Перспективный план по экспериментальной-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 муниципального образование Каневской район
Перспективный план
по экспериментальной-познавательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель МБДОУ № 15
Савченко Алена Алексеевна
ст. Придорожная
2014г.
Экскурсия в “детскую лабораторию”.
Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
Октябрь
Эксперимент “Какая бывает вода”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.
Эксперимент “Куда делась вода”.
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.
Ноябрь
Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.
Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Эксперимент “Волшебные стёклышки”.
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.
Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
Эксперимент “Родственники стекла”.
Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Декабрь
Эксперимент “Воздух”.
Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Эксперимент “Почему дует ветер”.
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.
Эксперимент “Этот удивительный воздух”.
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Эксперимент “Вдох - выдох”.
Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Январь
Эксперимент “Разноцветные сосульки”.
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.
Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.
Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.
Февраль
Эксперимент “Испытание магнита”.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Эксперимент “Два магнита”.
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.
Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент “Необычная скрепка”.
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
Март
Опыт“Волшебный шарик”.
Цель: установить причину возникновения статистического электричества.
Эксперимент “Чудо-причёска”.
Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.
Эксперимент “Что такое молния”.
Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Эксперимент “Почему горит фонарик”.
Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Апрель
Эксперимент “Сила тяготения”.
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Эксперимент “Две пробки”.
Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.
Эксперимент “Упрямые предметы”.
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.
Эксперимент “Почему предметы движутся”.
Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.
Май
Эксперимент «Необходимость удобрений для роста растений»
Цель: дать детям представление о почве, как о «живой земле».
Опыт «Что такое глина и песок? »
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка (рыхлый, сыпучий, глины (лепится, комочками, твердая) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Комплексно-перспективный план по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Материал будет полезен воспитателям старших групп...
Перспективный план работы с родителями по ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей....
Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены...
Перспективный план кружковой работы «Радужные пальчики» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Работа кружка направлена на развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность), а так же...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план на год...