Конспект НОД на тему: «Свойства света»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Показать, что свет есть вокруг нас, способы его обнаружения, выявить свойства света.
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности, интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podkhodim_k_temnoy_komnate.docx | 932.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: показать, что свет есть вокруг нас, способы его обнаружения, выявить свойства света.
Задачи:
Область «Познание»
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности, интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого
Область «Коммуникация»
Формирование связной речи, умение грамотно, точно и последовательно выражать свои мысли, правильно строить предложения, делать умозаключения.
Область «Социализация»
Воспитание настойчивости в достижении цели, развитие инициативы.
Область «Здоровье»
Совершенствование знаний о здоровом образе жизни, развитие правильного выполнения дыхательных упражнений, поддержание бодрого настроения.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображениями предметов (свечка, факел, костер, керосиновая лампа, электролампочка, 2 машины),
- спички,
- настольная лампа,
- фонарь,
- фильмоскоп,
- экран,
- 2 карточки с круглыми отверстиями,
- 6 силуэтов медведей разного цвета,
- зеркала,
- фланелеграф,
- схемы,изображения свойств света.
Подходим к темной комнате.
-Ой, ребята, я вам говорила, что будут гости, а я их что-то не вижу. А вы видите?
- Нет.
- Почему?
- Потому что темно.
- Как же быть?
- Включить свет.
(Включается свет, заходим и здороваемся, садимся)
_ Обратите внимание на предметы на столе и назовите их. (Воспитатель указкой показывает на предметы, дети называют их). - Что общего между этими предметами?
-Зажигаются, горят, дают свет.
_ Распределите предметы так, чтобы на одном столе были предметы, которые зажигаются,
а на другом, которые горят от электролампочки.
_ Ребята, а всегда ли была лампочка? А что было до лампочки?
- Нет.
_ Давайте сейчас подумаем и разложим все источники света в порядке их появления.
(Разложить, убрать лампочку).
Ребята, я убрала лампочку, хочу узнать, зачем нужно было придумывать ее и чем же эти
предметы были неудобны.
_ Можно обжечься, коптят, от них может быть пожар, дают мало света, быстро сгорают,
плохой запах.
_ Да ребята, эти предметы неудобны для освещения и поэтому человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. И русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампочку, которая и сейчас освещает в темные вечера и ночи наши квартиры. О предметах освещения вы знаете, а сегодня мы с вами узнаем, что же такое
свет?
Для этого посмотрите на карточки и скажите на какой из карточек машина едет со
включенными фарами?
- На желтой.
- Как вы догадались ?
- От фары идут лучи света.
_ Правильно. Этих лучей много и они составляют целый пучок. Значит свет- это пучок
световых лучей. И в этом мы сейчас убедимся на опыте.
1 ОПЫТ. Включить фильмоскоп.
- Ребята, вы видите поток световых лучей?
-Да.
- Что он образовал на экране?
- Круг.
(Поставить лист с меньшим отверстием). - А сейчас что вы видите на экране?
- Тоже круг.
- Чем он отличается от первого?
- Размером.
- Как вы думаете почему?
( Когда световых лучей было больше, в первом или во втором случае?)
- В первом.
- От какого круга было светлее?
- От большого.
_ Значит, ребята, чем световых лучей больше, тем светлее или темнее?
- Светлее.
_ Правильно, ребята, - это первое свойство света. - Ой, а это что такое?
- Солнечный зайчик?
_ Ой, а теперь его нет. Почему? То он появляется, то его нет.
(Лучи попадают на зеркало и отражаются там, куда зеркало направлено. Значит, как по-
другому его можно назвать ? (отражение) )
2 ОПЫТ.
Возьмите в руки зеркала и посмотрите в него. А теперь я выключу свет, опять посмотрите. Теперь включу свечку, посмотрели все? Что же вы заметили?
ФИЗМИНУТКА
_ А как вы думаете, когда отражение лучше видно, в светлом помещении, или в темном? ( Ответы детей).
Давайте это проверим.
- Когда светло - лучше видно отражение.
_ В зеркале вы увидели свое отражение. И чем было светлее, тем вы лучше видели свое
отражение. Это второе свойство света.
_ Интересно, а свое отражение можно увидеть-только в зеркале?
(Предложить детям посмотреться в гладкую и шероховатую, в прозрачную и непрозрачную поверхности). Отражение хорошо видно в гладкую и блестящую
поверхности.
(За ширмой появляются 4 медведя разного цвета).
- Ребята, а кто там за ширмой?
( Ответы детей).
- Как вы догадались ?
- Видно их тень.
- Как вы думаете, бурые медведи или белые?
(Ответы детей).
(ОТКРЫВАЕТСЯ ШИРМА).
_ Предметы любого цвета имеют одинаковую по окраске тень, а прозрачные предметы тени не имеют.
А сейчас поиграем в теневой театр и попробуем отгадать, чьи это тени.
(Дети показывают изображение зайца, собаки, орла, змеи, рыбки). Теперь скажите мне, хорошо, когда есть свет или плохо?
Давайте еще раз вспомним свойства света.
Используемая литература
- А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин, «Почемучка», - Москва, Астрель, АСТ 2002г.
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», - Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.
- И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике», - М. «Просвещение», 1991г.
- Н.Н. Подъякова «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», - М. «Просвещение», 1984г.
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», - М., ТЦ, 2001.
- О.В. Дыбина «Что было до …», - М., ТЦ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по теме "Свойства воды"
Совместная эксперементальная деятельность воспитателя с детьми старшей группы по теме "Растворяемость веществ в воде" ....
Конспект НОД Тема: «Свойства и признаки воды»
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Свойства и признаки воды"...
Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...
Конспект на тему: «Свойства древесины» Старшая группа
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.Задачи: Закреплять знан...
конспект на тему "Свойства воздуха"
Опытно - экспериментальная деятельность "свойства воздуха"...
Конспект НОД Тема: "Свойства воздуха"
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность)...
Конспект на тему «Свойство бумаги»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе...