Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Евса Оксана Викторовна

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokaz._zanyatie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Юные метеорологи

Программное содержание:

  1. продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;
  2. упражнять детей в работе с приборами: термометром, барометром, анемометром, флюгером (гигрометром, ветряным рукавом, компасом)
  3. помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.
  4. воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща.

Предшествующая работа:

Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материал – оборудование:

Термометр, барометр (самодельный), флюгер, дневник наблюдений, календарь погоды, анемометр (стаканчиковый), еловые шишки по количеству детей, таз с водой, компасы, гидрометр; сказочно оформленное окно, презентация, картинки с изображением людей разных профессий.

Персонаж: Снеговик.

                                          Ход.                                                     Воспитатель: Ребята, послушайте четверостишье и закончите:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель: А какие приметы вы ещё знаете?

Дети:

Красное солнце на закате – к ветру.

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Снег хрустит – к морозу.

Когда дым поднимается столбом – к хорошей погоде…

Воспитатель: А вы знаете пословицы о зиме?

Дети: (по очереди)

Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба…

Воспитатель: Ребята, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: О погоде.

  К ребятам прибегает Снеговик, он встревожен.

Снеговик: Я услышал от сороки не очень хорошую новость. Она говорит, что сегодня будет оттепель. Ой, ой, ой, что же делать? Я ведь растаю. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Я знаю, вы можете предсказывать погоду. Посмотрите по своим волшебным приборам, будет сегодня оттепель или нет.

Воспитатель: Ребята, поможем Снеговику?

Дети: Дааа!

Воспитатель: У нас в детском саду строится метеоплощадка, и мы с вами учимся прогнозировать погоду. А скажите мне, ребята, для чего и для кого нужен этот прогноз?

Дети: Для нас, чтобы знать, как одеться в детский сад, можно ли будет лепить снежки или снежную бабу… Нужен прогноз для шоферов, им важно, будет ли гололёд или заносы на дорогах; для лётчиков, пилотов (будет сегодня ясное небо или тучи, пурга будут мешать полёту…); дорожным службам (если на дорогах гололёд, то дорожки надо посыпать песком, если дороги замело снегом – надо расчистить их).

Воспитатель: А как называются люди, которые прогнозируют погоду?

Дети: Метеорологи.

Воспитатель: Вот и мы с вами побудем сегодня юными метеорологами.

Каждое утро мы следим за состоянием погоды и составляем прогноз на день. Давайте вспомним, как мы это делаем (показ слайд - шоу).

 Приступим к работе. Согласны? Давайте, посмотрим в волшебное окно! (в сказках герои смотрят в волшебное зеркало, волшебное блюдце с яблочком, а мы посмотрим в волшебное оконце)

Какая сегодня погода? (возможные ответы ребят)                                              (ясная – пасмурная,

 оттепель – холодная, морозная,

  сухая –   влажная,

  идёт снег или нет,

  ветреная – безветренная.

 Почему? Как догадались?

Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы! Но нам нужен точный прогноз.

 

ЗАДАНИЕ 1.

 Воспитатель: Назовите, какое сегодня число, месяц, день?

( А, например, Ваня отметит это в календаре наблюдений)

 Воспитатель: Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? (термометр). Смотрим в волшебное окно.

 Воспитатель: Посмотрим, сколько градусов показывает термометр ? (  сначала надо найти отметку 0ºС, а потом посчитать от нуля деления до красного столбика).

  (Маша отмечает температуру воздуха). 

ЗАДАНИЕ 2.

Определяем влажность.

 Снеговик: А что это за шишечка такая, зачем она вам нужна?

Дети: С помощью гигрометра (сосновой шишки) мы можем определить влажность воздуха. Во влажную погоду шишка закрывается, а в сухую – раскрывается. Сегодня шишка подсказывает нам, что погода сухая, морозная.

Снеговик: Не верю. Как это простая шишка может предсказывать погоду!?

Воспитатель: Не веришь, тогда давай проверим.

Опыт: Дети берут еловые шишки (так как они быстрее реагируют на влажность) и опускают в таз с водой.

ЗАДАНИЕ 3.

Воспитатель: Что может повлиять на погоду в течение дня? (ветер, если ветер южный, то, возможно, он принесёт потепление, а если северный - похолодание). Смотрим в окно.

Воспитатель: Есть ли сегодня ветер? Как определили? (посмотрим на рукав, флюгер, вертушки на улицу).

Воспитатель: С помощью какого прибора можно узнать, откуда дует ветер? (компаса).

Воспитатель: Как это сделать? (установить компас, так, чтобы стрелка показывала на север, и посмотреть на рукав).

Воспитатель: Какой сегодня ветер? (возможные варианты: северный, южный, западный, восточный)

Воспитатель: Можно ли определить силу ветра?

