?  (Белка)

 

 

 - Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка?

 - В дупле.

 - Как она подготовилась к зиме?

 - Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.

 - Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки  или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денек, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

 

 

Физминутка  «Белочка»

Включается фонограмма тихого ветра. - Ребята, давайте попрыгаем и порезвимся как белочки.

Звучит фонограмма вьюги. - Ребята, а теперь наступила зима и белочкам холодно, давайте присядем, свернёмся в клубок и замрём.  Повторить 2 -3 раза.

 

 - Ребята, как  называется дом лисицы? (нора)

 -Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово)

 - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)

 - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв лапы и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).

 - Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

 -Да, волки охотятся на  зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

 

 - А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

   Травы копытами касаясь,

   Ходит по лесу красавец,

   Ходит смело и легко,

   Рога раскинув широко.

 - Кто это? (Лось).

 - Чем питается лось? (Растениями).

 - А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет)

 -  В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много).  

 - Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

 

                              Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

всяк меня благодарил.

 

Итог занятия.

 - Ребята, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу и говорили о разных животных, которые живут в лесу,  и о том, как они готовятся к зиме.

 - Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)  

 - А как мы их назовём одним словом? ( Дикие). Где они живут? (В лесу). – Молодцы. Вы сегодня хорошо позанимались.

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Как звери к зиме готовятся".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zveri_k_zime_gotovyatsya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Как звери к зиме готовятся»  с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий личностно – ориентированного обучения, игровых технологий.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. «Как звери к зиме готовятся»

Доминирующая область: "Познавательное развитие"

Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие.

Интегрированные цели и задачи:

Образовательные цели: Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе.

Развивающие цели: Развивать у детей логическое мышление, познавательную, речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, формирование навыков ориентирования;

Воспитательные цели: Воспитывать бережное  отношение   к   животным,  любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.

Современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии личностно – ориентированного обучения;
  • игровые технологии.

Материалы:  картины  осеннего леса, диск с музыкальным  оформлением, картинки  с   изображением диких животных, маски медведя и зайца.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «В берлоге» и т. д.

2. Загадки о животных.

3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные»

4. Беседа «Где живет медведь? »

5. Дидактические игры: «Кто с кем? », «Рассели животных правильно», «Чей силуэт? », «Экологическое лото» и т. д.

6. Внесение макета «Времена года», «Обитатели леса»

Ход занятия:

-Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, вы ее внимательно послушайте.

Пусты поля, мокнет земля

День убывает, когда это бывает?  (осень)

 - Осень – это время подготовки к зиме. К зиме готовимся не только мы, но и вся природа: деревья, насекомые, птицы и животные. Сейчас мы заглянем в лес, посмотрим, что там происходит.

 - Послушайте как тихо в нашем лесу, не летают жуки, не жужжат пчелы, не поют птицы. Почему?

-Правильно. Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Срок их жизни-1, 2 теплых месяца. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают, а майские жуки глубоко зарываются в землю. В глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях. Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок на полутораметровой глубине земли. Так глубоко земля никогда не промерзает. Красивые бабочки, превратившись в куколок как в колыбельках, будут спать до теплой весны.

 -Ребята, а почему в нашем лесу не слышно птичье пенье? (Птицы улетели)

 -Многие птицы улетают в теплые края. Какие птицы улетают? (ласточки, стрижи, дрозды, коростели, журавли, гуси, аисты, цапли, утки)

-Как называются птицы, которые покидают родные края, улетают? (Перелетные)

 -Почему они не смогут перезимовать у нас? (Улетают из-за морозов,  когда холодно, многим из них трудно добывать себе еду)

 -Животные тоже готовятся к зиме. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Еж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)

- Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать  в своих домиках?

 - Медведь и еж.

 - Сколько месяцев они будут спать?

 - Три месяца: декабрь, январь, февраль.

 - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать  эти животные?

 - Много кушать.

 - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.  Ребята, а где будет спать медведь?

 - В берлоге.

 - Где спрячется ежик?

 - В норе.

 - Сердитый недотрога

   Живет в глуши лесной.

   Иголок очень много,

   А нитки, ни одной.

 - Еж.

 - Еж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он   приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

 - Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные?

 - Заяц, лиса, белка, волк.

 -  Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?

 - Это заяц.

 - Как же он готовится к зиме?

 - Меняет шубу летнюю на зимнюю.

 - Она не только теплее, но и другого цвета, какого?

 - Белого.

 - Почему белого?

 - Что бы зайца никто не заметил.

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?

Драматизация: "Заяц и медведь".

-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

-Я-то? Да ем.

-А днем?

-И днем ем.

-А утром?

-Тоже ем.

-Ну, а вечером?

-И вечером ем.

-А когда ты не ешь?

-Да когда сыт бываю.

-А когда ты сыт бываешь?

-Да никогда.

 -Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?

 -Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест.

 - А теперь отгадайте загадку и узнаете еще одного лесного жителя, который готовится к зиме!

                         Кто по елкам ловко скачет

                         И взлетает на дубы?

                         Кто в дупле орехи прячет,

                         Сушит на зиму грибы?  (Белка)

 - Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка?

 - В дупле.

 - Как она подготовилась к зиме?

 - Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.

 - Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки  или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денек, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Физминутка  «Белочка»

Включается фонограмма тихого ветра. - Ребята, давайте попрыгаем и порезвимся как белочки.

Звучит фонограмма вьюги. - Ребята, а теперь наступила зима и белочкам холодно, давайте присядем, свернёмся в клубок и замрём.  Повторить 2 -3 раза.

 - Ребята, как  называется дом лисицы? (нора)

 -Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово)

 - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)

 - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв лапы и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).

 - Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

 -Да, волки охотятся на  зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

 - А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

   Травы копытами касаясь,

   Ходит по лесу красавец,

   Ходит смело и легко,

   Рога раскинув широко.

 - Кто это? (Лось).

 - Чем питается лось? (Растениями).

 - А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет)

 -  В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много).  

 - Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

                              Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

всяк меня благодарил.

Итог занятия.

 - Ребята, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу и говорили о разных животных, которые живут в лесу,  и о том, как они готовятся к зиме.

 - Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)  

 - А как мы их назовём одним словом? ( Дикие). Где они живут? (В лесу). – Молодцы. Вы сегодня хорошо позанимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».

Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).    Закреп...

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».

Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Испарение»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной группе...