Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Фрукты», ОО «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

 

                  

Цель: обогащение сенсорного опыта детей через включения различных анализаторов: обоняния, осязания, вкусового и зрительного.  Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.

 

Задачи:                                                                                                                                                                            1.  Закрепить название некоторых фруктов, учить выделять их характерные свойства: цвет, форму, размер путём зрительного и осязательного обследования.                                                                                                                                      2. Использовать в речи описательные прилагательные,  согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.                                                                           3.  Побуждать детей к называнию предметов и их признаков.

 4. Учить детей находить парные предметы.                                                                                                                                                    

 5.  Развивать у детей внимание, мыслительные операции: умение  детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.                                                                                                                                

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности  

в первой младшей  группе «Фрукты»,

ОО «Познавательное развитие»                                                            

Тип: комбинированное.                                                                                                         

Цель: обогащение сенсорного опыта детей через включения различных анализаторов: обоняния, осязания, вкусового и зрительного.  Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.

Задачи:                                                                                                                                                                            1.  Закрепить название некоторых фруктов, учить выделять их характерные свойства: цвет, форму, размер путём зрительного и осязательного обследования.                                                                                                                                      2. Использовать в речи описательные прилагательные,  согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.                                                                           3.  Побуждать детей к называнию предметов и их признаков.

 4. Учить детей находить парные предметы.                                                                                                                                                    

 5.  Развивать у детей внимание, мыслительные операции: умение  детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.                                                                                                                                

Оборудование:  фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан),  ягоды (виноград);  для определения предметов на ощупь «чудесный мешочек» или «волшебная коробочка» (с отверстиями с обеих сторон для рук); парные картинки «Фрукты»;  маски для детей «зайчики»;  дидактическое пособие «Цветные домики с окошечками», аудиозапись музыкального сопровождения игры «Зайцы и лиса», видеозапись мультфильма «Мы делили апельсин».                                                                                                                                                                                   Предварительная работа: дети знакомились с фруктами ранее через различные виды деятельности, рисовали и лепили их, используют муляжи в играх.                                                                                                                               Планируемые результаты: развитие интегративных качеств (любознательность, активность, интерес к новому), дети хорошо усвоили обобщающее понятие  «фрукты», исследуют их различными способами согласно инструкции педагога и правилам игры, используют в речи описательные прилагательные.                                                                                                

                          Ход  образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

                                                                                                                                                               Стук в дверь. Входит Заяц (его роль исполняет взрослый), здоровается с детьми.                                                                                                                                           Воспитатель. Ребята, вы узнали, кто к нам прибежал в гости?                                                                                                          Правильно, это Зайка –длинные ушки, быстрые ножки, короткий хвостик.                                                                                                                                      Зайка (жалуется)                                                                                                                             На дворе большой мороз,                                                                                                                                 Заморозил зайка нос.                                                                                                                                                                                 Воспитатель                                                                                                                                           Теплый шарфик на скорей,                                                                                                                                   Да укройся потеплей.                                                                                                                                        2.              Основная часть

