сценарий образовательного процесса в подготовительной группе по ПДД "В стране дорожных знаков"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Сценарий образовательного процесса в подготовительной группе по ПДД на региональном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_pdd_na_konkurs.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведении о том, как должен вести себя человек на улице, во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современном мегаполисе никто не застрахован от опасностей. Каждая улица, каждый перекресток – явный и несомненный риск для здоровья и жизни. Для дошкольника мир за пределами собственной квартиры полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. И научить дошкольника элементарным правилам поведения на улице, знать, как обезопасить себя, возлагается на нас с вами, педагогов и родителей. Воспитание нового поколения грамотными и дисциплинированными участниками дорожного движения – основная цель каждой семьи и всех образовательных учреждений.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Необходимо неоднократно напоминать детям, что на улице надо вести себя очень осторожно и, конечно, всегда помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Цель: формировать у старших дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.
Исходя из актуальности и проблемы, мы обозначили задачи, которые стояли перед нами:
-Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
-Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
-Объединить усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения;
-Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Единые требования, предъявляемые к детям со стороны взрослых, положительный личный пример родителей, способствуют успешному овладению детьми дорожной азбуки.
Сценарий обучающего процесса для детей подготовительной группы
«В стране дорожных знаков» ( на региональном материале) Образовательная область « Познавательное развитие».
Программное содержание:
-Продолжать закреплять и расширять знания детей о родном городе; об истории названия улиц, пробуждать интерес к истории города;
-Совершенствовать диалогическую форму речи, развивать умение поддерживать беседу;
-Закрепить знания у детей разных видов дорожных знаков;
- Дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города;
-Воспитывать грамотных пешеходов.
Материал: картинки, фотографии с видом города, улиц, знакомых детям зданий и памятников, деревянный макет улицы с видом проезжей части и дорожными знаками, тротуаром и моделями транспорта, карта улиц города Мурманска, фотографии тех людей ,в честь кого названы улицы.
Предварительная работа: беседа о городе, экскурсия в краеведческий музей, изучение дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, информационно-указательных.
Ход процесса.
Воспитатель: Здравствуйте,ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по улицам и дорогам нашего замечательного города. Мы живем с вами в самом большом и красивом городе Заполярья, его столице городе – герое Мурманске. Наш город стоит на берегу моря, живет морем, воспевает море в стихах и песнях. Сегодня в детский сад к нам приехал в гости Буратино. Он всегда мечтал побывать на Севере, познакомиться с
нашим городом, попутешествовать по нему. Давайте расскажем Буратино, от каких двух саамских слов произошло название нашего города (от слова мур – море и слова ма – земля, берег). Сколько лет нашему городу? Когда был основан наш город? Как сначала назывался наш город? Для истории это срок небольшой, а для жизни людей значительный.
Сейчас наш с вами город очень современный и красивый. Так было не всегда. Раньше здесь были пустынные горы, почти без признаков жизни, кругом окруженные водой. Единственным хозяином здешних мест был старый помор Семен Коржнев. Сам он ловил рыбу у Семеновской корги, мясом его снабжали саамы, которые неподалеку прогоняли своих оленей к морю, за мукой он ходил на лодке в Колу, а пресной воды было достаточно в его «собственном» Семеновском озере. Сейчас его фотография много лет висит в Мурманском краеведческом музее, а имя старого помора увековечено в местных названиях: Семеновскими в Мурманске называют гавань, отмель и озеро. Именно он приютил приезжих людей в своей немудреной избушке. Через заснеженную тундру, по полному бездорожью и голым скалам, сквозь темноту полярной ночи в наш суровый северный край приехали люди, которые не побоялись ни холодной, лютой снежной зимы, ни болотной мошкары, ни трудностей, ни лишений. Это были плотники, печники, скобари, лесорубы, сплавщики. Из инструментов у них были только ломы, пилы и лопаты, а землю они перевозили на татках. Спали люди в бараках без крыш, куда помещалось много народа, и эта теснота спасала их от холода. Сначала был отстроен порт и железная дорога, затем началось строительство самого города.
Мы с вами и с нашим гостем Буратино отправимся сегодня на экскурсию по карте.
