«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Смагина Татьяна Викторовна

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие" в старшей группе» представляет собой планирование с определением задач, описанием форм и методов организации совместной деятельности. Расписан ход НОД, который включает в себя  разнообразные дидактические игры и упражнения. Описаны задачи каждой игры. деятельность воспитателя и воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие»

                                                в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Задачи:

  • Закрепить обобщающее понятие «насекомые»  и их видов («Познавательное развитие»)
  • Упражнять детей в умении составлять целое изображение из частей  («Познавательное развитие»);
  • Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата.  («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Закрепить умение верно определять и называть насекомых («Речевое развитие»);
  • Отработать умения четко и правильно произносить звуки Ж,З,Л,С, развивать артикуляционный аппарат  («Речевое развитие»);
  • Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых («Речевое развитие»);
  • Упражнять в составлении простых предложений («Речевое развитие»);
  • Упражнять в умении находить первый звук в названиях насекомых («Речевое развитие»)
  • Совершенствовать внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж («Речевое развитие»)
  • Упражнять детей в делении слов на слоги («Речевое развитие»)
  • Упражнять детей в согласовании числительных с существительными («Речевое развитие»)
  • Развивать ловкость детей, крупную моторику («Физическое развитие»)

Методы и приемы

                                      - практические: дидактическая игра, дидактическое упражнение, подвижная игра, составление целой картины из частей.

- наглядные: метод наблюдения, рассматривание картинок с изображением насекомых;

- словесные: чтение скороговорок, чистоговорок, чтение стихотворения про насекомых.

Материалы и оборудование: аудиозапись со звуками насекомых, мяч, набор разрезных картинок с насекомыми, иллюстрации с изображением насекомых, набор игрушек «Насекомые».

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультурная минутка, подвижная игра

Игровая

Игры с правилами (дидактические, подвижная)

Познавательно-исследовательская

Рассматривание иллюстраций с насекомыми, игрушечных насекомых.

Коммуникативная

Дидактическое упражнение, словесные игры, речевая разминка, беседа, вопросы.

Музыкальная

Слушание звуков насекомых.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

«Звучит аудиозапись со звуками насекомых»

 

Воспитатель предлагает послушать какие звуки слышат ребята и ответить на вопрос : «Кто их издает?»

Для введения в тему воспитатель читает стихотворение В. Леонова

Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.

Животным могут досаждать,
Растительность всю истреблять,
Ну, вижу, дети их узнали,
Стихами насекомых описали!

Дети слушают аудиозапись и отвечают на вопрос.

Деятельностный

Закрепить умение верно определять  и называть  насекомых. (Речевое развитие)

Закрепить обобщающее понятие «насекомые и их виды» (Познавательное развитие)

Дидактическая игра «Назови насекомое», с использованием интерактивной технологии «Хоровод».

Дети верно называют представителей насекомых, стараясь не повториться.

Воспитатель берет мяч, предлагает детям встать в круг и,  кидает мяч конкретному ребенку «К насекомым относится …»

Дети стоят в кругу. Тот, кому кидает мяч воспитатель, называет разных представителей насекомых. Используя предложение: «К насекомым относится …(муха)».

Отработать умения четко и правильно произносить звуки  Ж, З, Л, С, используя в речи чистоговорки и скороговорки, развивать артикуляционный аппарат.  (Речевое развитие)

Речевая разминка

Воспитатель предлагает детям произнести чистоговорки и скороговорку, следя  за правильным дыханием при произношении.

ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,

ЗУ-ЗУ-ЗУ- мы поймали стрекозу.

СА-СА-СА меня ужалила оса.

ОЛ-ОЛ-ОЛ – зеленый богомол.

Жутко жуку жить на суку.

Дети, стоя в кругу, хором произносят чистоговорки и скороговорку

 на одном дыхании, четко выделяют звуки.

Внятно произносят и четко артикулируют

 звуки Ж, З, Л, С, верно распределяют дыхание.