                                                                                                                                                                                                                              Зайка. Я вам тоже кое – что принёс, вот здесь в рюкзачке, но я вам не покажу, пусть ребята сами догадаются.                                                                                                                                                                                                Воспитатель. Ну, раз не покажешь, дай хоть понюхать.                                                  Дети должны почувствовать запах апельсина.                                                                                                                                                                                                         Предложить детям сесть на ковёр и рассмотреть содержимое рюкзачка. Достать апельсин, попросить детей описать его, передавая друг другу из рук в руки: круглый, оранжевый, большой, шершавый (с пупырышками), твёрдый,  холодный. Так дети должны описать каждый фрукт и ягоды: яблоко, банан, виноград.                                                                                                                                                           Всё сложить в тарелку, подвести итог.                                                                                               Что это?                                                                                                                           Дети. Фрукты.                                                                                                                                                                                          Воспитатель. Давайте мы с вами сначала поиграем , а потом будем угощаться.                                                                                                                        Предложить детям пройти за столы, где лежат карточки с изображением фруктов, по две для каждого ребёнка.                                                                                                                                                                                                                             Игра «Чего не стало?»                                                                                                                                                                                Воспитатель. Посмотрите, какие фрукты  я вам принесла. Это какой фрукт?                                                                                           Показывает поочерёдно фрукты, дети должны их называть.                                                                                                                     Разложите перед собой карточки. (Раздаёт по 2 карточки). Сейчас я буду показывать вам   какой  – нибудь  фрукт, а вы должны найти карточку с такой же картинкой у себя.                                                                                              Воспитатель берёт себе правильно найденные карточки, игра продолжается до тех пор, пока у детей не останется ни одной карточки.                                                                                                                   Молодцы, с этим заданием вы справились.                                                                                                                                          Игра «Чудесный мешочек».                                                                                                                                                                       Воспитатель. Теперь проверим, сможете ли вы узнать фрукты, не глядя на них. Я принесла «чудесный мешочек», сложим все фрукты в него. Вы будете по очереди подходить, опускать руку в мешочек, ощупывая, называть фрукт, который возьмёте, не доставая его наружу.                                                            Дети по очереди подходят к столу, опускают руку в мешочек и  называют фрукт, который нащупали рукой, затем вынимают его, угощают Зайца.                                                                                          Дети, правильно Ксюша назвала фрукт? А Саша догадался,  что его ручки нашли в мешочке?                                                                                                             Дети отвечают, Заяц хвалит их, предлагает превратиться в зайчат и поиграть в игру. Детям надевают маски.                                                                                                                                                                                                               Проводится игра «Зайцы и лиса». Перед игрой даётся установка, что каждый зайчик должен найти домик в соответствии с цветом окошечка, который дал Заяц, домики заранее разложены на полу. По окончании игры Заяц хвалит детей за то, что они правильно нашли свои домики.                                                                                                                                                                            Игра «Определи на вкус»                                                                                                                                                                                          Заяц. Молодцы, ребята, вы правильно определяли фрукты на ощупь. А теперь попробуйте определить их на вкус (Заяц угощает детей фруктами, заранее разрезанными  на кусочки). Маша, закрывай глазки и открой ротик. (Кладёт кусочек фрукта девочке в рот). Какой фрукт ты съела?                          Ребёнок отвечает.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Дети, она правильно ответила?                                                                                                 Дети отвечают.                                                                                                                           Аналогичная работа проводится с остальными фруктами и с каждым ребёнком.                                                                                                                                                           III.        Рефлексия                                                                                                                                      Заяц хвалит детей, спрашивает,  понравилась ли им игра.  Рассказывает им, что многие звери в лесу тоже любят кушать фрукты. И вот, однажды, они нашли апельсин, а как его поделить на всех?  Предлагает детям посмотреть историю про его друзей, а сам прощается и уходит.                  

                                               

  ВРЕМЯ ПРИУЧАТЬ К ДИСЦИПЛИНЕ (от года до двух лет).

К дисциплине можно приучать и с раннего возраста именно начать приучать, а не требовать исполнения. У многих дисциплина ассоциируется с послушанием, но это не одно и то же. Простого послушания добиться проще и легче, чем приучить к дисциплине. Рассмотрим, что же такое дисциплина?

 Дисциплина это, прежде всего, умение владеть собой, контролировать свои желания и потребности. Это знание и пони мание того, что хорошо, а что плохо. Это уважение чужих прав и серьезное отношение к чувствам других людей. Это умение действовать в соответствии с ситуацией и определенными условиями.

