Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Русская ярмарка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Тетеревова Татьяна Викторовна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Русская ярмарка». Предназначен для детей 4-5 лет. Позволяет познакомить дошкольников с культурой русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_yarmarka.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

на тему: «Русская ярмарка»

Программное содержание: Способствовать развитию любознательности, способности интересоваться «всем на свете». Дать детям представление о Родине. Подвести к пониманию того, что у страны есть настоящее и прошлое. Познакомить детей с головными уборами русского народа: кокошником и картузом. Дать представление о русской ярмарке, коробейниках и скоморохах. Формирование элементарных математических представлений: знакомить детей с порядковым счетом в пределах пяти. Закреплять умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, используя прилагательные выше – ниже. Устанавливать размерные отношения между предметами разной высоты, располагая их в разной последовательности в порядке убывания или нарастания величины. Продолжать знакомить детей с конструированием из бумаги: создавать целое изображение из бумажных деталей и лент. Пополнять и активизировать словарь детей на основе событий, не имевших  места в их собственном опыте, закреплять у детей знания считалок, развивать умение использовать их для выбора ведущего в игре. Формировать у детей доброжелательные отношения, необходимость здороваться, вежливо выражать свою просьбу. Развивать у детей интерес к театру – картинок. Знакомить детей с произведениями народного искусства (песни, считалки, хороводные игры, изделиями народного декоративно – прикладного искусства).  Продолжать развивать эстетическое восприятие. Воображение. Художественно – творческие способности. Продолжать формировать у детей умение узнавать  русскую матрёшку по характерной форме,  деталям  её наряда.

Ход: Воспитатель предлагает детям познакомиться и поиграть в игру:

Ребята, давайте познакомимся.  Меня зовут Татьяна Викторовна. Вы любите играть?  Вставайте в кружочек, и мы с вами подружим наши ладошки.

Я твой друг и ты мой друг.

Стало радостнее вдруг!

Ну,  друзья, не отставайте,

Ладошки вместе собирайте.

Соберем ладошки вместе

И потопаем на месте.

Улыбки всем подарим.

Помашем рукой

И пойдем играть вместе со мной.

Воспитатель показывает детям корзинку. Посмотрите, что у нас есть. Это кокошники и картузы. Такие головные уборы раньше носили девушки да парни в на Руси, так называлась наша страна в давние времена. Ребята, а вы знаете,  как сейчас называется страна, в которой мы живём? Я приглашаю вас в путешествие в прошлое нашей страны, в те времена, когда она называлась Русь. А поможет нам в этом волшебная Карусель. Дети и воспитатель надевают кокошники и картузы. Подходите, подходите. Каждый ленточку держите.

Дети вместе с воспитателем бегут с лентой вокруг карусели, под сопровождение песни:

Слова песни

Движения

Поедем ребята, на ярмарку 2 раза

Купим, ребята, там курочку 2 раза

А курочка по сенечкам топ-топ-топ-топ 2 раза

Бег по кругу

Шаг с притопом, дробный

Поедем ребята, на ярмарку 2раза

Купим ребята, там гусочку 2 раза

А гусочка га-га-га,

 га-га-га-га                                 2 раза

Бег по кругу

Движение, имитирующее открытый и закрытый гусиный клюв

Поедем ребята, на ярмарку 2 раза

Купим ребята, лошадушку 2раза

Лошадушка в галоп, галоп

Галоп,галоп,галоп.                 2 раза

Бег по кругу

Бег по кругу прямым галопом

Воспитатель произносит  волшебные слова: «Карусель, кружись, кружись, на русской ярмарке очутись!»

А на ярмарке чего только нет. Первыми нас коробейники встречают. Для детей демонстрируется слайд с изображением коробейников. Ребята, а вы знаете кто такие коробейники? Это продавцы. Они носили свой товар в  коробочке, все его видели, а понравившийся покупали.

Воспитатель надевает на себя короб.  Подходите, подходите, на товар мой посмотрите. Присаживайтесь вокруг меня друзья, посмотрите сюда. На ярмарке разные товары продавали, но больше всех нравилась ребятам вот эта игрушка. Как она называется? Правильно матрёшка. Первую матрёшку сделали в селе Семёново, и так она всем понравилась, что её в разных деревнях, да сёлах делать стали и каждая матрёшка свой наряд приобрела, свой узор. Посмотрит на неё знающий человек  и сразу отгадает, чей узор на ней нарисован.  Вот эта матрешка в селе Семеново расписана, а эту хохломским узором раскрасили.

