Конспект по теме "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Совместная эксперементальная деятельность воспитателя с детьми старшей группы по теме "Растворяемость веществ в воде" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_vospitatelya_s_detmi_po_teme.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 387»,
Мотовилихинского района, г. Перми.
Конспект совместной деятельности воспитателя
с детьми 5-6 лет по теме «Растворяемость веществ в воде».
Хлебникова О.Г.
Воспитатель
Высшей категории
Совместная деятельность воспитателя с детьми по теме: «Свойства воды»
Опыты в лаборатории: «Растворяемость веществ в воде».
Цель. Обогащение знаний детей о свойствах воды.
Задачи.
Учебные: познакомить детей с понятием – вода является растворителем; определить вещества, которые растворяются и не растворяются в воде; научить очищать воду при помощи фильтров; расширять знания и представления об окружающем мире.
Развивающие: развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы, речевые навыки, способность делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, активность, умение работать в коллективе сверстников и совместно с воспитателем.
Оборудование.
Прозрачные ёмкости, стаканчики на каждого ребенка, воронки, фильтры, салфетки, ложки для размешивания, фартуки и полотенца; ёмкости с водой, соль, сахар, песок речной, почва, красители или краски.
Ход совместной деятельности.
–Ребята, вчера я прочитала басню Жана де Лафонтена «Как осёл спасся», хотите расскажу её вам?
«Два осла возвращались домой с рынка. Один осёл вёз мешки с легкими губками, а другой очень тяжелые с солью. Пришлось им пересекать речной поток. Осёл, который вез губки, поплыл первый. Губки впитали в себя воду, и осёл должен был приложить немало усилий, чтобы не утонуть. Второй осёл тоже прыгнул в поток, соль растворилась в воде и осёл спасся.»
– Как вы думаете, почему первый осёл чуть не утонул? Помните, мы с вами проводили опыты с губками и другими материалами? (высказывания детей)
– А как второму удалось легко переплыть поток?
(Воспитатель пытается подвести детей к выводу, что соль растворилась в воде, и мешки стали пустыми)
– Хотите самим проверить, так ли это?
( Дети идут к подготовленному оборудованию и приступают непосредственно к опытам. Все результаты опытов фиксируются в специальных таблицах.)
– Давайте вспомним, растворяются ли соль и сахар в воде? Откуда вы это знаете? Как мы сможем это проверить? Что нам понадобиться для этого? (ответы детей)
Во время проведения опыта предложить детям подумать над, тем как можно разделить растворы и смеси.
Опыт 1. Растворяемость соли и сахара.
Познавательная задача: выяснить растворяться ли соль и сахар в воде.
Действия: налить в стаканчики кипяченой воды, положить по ложке сахара или соли, размешать. Наблюдать как частицы сахара или соли становятся меньше и исчезают. Предложить детям попробовать воду на вкус, посмотреть, нет ли осадка, пропустить через фильтр.
Результат: вода стала сладкой или соленой, осадка нет, на фильтр ничего не оседает.
Вывод: сахар и соль растворились в воде.
– Да, правильно сказано в басне, что соль растворилась в воде, мешки стали пустые и осёл спасся. Хотите еще проверить, что растворяется в воде, а что нет? (ответы детей)
Опыт 2. Растворяемость почвы.
Познавательная задача: выяснить раствориться ли почва в воде.
Действия: налить в прозрачную емкость воды, положить в неё столовую ложку почвы, размешать. Наблюдать, что происходит с почвой. Пропустить воду сквозь фильтр.
Результат: вода стала «грязной», частицы почвы плавают в воде, не изменяясь, не исчезают; вода прошла через фильтр, а частички почвы остались на фильтре.
Вывод: почва не растворяется в воде.
Обратить внимание на то, что именно при помощи фильтров очищают загрязненную воду люди для ее дальнейшего использования.
Опыт 3. Растворяемость речного песка.
Познавательная задача: выяснить раствориться ли речной песок в воде.
Действия: налить в прозрачную емкость воды, положить в неё речной песок, размешать. Наблюдать, что происходит с песком. Пропустить воду сквозь фильтр.
Результат: песчинки падают на дно ёмкости, лежат там, не изменяясь; вода стала мутной, при прохождении через фильтр, песчинки остались на фильтре.
Вывод: песок не растворяется в воде.
При наличии времени и заинтересованности детей можно продолжать опыты с красителями или красками. Можно предложить опыт с растворением растительного масла.
Опыт. Растворяемость пищевых красителей или краски.
Познавательная задача: выяснить растворяться ли в воде пищевые красители и краски.
Действия: налить в прозрачную емкость воды, всыпать в неё краситель (краску), размешать. Наблюдать, что происходит. Пропустить воду сквозь фильтр.
Результат: частицы красителя исчезают, вода окрашивается в цвет красителя, осадка нет, при прохождении через фильтр окрашенная вода проходит, не изменяясь, на фильтре ничего не остаётся.
Вывод: краситель (краска) растворяется в воде.
Опыт. Растворяемость растительного масла.
Познавательная задача: выяснить растворяется ли в воде растительное масло.
Действия: налить в емкость с водой растительное масло. Посмотреть где окажется масло. Перемешать. Дать отстояться и снова определить, где масло.
Результат: масло всплывает на поверхность воды.
Вывод: масло не растворяется в воде.
По окончании опытов подвести итоги по таблицам. Сделать вывод:
Если частицы вещества в воде становятся невидимыми, и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде, всплывают на поверхность или оседают на дно, а так же задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде.
Предложить начать долгосрочный опыт по разделению растворов соли и сахара «Цветной сахар», «Солевой кристалл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Конспектпо математике в подготовительной группе.
Конспектпо математике в подготовительной группе....
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...