С помощью какого прибора ? (анемометра стаканчикового, измеритель силы ветра) – смотрим на улицу.

Давайте отметим все о ветре.

Снеговик, сегодня нет южного ветра, это он нам приносит тепло и оттепель. Можешь не боятся, температура воздуха ниже нуля.

Снеговик: А что это значит?

Дети: Снег начинает таять при температуре воздуха 0 С. А сегодня -3С.

Снеговик: Ух, успокоили!

Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:

 Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,
Снег–снежок,
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок,
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков,
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)

И друг в друга снежки
Весело бросаем
(«Бросают снежки»)

Но тепло во дворе,
(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки.
(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).

Снеговик: А ваш прогноз точный, не  шутите?

Воспитатель: Сейчас мы проверим показания других приборов.

 ЗАДАНИЕ 4.

Воспитатель: Помогите мне, как это прибор называется?

Дети: Это – барометр самодельный.

Воспитатель: Что он измеряет?

–  Давление воздуха.

Воспитатель: Посмотрите, куда показывает стрелка, вверх или вниз. Как вы думаете, будет ли сегодня дождь, снег? (давление среднее, значит вероятно могут быть осадки).

Снеговик: А что такое осадки?

Дети: Это снег, дождь, град, изморось, ледяная крупа…

Воспитатель: Сейчас мы тебе объясним, какие бывают осадки и,   какие бывают на свете природные явления.

Дидактическая игра «Раз, два, три – природное явление на своё место беги!» (детям раздаются карточки с изображением различных природных явлений, по команде нужно встать  к соответствующей карточке времени года)

Снеговик: Ну, теперь понял.

 Воспитатель: С помощью чего можно узнать, сколько  выпало осадков?     (осадкомера).

Вместе с детьми  рассматриваем содержимое ёмкости и определяем, сколько осадков выпало за день.

 

 Теперь, уважаемые метеорологи, обобщим  наши наблюдения и составим прогноз погоды.

 Какая сегодня погода?

Дети: Сегодня 19 декабря, в четверг погода ясная, сухая, морозная. Температура воздуха 4С мороза, ветер слабый, северный и, вероятно, потепление не ожидается. В снежки играть нельзя – снег в мороз рассыпчатый. Одевайтесь теплее .

Продолжение опыта:

Снеговик: А как же шишки, я хочу на них посмотреть! Ой закрылись совсем, напились. Теперь я понимаю, как работает этот прибор.

Воспитатель: А мы с ребятами давно уже эту способность шишек заметили и придумали новый прибор.

Снеговик: У вас ребята, хорошо, весело, но мне пора на улицу, а то я, кажется, начал таять. Ой, уже с носа капает. Пока, приходите ко мне на участок, поиграем. Ой, а в какую сторону мне идти, я совсем заблудился! От жары голова даже закружилась.

Воспитатель: Поможем Снеговику? (Да)

Игровая ситуация «Спасём Снеговика»

Ребята, мы сейчас возьмём компасы и найдём правильный выход. Только слушать надо внимательно и выполнять правильно команды. Компас держим горизонтально и не трясём. А ты, Снеговик, шагай за нами.

Три шага на Север, пять шагов на Восток…Вот мы и нашли выход.

Снеговик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Снеговик убежал и оставил нам  ведёрко со снежинками, они волшебные, не тают в ладошках. Наверное, так, Снеговик хотел отблагодарить нас.

Благодарю ребят за проделанную работу, за доброе дело, которое они совершили для Снеговика и прощаюсь.

Вот и пригодились наши знания. Мы сделали доброе дело. Но нам ещё многому предстоит учиться!

Конспект НОД «Юные метеорологи» в

подготовительной к школе группе.

                                               Подготовила :

                                                        педагог - эколог Евса О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия с использованием дидактических игр по разделу «Здравствуй, мир» на тему: «Зимующие птицы». В старшей логопедической группе.

Конспектитогового занятияс использованием дидактических игрпо разделу «Здравствуй, мир»на тему: «Зимующие птицы».В старшей логопедической группе....

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

Итоговая НОД в младшей группе по разделу социальное развитие «В гости к нам пришли игрушки»

Цель: в игровой форме развивать интегративные качества детей.Образовательный задачи: Учить детей разбираться в нравственных ситуациях. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: ...

Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Математические представления») на тему «Путешествие на Луну»

Конспект  Итогового интегрированного занятия  по образовательной области «Познавательное развитие»  (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Ма...

Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Развитие речи») на тему «Путешествие по родному краю»

Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром»,...

Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «ФЭМП») на тему «Путешествие на планету добра» в подготовительной к школе группе

Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательной области«Познавательное развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Ф...