 Поэтому в раннем дошкольном возрасте еще нельзя надеяться на то, что ваш малыш будет знать и понимать, что такое дисциплина. Но приучать к ней необходимо уже в этом возрасте, чем раньше, тем успешней будет результат. Этот процесс можно сравнить с ростом яблони, которая плодоносит только на шестой год после посадки. Изо дня в день терпеливо, последовательно и спокойно вы будете приучать к дисциплине своего ребенка, а плоды вашего воспитания и обучения появятся только через несколько лет. В каждой семье родители придерживаются каких-то особенных методов или правил воспитания дисциплины, которые зависят от многих факторов: от образа жизни, от национальности, от возраста родителей, от религиозных убеждений и т. д. Но можно выделить две крайности: очень строгие родители и либеральные родители, попустительство которых граничит со вседозволенностью. Оба подхода портят детей. Первый подход приводит к тому, что дети могут вырасти жестокими или с уязвленным самолюбием и чувством вины, им тяжело будет контролировать жизненные ситуации и адаптироваться к жизни. Во втором случае растут невоспитанные дети, эгоисты и грубияны. Это две крайности воспитания, в принципах которых желательно найти золотую середину. Хотя сами взрослые могут не осознавать, как они воспитывают своих детей: жестко или либерально. Некоторые правила воспитания дисциплины, которые помогут родителям сориентироваться, все же существуют.

Правило первое: постоянство в требованиях. Дети лучше привыкают к порядку, если он носит определенный характер. Например, если требование о том, что ничего нельзя брать с папиного стола, чередуется с разрешением взять тот или иной предмет, то у ребенка складывается впечатление, что иногда можно нарушать этот запрет. Употребление слова "нельзя" должно быть ограниченным. Например, совать пальцы и различные предметы в розетку действительно "нельзя"! "Нельзя" переходить одному дорогу, брать в магазине предметы без разрешения мамы и т. д. "Нельзя" значит всегда и постоянно нельзя. А вот если ваш ребенок пришел с улицы и не разулся, в этом случае можно просто объяснить, что в грязных ботинках по комнате не ходят, потому что потом могут испачкаться носки и ноги, и на обуви могут быть микробы, придется часто мыть пол... То, что ребенок прошел по кухне в грязной обуви, это не смертельно для его здоровья и благополучия. Поэтому в этом случае слово "нельзя" желательно не употреблять.

 Те, у кого несколько детей, понимают и знают, что к каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Одни дети быстро понимают и прекращают какие-то действия, другим на это нужно более длительное время, кому-то из детей нужно сделать одно замечание, а кому-то не помогает и несколько. Изучайте своего ребенка, варьируйте средства воздействия, после каждой вашей не удачной попытки ищите другие меры, чтобы приучить его к дисциплине.

Правило второе: будьте принципиальны в соблюдении введенных, ограничений, даже если малыш реагирует на них криком и другими капризами. Не меняйте их, но будьте мягко терпеливы, ваш малыш привыкнет, поймет "правила игры" и через некоторое время будет их соблюдать.

Правило третье: делайте скидку на возраст ребенка. Если ваш малыш часто нарушает правила и проказничает, это понятно, ведь ему всего лишь год (полтора). Он еще не различает "хорошо" и "плохо", хотя, может быть, вы ему уже говорили об этом, и не однократно, но ведь он все равно забывает. Его поведение вызвано не тем, что он непослушный или хочет сделать что-то плохое, а тем, что он не понимает окружающий мир, его волевые функции, память и координация еще слабые. Зато у него сильно раз вито желание исследовать, например, понять, что произойдет, если чашка упадет на пол, или посмотреть, как льется вода из крана... Ведь он не понимает, почему кран находится не там, где надо, и вода льется на пол... Он пока не может устоять перед ситуацией, его функции самоконтроля еще не развиты.

Правило четвертое: не играйте с малышом в "запрещенное". Иногда ребенок на "нельзя" взрослого реагирует улыбаясь. Повторите еще раз "нельзя" спокойно, требовательно, говорите ровным, твердым голосом, не поддавайтесь на подстрекательства малыша, его веселость, игривость и непослушание. Запрет не стоит превращать в игру, веселую и шутливую проказу. У малыша должно остаться в сознании, что "нельзя" это что-то очень серьезное, это постоянно и строго. Родители должны чувствовать меру, потому что в мире запретов, насыщенном многочисленными крикливыми "нельзя", жить невозможно.

