«Унылая пора! Очей очарованье!» Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Тема "Унылая пора! Очей очарованье! "
Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ.
2. Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.
3. Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.
Оборудование:
Мольберт, репродукции картин, магнитофон, аудиозаписи – музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь»; модели признаков осени.
Предварительная работа:
Беседа «Для чего дереву листья? », чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», разучивание стихов об осени, загадывание загадок, пение песен; показ презентации для детей «Осень в стихах и картинах».
Ход занятия:
Воспитатель: Воспитатель выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель обращает внимание на красоту поэтического выражения, затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.
Воспитатель. Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает ответы детей). Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как начиналась осень.
(Открывается демонстрационная картина «Ранняя осень»). Идёт обсуждение картины по следующим вопросам:
- Каким был лес вначале осени?
- Что подсказывает вам, что осень наступила?
- Какими дарами щедра ранняя осень?
- Вспомните дары леса, сада, огорода?
(Ответы детей с использованием моделей.)
- Как одевались люди в начале осени? Почему? (Модели)
Воспитатель. Ребята, а как называется следующий период осени?
(Открывается демонстрационная картина «Золотая осень).
- Как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей)
- Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время года любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы сочиняют музыку.
Воспитатель читает стихотворение об осени Е. Трутневой «ОСЕНЬ»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать самим стихи об осени.
(3 – 4 ребёнка читают стихи про осень) .
Воспитатель: вспомните, дети, когда мы с вами гуляли, вдруг подул ветер и на нас полил жёлтый, золотой дождь, мы все засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)
– Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? (Клён, берёза, лиственница и т. д.) А почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья? »)
- Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.
Воспитатель читает стихотворение И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:(свободное построение – «Игра с листочками» - ритмопластика.)
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим листопад. Пусть каждый из вас на минутку станет ярким осенним листком, который, медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.
(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь».- дети кружатся под музыку.)
Воспитатель: А как сейчас выглядят наши леса, сады, поля, огороды? Воспитатель открывает демонстрационную картину «Поздняя осень». Идёт обсуждение. (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно. Иногда даже идёт снег. Многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы все улетели.) Как называется этот период осени? (Поздняя осень.)
Воспитатель: Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? (Ответы детей с использованием моделей: шерсть животных становится гуще, меняется её окраска, какие звери заготавливают корм на зиму, кто из зверей устроился на зимнюю спячку.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени. Они очень разные, но чем-то и похожи. А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (проводится игра «Хорошо – плохо».) А теперь я приглашаю вас посетить наш парк, который находится около нашего детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация для детей "Осень в стихах и картинках". | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Остроухов И.С. Золотая осень.1887
Летних листьев влажный лепет Стих и поредел. Лист кленовый, словно лебедь, Кружит по воде. Собрались берёзы в стаи, Только ветра ждут. Дым ветвится, вырастая — Где-то листья жгут… И в саду, в тумане белом Слышен за сто вёрст Звук паденья яблок спелых, Переспелых звёзд. (И. Гамазкова ) Осень
Клевер Ю.Ю. Осенний парк
Собрались и полетели Собрались и полетели Утки в дальнюю дорогу . Под корнями старой ели Мастерит медведь берлогу. Заяц в мех оделся белый, Стало зайчику тепло. Носит белка месяц целый Про запас грибы в дупло. Рыщут волки ночью темной За добычей по лесам. Меж кустов к тетерке сонной Пробирается лиса. Прячет на зиму кедровка В старый мох орехи ловко. Хвою щиплют глухари. Зимовать к нам прилетели Северяне-снегири. (Е. Головин)
Шишкин И.И. Осенний лес. 1876
Ковровые дорожки За осенними тучами где-то Журавлиный затих разговор. На дорожки, где бегало лето, Разноцветный улёгся ковёр. Воробей загрустил за окошком, Непривычно притихли дома. По осенним ковровым дорожкам Незаметно приходит зима. (В. Орлов )
Шишкин И.И. Осенний пейзаж. Дорожка в лесу .
Осенний ветер Кто-то ходит у ворот – То заденет ветку, То травинки соберёт И подбросит кверху. То начнёт рябину гнуть У забитой дачи, Вот на лужу взялся дуть, Как на чай горячий. И не мёрзнет без пальто В зябкий синий вечер... Этот кто-то – он никто, Он – осенний ветер. (Л. Дербенев)
Волков Е.Е Осенний пейзаж
Осень - швея Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала, Ей осень лоскутное шьёт одеяло. Листок аккуратно к листку пришивает, Сосновой иголкой стежок подгоняет. Листочки на выбор – любой пригодится. Вот рядом с багровым лиловый ложится, Хоть очень по вкусу швее золотистый, Сгодится и бурый, и даже пятнистый. Скрепляет их бережно нить паутины. Прекрасней чем эта, не сыщешь картины. (Т. Гусарова ) Васнецов А.М. Осень
Презентацию выполнила воспитатель ДОУ № 56 Петрова А. Е. ОСЕНЬ В СТИХАХ И КАРТИНАХ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»
Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....
КОНСПЕКТ НОД образовательной области «Познание» (математика) в подготовительной группе по теме: «В царство Снежной королевы»
Задачи:Закрепить знания геометрических фигур, знания цифр в пределах 10, умения обозначать количество предметов цифрой; закрепление счета четными числами до 20.Закрепить состав числа.Закрепить названи...
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной группы «Увлекательное путешествие в Африку»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.Задачи.Образовательные:1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического по...
Конспект комплексного занятия по развитию речи. Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!» А.С. Пушкин.» Заучивание стихотворения для подготовительной группы детского сада,
Програмное содержание: • Продолжать формировать у детей навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть.• Словарь: прилагательные и сравнения как средства выразительности в ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию: «Унылая пора! Очей Очарованье!..» Подготовительная группа.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательному развитию: " Унылая пора! Очей очарованье!.."...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию: «Унылая пора! Очей Очарованье!..» Подготовительная группа.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательному развитию: " Унылая пора! Очей очарованье!.."...
Конспект интегрированного занятия по теме «Унылая пора! Очей-очарованье!» в подготовительной к школе группе
Занятие систематизирует представление детей о характерных признаках осени; способствует закреплению умения устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы,...