Буратино – Стойте, стойте! А вы готовы к такому путешествию? Ведь на дорогах города столько опасностей и без знания дорожных знаков и правил поведения на улице – быть беде!
Воспитатель и дети (хором) - Конечно! Ведь в сегодняшней встрече участвуют знатоки правил дорожного движения.
У меня есть волшебный клубок, он покажет нам дорогу. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
В два ряда дома стоят:
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Дети:Улица.
Буратино: Молодцы, ребята, вы отлично справились с загадкой, а насколько вы знаете дорожные знаки и умеете ориентироваться на улице, я сейчас проверю .У меня для вас есть тоже загадки .Про кого они, вы сами мне сейчас скажете.
По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем,
Все, что нам они велят (Знаки).
Буратино: Верно, ребята, это знаки. Они - наши помощники. Они нам указывают, разрешают, запрещают. Сегодня мы и представить себе не можем, что творилось бы на наших улицах, если бы не было дорожных знаков. Они стали главными помощниками для всех участников дорожного движения: и для водителей, и для пассажиров, и для нас с вами, пешеходов.
Воспитатель: Ребята, клубочек привел нас на первую улицу.
Клубок останавливается и дети читают название улицы: улица имени Вацлава Вацлавовича Воровского.
Воспитатель: Ребята, кто живет на этой улице и сможет нам рассказать о названии?
Первый ребенок : (находят портрет Воровского).Эта улица начинается с вокзала. Вокзал был первым строением на этой улице. Сам Вацлав Воровский был дипломатом и публицистом. На этой улице много красивых домов, в одном из которых я живу.
Буратино: У вокзала всегда много людей, ожидающих транспорта. Ребята, отгадайте загадку:
Поднял кверху две руки,
Взял две жилы в кулаки.
Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой. (Троллейбус.)
Следующая загадка:
Что за чудо - синий дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус).
Буратино: Ребята, кого перевозит транспорт? (пассажиров). Где люди ожидают их прибытия ?(на остановке).Скажите мне ,какой знак мы видим на остановке, когда ждем транспорт.(Дети показывают знаки «Остановка автобуса», «Остановка троллейбуса»).-Правильно. Это знаки информационно-указательные. Они имеют форму квадрата или прямоугольника синего цвета.
Следующая улица-улица имени капитана Александра Александровича Егорова. Кто знает о капитане Егорове?
Второй ребенок : Капитан Егоров-лучший рыбак Северного бассейна. Он капитан промысловиков. Моя улица просторная и мой дом находится на перекрестке. Рядом с домом есть школа, куда на следующий год я пойду в первый класс.
Буратино: На перекрестке много дорожных знаков.Каких,отгадайте:
По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас, ребята, знает,
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход…(пешеходный переход). (Знак «Пешеходный переход»).
Буратино: Ребята, а кто ходит по пешеходному переходу? (Пешеходы).
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят….(дети). (Знак «Осторожно, дети»).
Правильно, у школ много детишек и водитель обязан снизить скорость для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. К каким знакам он относится? ( Предупреждающим знакам).
Воспитатель: Ребята, наш клубочек привел нас на улицу имени Юрия Алексеевича Гагарина. Мы много знаем о нем. Он был первым космонавтом, смелым и отважным. Гагарин служил у нас в Мурманске (показ фотографий) и очень любил наш город.
Буратино: Ребята, а какие дорожные знаки находятся на этой улице?
Загадка:
В голубом иду я круге.
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко,-
Пешеходная …(дорожка).
Чтоб тебе помочь,
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь
Зеленый, желтый, красный…(Светофор).
Верно, ребята, светофор стоит на всех перекрестках улиц города Мурманска. А каково его предназначение? (Ответы детей).
Буратино: Верно.
Дети рассматривают деревянный макет улицы. Воспитатель показывает, а дети называют составные части улицы: тротуар, проезжую часть, разделительную полосу.
Воспитатель. Где должны ходить пешеходы? (Ответы детей).
Почему нельзя ходить по проезжей части? Правильно, по проезжей части едут машины, которые могут сбить пешехода, поэтому ходить по ней очень опасно. А если нет тротуара, пешеход должен идти по краю проезжей части навстречу транспорту.