Правило пятое: позволяйте детям учиться на ошибках. Ребенок должен понять, что если поступить неправильно, то могут быть какие-то последствия. Налил в ботинки воды они стали мокрыми, и прогулка не состоялась. Взяли на прогулку куклу и уронили ее, кукла стала некрасивой и грязной, а дома пришлось ее мыть. Сломал машинку она перестала кататься, значит, с ней невозможно играть.

 Ребенку необходимо предоставить возможность увидеть по следствия неправильного поведения или ошибок, только так он приобретает опыт и начинает понимать, что действие может иметь результат как положительный, так и отрицательный.

Правило шестое: ребенку нужно объяснить, что такое "правильно". Часто взрослые просто одергивают ребенка, запрещают, ограничивают, не показывая и не объясняя, как нужно поступать правильно. Для взрослого это само собой разумеющееся действие, а полуторагодовалому малышу приходится иногда десятки раз рассказывать, пока он не усвоит истину.

Правило седьмое: чаще отмечайте хорошие поступки детей. Обратите внимание, сколько раз вы одергиваете ребенка, а сколько раз хвалите. Не скупитесь на похвалу, потому что ребенку необходимо поощрение, ваша любовь и забота.

 И если вы обращаете на него внимание только тогда, когда он схватил кошку за хвост или тянет вас за край одежды, значит, скоро он попытается привлечь ваше внимание, совершая негативные действия. Ребенку необходимо уделять достаточное количество времени, чтобы он видел ваше участие.

Правило восьмое: не перегружайте ребенка завышенными требованиями, соотносите их с его возрастом. В силу ограниченности своих физических и умственных возможностей многие вещи малыш просто не может делать. Взрослым кажется, что это лег ко, но полуторагодовалому малышу это просто не под силу. Пересмотрите свои требования, насколько они посильны для малыша, не стремитесь "слишком быстро расти" "торопитесь медленно".

Правило девятое: давайте только одно задание. Годовалый или полуторагодовалый малыш не сможет запомнить несколько задач сразу. "Сними ботинки, вымой руки, вытри их и садись за свой столик" эти задания нужно давать по порядку. Подождите, пока он снимет ботинки, хотя это может длиться и пять, и десять минут, только потом можете сказать, чтобы он вымыл руки, вы тер их и садился за стол.

Правило десятое: не ждите результатов. Этот возраст время учебы и осознания правил и дисциплины. Если вы говорите: "убери игрушки", это не значит, что ребенок их обязательно уберет. Вам придется многократно пройти всю последовательность, пока ребенок запомнит весь порядок действий. Сначала надо собрать пирамидки, если их кольца разбросаны, потом по коробочкам разложить кубики и другие игрушки, затем взять большую корзину, сложить туда все игрушки и отнести ее на место. У вас может быть и другой порядок, например: кубики, ставятся на пол в углу, пирамидки на полку, мишки на стульчик, детские коляски в шкафчик и т. д. Результат ваших усилий будет виден лишь через несколько месяцев или лет.

 Учитесь уважать ребенка и его права с малых лет. Многие родители обращаются с маленькими детьми как с вещью: захотел по ставил на это место, захотел переставил в другое. Учитесь уважать права вашего ребенка, он человек. Как вы будете к нему относиться, так и он будет относиться к вам. В год-полтора ваш ребенок еще плохо говорит, ему трудно, старайтесь понять, что он хочет сказать. Его чувства и эмоции имеют ту же природу, что и у вас, он так же, как и вы, раздражается, злится и негодует, когда его не понимают.

 Показывайте пример. Дети вырастут похожими на вас. Уже в полтора года ребенок начинает подражать родителям в поведении, жестах и разговоре. Он также будет усваивать "правила жизни" взрослых. Например, если вы стараетесь выполнять свои обещания, то и ребенок тоже будет их выполнять. Не обманывайте своего ребенка, дети все видят и подмечают.