Дидактическая игра «Кто что делает?» с использованием интерактивной технологии «Карусель»

Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых: ползать, таскать, опылять (цветы), летать, порхать, парить, прыгать, скакать,  уничтожать, жужжать,  жалить, стрекотать.  Упражнять в составлении простых предложений (Речевое развитие)

Закреплять знания о насекомых. (Познавательное развитие)

Педагог предлагает детям поиграть в карусель. Просит выбрать пару для диалога и встать в два круга лицом друг к другу, дает задание: «Дети во внутреннем круге будут называть насекомое, а дети во внешнем круге называть, что это насекомое делает. По звуковому сигналу дети из внешнего круга будут делать шаг, вправо, меняя партнера.

Дети выбирают себе пару, встают в два круга. Дети, стоящие во внутреннем круге задают вопрос «Например, бабочка, что делает? », а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, составляя простые предложения, (например, бабочка порхает)

Называют  глаголы, обозначающие возможные действия насекомых: ползает, порхает, прыгает, жалит, стрекочет, опыляет, скачет,  парит, жужжит. Грамотно составляют простые предложения.

Деятельностный

Физкультурная минутка «Кузнечики»

Воспитатель предлагает детям встать врассыпную и сделать физминутку «Кузнечики». Она читает стихотворение и показывает движения.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели. Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко.

Прыгай на носках легко!

Дети, стоя врассыпную, выполняют движения за воспитателем.

Дидактическая игра «Разрезные картинки. Насекомые» с использованием интерактивной технологии «Работа в малых группах»

Упражнять в умении составлять целое изображение из частей; (Познавательное развитие).

Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитатель предлагает сесть за столы в группы по 4-5 человек. Каждой группе раздает набор разрезных картинок с насекомым: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка.

Дети садятся за столы, разбиваясь на  группы по 4-5 человек, собирают картинки с насекомыми из частей.

1 группа собирает пчелу;

2 группа собирает стрекозу;

3 группа собирает муравья;

4 группа собирает жука;

5 группа собирает бабочку.

Дети вместе собирают целую картинку из частей, взаимодействуют друг  с другом, достигают общего результата.

Упражнять в умениях находить первый звук в названиях насекомых (Речевое развитие);

Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)

Дидактическое  упражнение «Назови первый звук в названии насекомого» с использованием интерактивной технологии «Работа в малых группах»

Воспитатель предлагает назвать первые звуки тех  насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.

Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть первый звук в названии своего насекомого.

Называют первый звук названия насекомого.

Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.

Развивать ловкость при выбегании из круга (Физическое развитие)

Совершенствовать  внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж (Речевое развитие).

Подвижная игра «Мухи в паутине»

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру. Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.  

Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу воспитателя «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.  

Дети внятно произно-сят и четко артику-лируют  звук Ж.

Ловко выбегают из круга.

Дидактическое  упражнение «Раздели слова на слоги» с использованием интерактивной технологии «Работа в малых группах»

Упражнять детей в делении слов на слоги (Речевое развитие)

Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитатель предлагает разделить на слоги названия  насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.

 Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть количество слогов в названии своего насекомого.

Верно называют количество слогов в  названии насекомого.

Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.

Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.

Дидактическая игра «Сосчитай»

Воспитатель предлагает сосчитать насекомых от 1 до 5, выбирая из каждой группы ребенка.

Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. По вызову воспитателя, ребенок из каждой группы встает и считает от 1 до 5, используя свое название  насекомого.

Верно согласовывает существительные (названия насекомых: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка) с числительными от 1 до 5.

Заключительный

Интерактивная технология «Интервью»

Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:

- Что вы сегодня делали?

- Что для каждого из вас показалось трудным?

 - Что понравилось больше всего?

По вызову воспитателя отвечают на вопросы полным ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Речевое развитие» Тема: «В гостях у Золушки»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе детского сада.Тема: « В гостях у Золушки»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «...

План – конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «В гости к бабушке Агафье»

План – конспект непосредственной образовательной деятельности. Ообразовательная область «Речевое развитие».Тема: «В гости к бабушке Агафье»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Узнай эмоцию».

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Узнай эмоцию».Цель: развитие эмоциональной...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности « Магазин игрушек» по образовательной области «Речевое развитие»

laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельности« Магазин игрушек»по образовательной области «Речевое развитие»...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Сундучок сказок» по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе»

Тема «Сундучок сказок» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Задачи: 1) Закреплять изолированны...