Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Шляева Наталья Сергеевна

Конспект совместной образовательной деятельности  во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1 Выборгского района

Совместная образовательная деятельность

с детьми второй младшей группы

на тему: «Удивительный мир насекомых»

Составили: Воспитатели ГБДОУ №1

 Шляева Н.С.; Стаднюк И.В.

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о насекомых; закреплять умения различать насекомых по внешнему виду (гусеница/ бабочка, муравей, пчела, божья коровка);
  • Дать представления о месте обитания и способах питания некоторых насекомых, знакомить с особенностями жизни (бабочки, муравьи, пчелы);
  • Упражнять в порядковом счете в пределах шести; развивать зрительный гнозис и графо-моторные навыки;
  • Развивать интерес к деятельности в уголке экспериментирования;
  • Закреплять умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
  • Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к живой природе (не вредить насекомым: не ловить бабочек, жуков, не разрушать муравейники);

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация).

Материал: разрезные картинки с изобр. насекомых, иллюстрационный материал (сюжетная картина и предметные картинки с изображением насекомых), загадки, набор игрушек «насекомые», модель муравейника из песка, палочки; настольно-печатная игра «Парочки.Насекомые», раскраски по теме, аудиозаписи «Звуки природы», «Танец червячков» Е.Железновой, раскраски по теме.

Предварительная работа: рассматривание насекомых на участке, беседы о насекомых, рассматривание картин с изображением знакомых насекомых; просмотр презентации «Насекомые и их знакомые»; трафареты и книжки-раскраски с изображением насекомых, чтение худ. литературы: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Д/игры: «Отгадай и назови», «Кто где живет», мозаики, лабиринты.

Ход совместной образовательной деятельности:

  • В группе слышится жужжание (аудиозапись).

В: Ребята, кто же это жужжит? Кто летит к нам в группу?

Д: Пчела

В: Да, это маленькая пчелка Майя, вы знакомы с ней? (Знакомятся, здороваются). Посмотрите, что она принесла на своих крылышках: это письмо! Посмотрим в конверт?

Д: да, посмотрим.

В: В конверте у Майи какие-то картинки - похоже, чтобы разгадать эту загадку, нужно сложить их правильно. Попробуем.

Дети собирают разрезные картинки с изображением насекомых (бабочка, божья коровка, гусеница, муравей).

В: Назовите, кто изображен на каждой картинке. (Называют) Как можно назвать их одним словом?

Д: Это все насекомые

В: Каких насекомых вы ещё знаете? (Показ описательной картины «Насекомые», беседа по ней). Дети называют знакомых насекомых, воспитатель обращает внимание на их строение (показ схемы: есть ножки, голова, брюшко, крылышки), размер насекомых),

В: А вы знаете, чем питаются насекомые?

Д: травкой, нектаром цветов, другими насекомыми.

В: А где живут?

Д: в траве, на цветках растений, в норках под землей, в воде, на веточках, в муравейнике.

  • В: Наши глазки очень старались, рассматривая насекомых, чтобы глазки не уставали – я покажу вам гимнастику для глаз:

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Вот какая стрекоза – как горошины глаза (пальцами делаем очки).
Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту).
Ну, совсем как вертолет (круговые движения глаз).
Мы летаем высоко (смотрим вверх).
Мы летаем низко (смотрим вниз).
Мы летаем далеко (смотрим вперед).
Мы летаем близко (смотрим на нос).

В: Молодцы! А теперь выберите себе по одному насекомому и посадите их на нашу полянку.  (Размещают игрушечных насекомых на «полянку»)

Дети садятся на ковер.

  • В: Ребята, а вам нравятся чудеса? Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Отгадайте загадку:

     Шевелились у цветка

         Все четыре лепестка.

         Я поймать его хотел –

         Он вспорхнул и улетел (бабочка).

 (Педагог демонстрирует схему развития бабочки). Посмотрите на бабочку - она отложила много маленьких яиц. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка,  лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит! У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

  • П/и «Бабочки» (с муз. сопровождением)

В: А как вы думаете, есть ли у насекомых враги?

Д: Есть

В: Кто?

Д: птицы, люди, животные.

В: Я расскажу вам, как насекомые спасаются от врагов. (Обращает внимание на окраску насекомых). Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? Догадайтесь.