 В состоянии гнева не говорите с ребенком и не наказывайте его. Сначала постарайтесь успокоиться, взять себя в руки. Какой бы поступок он ни совершил, помните, что ваша цель научить ребенка правильному поведению. Обучение в гневе подобно безумству - в гневе нельзя ничего объяснить и чему-то научить. В гневе можно только сорвать на ком-то зло, выпустить пар, дать себе разрядку. Если уж у вас так получилось, что вы сорвались на крик (такой уж у вас непростой характер), не бойтесь попросить прощения. Извинитесь и скажите примерно следующее: "Прости, извини, что я на тебя накричала утром, я была очень рассержена. Но я тебя очень люблю".

 Будьте последовательны, тверды, спокойны, терпеливы. Терпение, терпение и еще раз терпение. Самое главное в воспитании ребенка это терпение.            

                                                             


 «Факторы семьи в формировании модели агрессивного поведения детей».

В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Известно, что у определенной  категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Дети черпают модели поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются  при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр.

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь у детей. Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения потребности в любви и нужности  другому человеку.

     В ходе работы с психологом  агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям,  что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей.

         Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «сос», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

       Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста.

Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

Намеренно раздражают взрослых, отказываются  выполнять просьбы взрослых.

Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

Завистливы и мнительны.

Часто сердятся и прибегают к дракам.

 О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.

        Причинами проявления агрессивности могут быть:

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

Защита и месть;

Стремление быть главным;

Стремление получить желанный предмет.

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановится на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.

Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

Характер взаимоотношений между родителями и детьми в целом;

Уровень семейной гармонии или дисгармонии;

Характер отношений с родными братьями и сестрами;

Плохое отношение ребенка с одним или обоими родителями;

Или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;

Или они ощущают безразличие к своим чувствам;

А также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Перечислим особенности семей агрессивных детей.

В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких представлению что можно, а что нельзя.

У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения  часто противоречат друг другу, и ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

 Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:

Физические наказания;

Угрозы;

Лишение привилегий;

Введение ограничений и отсутствие поощрений;

Частые изоляции детей;

Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка

 В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, - это более счастливая ситуация для вас самих.

наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

слушайте своего ребенка – «активное слушание»;

проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры; совместное чтение интересных книг, совместные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;

делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;

следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

- скажите себе»стоп» и посчитайте до 10;

не прикасайтесь к ребенку;

лучше уйти в другую комнату;

отложите совместные дела с ребенком ( если это возможно);

в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;

дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;

если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «я – сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

- « извини я очень устала на работе.  У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим.»;

 - « я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста поиграй в соседней комнате»;

« извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно  ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

          -     сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;

примите теплую ванну или душ;

выпейте чаю;

послушайте любимую музыку;

просто расслабьтесь лежа на диване;

используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.

старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:

-   не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой.

скажите себе «стоп» и посчитайте до 10.

Напрягайте и расслабляйте кисти рук;

Дышите медленнее и глубже;

Переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.

     Положительный пример поведения взрослого это и есть коррекция агрессивности.

 -   говорите ребенку больше добрых и красивых слов;

хвалите ребенка;

при необходимости попросите у ребенка прощение;

советуйтесь с ребенком, пусть он почувствует, что вы нуждаетесь в его совете,  в нем самом;

делитесь своими радостями и проблемами.

       Самое главное -  любите его за то, что он есть у вас, а не за какое либо поведение или поступок. Ведь так как родитель его никто и никогда любить не будет. Пусть ребенок почувствует свою важную роль в вашей жизни, одарит вас взаимной любовью и украсит вашу  жизнь счастливыми моментами.

Литература:

Смирнов Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. -Ростов-на Дону.: Феникс, 2004.

Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии.-2002. N 1.

Паренс  Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997.

                 

         «Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий».

Из опыта работы

Автор: Трофимова О.В., МДОУ детский сад N57 «Радуга» г. Старый Оскол.