Физкультминутка «Мы шоферы».
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда!
Воспитатель: Ребята, клубочек подсказывает нам, что мы попали на улицу имени Хлобыстова. Кто может нам рассказать историю этого легендарного человека?
Третий ребенок: Герой Советского Союза Алексея Степановича Хлобыстов с детства мечтал стать летчиком. В годы войны защищал небо Заполярья. В мирное время жители улицы сажают цветы, озеленяют дворы, находящиеся на этой улице.
Буратино: Ребята, какой-то знак на дороге…
Ни во двор, ни в переулок, ни в пустячный закоулок
Не проехать тут никак - не позволит этот знак.
Помни!Означает он:..(« Въезд машинам запрещен»).
Буратино: Верно! А какой это знак? (Запрещающий знак). Что он обозначает? (Ответы детей).
Какие еще запрещающие знаки есть в городе? («Движение пешеходов запрещено», «Движение запрещено», «Остановка запрещена»).
Буратино: Ребята, а вы знаете правила юного пешехода?
-Выйдя на улицу, пешеход должен передвигаться только по тротуару или обочине.
-Если нет пешеходного перехода, дорогу разрешается переходить там, где она просматривается с обе стороны.
-Переходить проезжую часть или дорогу юные пешеходы должны только на разрешающий сигнал светофора, по пешеходному переходу или на перекрестках.
-Юному пешеходу запрещается перебегать проезжую часть перед близко движущимся транспортом.
-Если нет светофора, начиная переходить улицу, надо посмотреть налево, дойдя до середины дороги, посмотреть направо и переходить дорогу дальше.
-Если не успел перейти дорогу - остановись и подожди зеленого сигнала светофора на центральной линии или островке безопасности.
Буратино: Какие вы молодцы, знаете все знаки, расположенные на улицах вашего красивого города Мурманска. Я надеюсь, вы будете внимательными пешеходами и будете всегда соблюдать правила безопасности на улице.
Чтобы жить, не зная огорчения,
Чтобы бегать , плавать и летать,
Вы должен Правила движения
Всегда и всюду соблюдать!
Читает ребенок:
Азбука города
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случалась с тобою беда.
Воспитатель: А теперь еще раз давайте все вместе с Буратино полюбуемся нашим городом-тружеником, городом-портом. Это город, в котором трудятся ваши родители, многие из них ходят в море. Как замечательно, что мы с вами родились в этом прекрасном городе! И нужно не только любить свой город, но и быть примерным пешеходом, хорошо знающим дорожную грамоту!
Звучит запись песни Е.Казакова «Лучшая песня о Мурманске» и показываются слайды с улицами и достопримечательностями города.
Литература:
Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 64 с.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Библиотека программы «От рождения до школы» / Под общ. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 112 с.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
Данилова Т.И.Программа «Светофор» .Обучение детей дошкольного возраста ПДД.-С-Пб:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011.-208с.
Хабибуллина Е.Я.Дорожная азбука в детском саду.Конспекты занятий.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.-64с.
Елжова Н.В.ПДД в детском саду:развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД,перспективное планирование,конспекты занятий.-Ростов –на-Дону:Феникс,2013.-173с-(Сердце отдаю детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для детей старшей группы "Путешествие в страну дорожных знаков"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3 СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие ...
Познавательно - развлекательное мероприятие ( подготовительная группа) "Путешествие в страну дорожных знаков".
Материал поможет легко, в форме развлечения приподнести детям правила дорожного движения....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: В стране дорожных знаков.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Подготовительная группа. Тема: В стране дорожных знаков....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» с использованием новых образовательных технологий в старшей группе «Путешествие в страну дорожных знаков»
Интеграция образовательных областей:- «Речевое развитие»;- «Социально – коммуникативное развитие»;-...
Сценарий развлечения по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Путешествие в страну дорожных знаков"
Углубить знания детей о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дор...
Мероприятие по правилам дорожного движения для детей старше – подготовительной группы «Путешествие в страну Дорожных знаков»
Цели:• пополнить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках,• закреплять умение различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов,• зак...
Сценарий досуга по правилам дорожного движения для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»
ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...