Д: Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев –цвет помогает им прятаться от врагов, защищаться.

В: Правильно. Пчелка Майя хочет загадать вам загадку. Послушайте:

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это … (божья коровка).

Пчелка «рассказывает» о божьей коровке:

-Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

  • В: Пчелка Майя сказала мне на ушко, что ей очень интересно сколько же ножек у божьей коровки, но она очень стесняется, ведь совсем не умеет считать… Мы поможем Майе? Вы можете сосчитать все ножки?

Д: Да (считают)

Майя: Как хорошо у вас получается! А у пчелки сможете сосчитать ножки? А у муравья? (Считают)

Майя: это что, получается, что у всех насекомых по шесть ножек?!

В: Да, Майя, по шесть.

Давайте сами нарисуем божьей коровке ножки: столько, сколько посчитали - три с права и три слева (распечатки с изображением божьей коровки на каждого ребёнка)

  • В: Ребята, пока мы с вами рисовали ножки, у нас в группе появился муравейник! (Муляж муравейника из песка в зоне экспериментирования). Точь в точь как настоящий. (Показ иллюстрации муравейника)

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравьишки рядом не видно. Но когда растает снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. От непрошеных гостей они «отбиваются» едкой муравьиной кислотой. Скоро эти крошки примутся за работу - будут таскать на своих спинках палочки, гораздо больше чем они сами - муравьи очень сильные, принесут листья, крошки и выстроят огромный дом-муравейник с миллионом разных ходов и коридорчиков.

Давайте и мы пригласим муравьишек в наш муравейник. Только для этого нужно сделать аккуратные ходы, чтобы они могли бегать внутри.

(Часть детей выбирает тонкие палочки, часть карточки с изображением муравьев- делают в песке ходы палочками, «расселяют» муравьишек по периметру, дают им имена).

В: Кто они? Откуда! Чьи?

    Озорные муравьи:

    Дружно маленькие точки

             Строят дом себе на кочке.

  • В: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные!

 Как вы думаете, почему не надо трогать, обижать насекомых?

Д: Они живые.

В: Да, насекомые живые (показ схемы): они передвигаются (Как? Д: летают, прыгают, бегают, ползают), растут, питаются (Чем? Д: травой, пыльцой), и могут откладывать яйца, личинки, где родятся новые насекомые.

Насекомые живые и очень маленькие - их нельзя обижать (давить ногами, ловить, разрушать их дома). Но ими можно любоваться! Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.

Насекомые хлопочут,

Наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут,

Там комарики звенят.

 Каждый занят своим делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

  • В: А теперь, давайте вспомним с какими насекомыми мы познакомились сегодня? Во что играли? (Ответы детей)

Пчелке Майе очень понравилось с вами и она сегодня хочет немного поколдовать. Вы хотите превратиться в друзей Майи - в веселых червячков и немного потанцевать?

Д: да

Майя: Покружись, покружись, в червячков вдруг превратись!

  • Муз. - ритмическая пауза «Танец червячков» (Е.Железновой)

В: Молодцы! Мы все очень постарались и, теперь, любой из вас может выбрать с чем хочет поиграть (предметная среда заранее оснащена по теме): Можно раскрасить Майю и её друзей цветными мелками и карандашами, сложить гусеницу Машу и наклеить её на картон (приготовлены готовые формы и клей-карандаш), поиграть в лото «Насекомые» или с игрушками-насекомыми на нашей полянке.

(Свободная деятельность детей по выбору)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности на тему: "Насекомые"

Цель: совершенствование речевых умений, выразительности речи; стимулирование познавательной активности детей....

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие" в старшей группе» представляет собой планир...

Конспект совместной деятельности по теме: «Насекомые» для младшей группы

Конспект совместной деятельности по теме: «Насекомые» для младшей группыСоставили и провели: Доди.О.А., Василько Н.В. ГБДОУ детский сад № 31 Петродворцового района города Санкт-ПетербургаЦ...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей 5-6 лет по развитию лексико-грамматичеких категорий на тему «Насекомые»

Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста  по теме: "Насекомые"...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Насекомые»

Конспект  совместной образовательной деятельности  по развитию речи для детей  подготовительной группы  Тема: «Насекомые»...