 

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

 Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

 В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания  младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

 В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

 К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

 Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

 Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

 Научная проблема, на решение которой направлен опыт работы, отражена во многих исследованиях и трудах великих русских педагогов и психологов, идеи которых взяты за основу моего опыта работы. Большинство отечественных исследований по проблеме адаптации носят теоретико-аналитический  характер. О сложности адаптационного периода для детей и родителей писали Е.В.Антонова, Р. М. Грановская, Л.Г. Дикая, И.А.Джидарьян, И.П.Лапин, А.В.Махнач, И.М.Никольская, Н.А.Русина, Н.И.Сирота.  В результате анализа научной литературы я пришла к пониманию того, что адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической адаптации. Причем психологическая адаптация заключается  в отрыве от домашней обстановке, вхождение в социум, является ключевой проблемой «детсадовцев». Именно поэтому основной акцент в своей работе я сделала на психологическую адаптацию, при этом физиологическая адаптация детей ни в коей мере не умаляется и работа по ней проводится параллельно.

 Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде: а) творческий стиль- ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам; б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;

 в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий  стиль.  Наименее оптимальным - избегающий. При обобщении опыта мною были использованы методические разработки и рекомендации  Е. Арнаутовой,  Е.В. Жердевой, Л.В. Белкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис.

 Проанализировав научные разработки Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис, а также психолого-педагогические труды Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург  по проблеме психологической и физиологической адаптации детей к условиям ДОУ я пришла к выводу о необходимости помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования. Степень новизны заключается в создании целенаправленного комплекса мероприятий, в результате проведения которых облегчается привыкание ребенка к условиям ДОУ.

 Целью опыта является успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

 При достижении поставленной цели решались следующие задачи:

 1. Оптимизировать процесс психологической адаптации  детей в ДОУ:

  - снизить уровень тревожности;

 - создание комфортной ситуации;

 - формирование социальной коммуникабельности

 2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

 -  снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

 - поднять уровень физической культуры детей.

 3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

 Учитывая вышеизложенное при обобщении опыта я придерживалась следующих принципов работы:

 - принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;

 - принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;

 - принцип комплексности;

 - принцип творческой активности.

   Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению начиналась задолго до поступления ребенка в ДОУ. Ежегодно составлялся отдельный план работы с неорганизованными детьми и их родителями, который позволял учесть социальный заказ жителей микрорайона, укомплектования детьми; знакомили родителей с опытом работы ДОУ. Каждый родитель, который записывал в ДОУ N57 своего ребенка, получал памятку «Как подготовить ребенка к детскому дошкольному учреждению»

 Изучение ребенка до поступления в ДОУ начиналось со знакомства с  образом жизни его семьи. Для этого проводилось анкетирование родителей из которого делались выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжалось знакомство с детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад», «Мы ждем тебя малыш», где рассказывалось о жизни детей в детском саду.

 С целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению мною был организован клуб для родителей «Малышкина школа». Основные задачи работы клуба:

 - установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;

 - обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;

 - знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение.

 С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, мною была проведена диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовались следующие методы:

 - изучение карт здоровья детей – это позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

 - анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, приученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.

 - наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания.

 Все наблюдения за ребенком оформлялись в листах адаптации, которые по окончании подшивались в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития.

 Как параметр для сравнения, который может быть выявлен как в начале адаптационного периода, так и в конце и который бы отражал и характеризовал состояние детей, было выбрано эмоциональное благополучие. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия (Е.П. Арнаутова, И.Ю. Ильина).

 Проведена модифицированная рисуночная методика оценки  «Нарисуй свой детский сад» (С.Кауфман, Р.Бенс). В результате такого комплексного исследования было сформировано мнение о эмоциональном состоянии  вновь поступивших в детский сад детей.  Полученные данные абсолютно идентичны характеру течения адаптации у детей. Это свидетельствует о том, что между этими позициями, течение адаптации и эмоциональное благополучие, существует прямая корреляция.

  На следующем этапе работы  реализовалась система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

 Работа, во время адаптационного периода детей велась по следующим направлениям:

 - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

 - формирование чувства уверенности в детях.

 Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.

 Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми проходило в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом присутствовали   оба воспитателя группы и родители детей. Воспитатели знакомили детей и родителей с группой, проводился «Праздник знакомства»

 После представления нового члена детского коллектива я провела серию игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище. При этом использовались игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Назови друга ласково», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?».  После игр направленных на знакомство, применялись отвлекающие внимание от нового ребенка,  игры на территории детской площадки:  «Карусель», «Надень и попляши».

 Следующим ключевым моментом являлось знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти».

 В направлениях «Играем и строим» я использовала игры с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей: «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке».

 В организацию адаптационного периода мною включались элементы театрализованной деятельности:

 - показ настольного театра «Теремок»,

 - драматизация сказки «Как собака друга искала»

 - инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»

 - игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

 На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей,  эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

 Я использовала в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей:

 - игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».

 - пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».

 - монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

 - сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку).

 - рисование фломастером, красками.

 - слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).

 - занятия смехотерапией.

 В основную часть занятия входили игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

 Завершалось занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводилось в несколько этапов, игры по ходу варьировались мною в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

 Я ежедневно в работе использовала язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.

 Важную роль в облегчении адаптации играла предметно-развивающая среда в группе, которая способствовала снижению стресса у детей, обеспечивала их комфортное состояние.

 Предметно - развивающую среду я создавала по таким характеристикам:

 - разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

 - оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

 - стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

 - доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

 - эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

 - зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

  Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили  с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома.

 В группе имелись фотоальбомы детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома.

 В групповой комнате размещалась мягкая мебель: диванчик, кресла,  где ребенок мог побыть один или  поиграть с любимой игрушкой, просто отдохнуть. Рядом с «Уголком тишины» располагался «Живой уголок».

 Гибкий график посещения в период адаптации позволял разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе требований детского сада.

  Я разработала и использовала в работе с детьми систему оздоровительных мероприятий:  

 I. Закаливание воздухом:

 - утренний прием на свежем воздухе;

 - воздушные ванны с упражнениями;

 - воздушные ванны;

 - солнечные ванны;

 - прогулка в группе в холодную погоду;

 - постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима

 II. Закаливание водой

 - умывание в течение дня холодной водой

 -  постепенное обучение полосканию рта прохладной водой по мере прохождения адаптационного периода, питье прохладной воды;

 - ходьба по корригирующим и массажным коврикам;

 Топтание по мокрым дорожкам.

 III. Дополнительные закаливающие процедуры:

  - сохранение домашних привычек;

  - элементы самомассажа;

  - пальчиковая гимнастика;

  - хождение босиком;

 Сон без майки.

 В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретало особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

 При общении с семьями воспитанников  мною учитывались типы семейных отношений. Я стремилась сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.

 Основными формами работы детского сада и семьи мною были выбраны:

 - консультации;

 - анкетирование;

 - родительские собрания;

 - беседы;

 - выставки;

 - посещение на дому;

 - папки передвижки.

Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» проводилось в нетрадиционной форме. Мною был представлен видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течении всего дня. В заключении собрания проводилось анкетирование. Для родителей были разработаны Памятки и рекомендации. Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;  уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;  спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Последний завершающий этап - этап анализа и выводов, на котором происходит обработка всех данных. В 2008 г. было проведено повторное исследование детей. Проведена оценка физического состояния детей, проведен анализ заболеваемости детей за год, причин не посещения ДОУ. При этом было установлено, что случаи заболевания детей, несомненно, отмечались, но их количество в сравнении с другими группами этого  же ДОУ были несколько ниже. Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. При этом использовались уже опробованные методики исследования эмоционального благополучия детей.

Обобщая результаты опыта  видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек (55%) показали именно такой уровень, лишь у 2 детей (10%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей наблюдаем совершенно иную картину. К концу опытного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 12 детей (60%)  ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Полученные данные говорят о том, что дети отличаются друг от друга по своему эмоциональному состоянию, темпераменту, состоянию здоровья, физическому развитию – по ключевым характеристикам, которые влияют на процесс адаптации детей к ДОУ. И это нормально, так как все люди обладают индивидуальностью.  

Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а именно эта характеристика была принята в опыте как характеризующая течение адаптации.

 Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. Я, при выбранном подходе к детям в период адаптации, помогала им социализироваться, приобрести навыки и привычки необходимые для посещения детского сада.

 Успешная адаптация - это залог физического и психологического благополучия ребенка, что и показали результаты проведенного опыта.

 Критерии эффективности данной работы: социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня эмоционального благополучия; развитие физической и психологической культуры детей.

Создание развивающего пространства прогулочного участка в зимний период с учетом реализации ФГТ (группа детей раннего возраста)

Методы здоровьесбережения в период адаптации младших дошкольников к условиям дошкольного учреждения

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании РФ», вступившим в силу 1 сентября 2013 года, общее и профессиональное образование реализуется по уровням образования. Дошкольное образование является первым уровнем образования в Российской Федерации. Это важная ступенька для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности качественного образования для каждого гражданина, где бы он ни проживал в нашей стране. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.

 Ориентиром развития дошкольного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта, одной из задач которого является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) .

 Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

 Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н. М. Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора) .

 Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Привыкайка». Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей. В результате осуществления нашего проекта задействованы старший воспитатель нашего детского сада, воспитатели группы раннего развития, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Срок реализации проекта – в течение года по мере поступления детей.

 Цель проекта – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 Задачи проекта:

 • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

 • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

 • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

 • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

 • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

 • развитие внимания, восприятия, речи, воображение;

 • развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

 • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

 Для решения поставленных задач используем следующие методы: досадовское воспитание (возможность посещения детского сада до поступления ребенка в группу, сказкотерапию, музыкотерапию, бодрящую гимнастику после сна, песочную и водную терапию, пальчиковые игры, подвижные и хороводные игры.

 В настоящее время расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, повышение информационной культуры родителей.

 Сказкотерапия означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне, что отвлекает ребенка, развлекает и благоприятно влияет на психику в адаптационный период. В своей работе мы используем песенки, потешки, русские народные сказки, т. е. малые формы фольклора.

 Как терапия музыка используется уже давно. Коррекцию эмоционального, психического состояния музыкотерапия удачно осуществляет и у детей. Для этих целей обычно используется классическая музыка (симфоническая, камерная) и народная музыка. Именно эти музыкальные направления обеспечивают большие возможности для стимуляции всех ассоциативных связей в субъективных переживаниях слушателя. Всем известный В. Бехтерев считал, что музыкальный ритм имеет способность устанавливать равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Также музыка может растормаживать заторможенных детей и успокаивать слишком возбужденный темперамент ребенка.

 Бодрящая гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т. д.) . Мы широко используем босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна. Массажную дорожку составляют пособия и предметы, способствующие массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики) .

 Песок и вода также обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации, расслаблению. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. И самое главное, игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи.

 • В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.

 • В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

 С другой стороны, песок и вода могут просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

 С детьми мы проводим подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника.

 Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений. Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.

 Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Положительные эмоции действуют как противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении у него адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода. Идеей нашего проекта является пробуждение положительных эмоций, а что как ни смешная потешка, приятная музыка, веселые подвижные и хороводные игры могут пробудить положительные эмоции.

 Ожидаемый результат проекта: сохранение и укрепление физического и психилогического развития детей с помощью вышеперечисленных методов, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, что и позволит легко преодолеть период адаптации детей к детскому саду.

 Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.

 Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее физическое и психологическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дикие и домашние животные»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дикие и домашние животные»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в логопедической группе в области познавательного развития на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Задачи данного занятия: Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.Дове...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательному развитию. Тема: «Скамеечка для зайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательному развитию. Тема: «Скамеечка для зайки»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательному развитию на тему "Где живет Капелька"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми  первой младшей группы по познавательному развитию на тему "Где живет капелька" может использоваться воспитателями Д...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательному развитию

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательному развитию...