Ребята, а вы знаете, что спрятано внутри матрёшки? Правильно, другие матрёшки – сестрицы. Давайте их все достанем и расставим по -  порядку, от самой высокой матрёшки, до самой низкой.  Подходите ближе, давайте сравним матрёшек по – величине, какая матрёшка самая высокая? Какая самая низкая? Как можно узнать сколько всего матрёшек? Правильно их нужно сосчитать. 1,2,3,4,5 – всего пять матрёшек. Вот пойдут они гулять и встанут одна за другой. Сначала встанет самая высокая матрёшка, где она, вот она. Потом пониже, ещё пониже, ещё Пониже и последней пойдет самая низкая матрёшка. Ребята, которая  по – порядку идёт высокая матрёшка, первая, а это –вторая, эта матрёшка – третья, а эта – четвертая, а самая низкая – пятая.

Вот пошли они гулять и встретили семёновскую матрёшку. Давайте  мы с вами  заглянем  в семеновскую матрёшку, может и там есть матрёшки. И здесь есть матрёшки, но только они необычные. Из какого материала они сделаны? (из бумаги). Посмотрите на матрешек, они нарядные? Нет. Они  очень просто одеты. А на русскую ярмарку девушки лучшую одежду одевали. Их мастерица сделала, а раскрасить не успела.  Давайте  мы поможем нашим матрёшкам нарядиться. Посмотрите,  у нас есть корзиночки. А в них одежда для матрёшек. Возьмите корзиночку и нарядите свою матрешку в сарафан, платочек и фартук, так одевались раньше русские девушки. Красивые матрёшки у вас получились, одна другой лучше.

Что за шум, что за звон слышен он со всех сторон? Посмотрите, ребята, кто это перед нами?  Воспитатель показывает слайд с изображением скомороха.  Скоморохи, без них не одна ярмарка не обходилась, они  пели,  плясали, в весёлые игры играли,  людей веселили. Хотите в скоморошьи игры поиграть? Посмотрите, что у меня есть – это колокольчик и повязка для жмурки. Давайте поиграем в игру «Бубенец», но для игры нам нужно выбрать 2 ведущих, жмурку и бубенца. Вы считалки знаете? Кто хочет выбрать  ведущего?

Выбирают ведущего и играют в игру «Бубенец».

Жмурка и бубенец стоят внутри хоровода. «Жмурке» на глаза одевают повязку, а бубенец получает в руки колокольчик. Дети идут по кругу проговаривая хором слова.

Трынцы-брынцы бубенцы. Позолочены концы.

Кто в бубенчики играет. Того жмурка не поймает!

После этих слов кто-нибудь раскручивает жмурку. А он на слух ловит бубенец, остальные держат круг и Болеют. Потом бубенец становится жмуркой и по считалке выбирают нового бубенца. Игра возобновляется.

Ребята, вы знаете, что скоморохи не только  петь и танцевать мастера, они и сказки показывать могут. Гости дорогие, садитесь, нашей сказке удивитесь.

Театр картинок «Вежливая сказка».

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая её показом картинок.

Жила – была девочка Машенька, пошла она в лес по – грибы. Ходила долго, полную корзину грибов набрала. Вышла на опушку, увидела избушку. Постучалась, вошла в дом. Поздоровалась: «Здравствуйте». А в этом доме жил мужичок Липунюшка. Здравствуй, девочка, всегда рад я такой вежливой госте. Проходи я тебя сладким чаем угощу. Спасибо, ответила Маша. Села сладкий чай с баранками пить. Вдруг распахивается дверь и забегают  Петрушки. «Эй, потребовали они,- мы пить хотим». «Уходите», говорит Липунюшка. Вышли Петрушки из Липунюшкиной избушки.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец. Ребята, как вы думаете, почему Липунюшка прогнал Петрушек, что они сделали неправильно? Правильно, им поздороваться нужно было, и вежливо попросить попить. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Хорошая сказка, но скоморохи ушли, а мы с вами можем ещё раз заглянуть в лоточек к коробейнику, хотите посмотреть, что ещё там осталось?

Посмотрим, что же нам приготовил лоточек. Ребята,  в коробочке лошадки лежат, да куклы, не простые. Тряпичные. В такие куклы в старину дети на Руси играли. У наших кукол, платочки цветные, а вот юбочки простые не нарядные. Ребята хотите кукол украсить и лошадок? Для кукол мы красивые юбочки сделаем, а лошадкам дугу украсим. Посмотрите, у меня есть ленточки атласные. Из них мы и сделаем юбочку для куклы. Нужно взять белую ленту – это поясок. На неё мы завяжем цветные ленты, одну за другой. Вот та, а потом завяжем белый поясок вокруг куклы,  посмотрите какими нарядными наши куклы стали. Теперь подойдите к столу и каждый в корзиночке найдите ленты, будем из них наряд для кукол делать. Получилось? В такие самодельные игрушки  детки на Руси играли, очень их любили. Везде с собой носили. Наше путешествие подходит к концу. Нам пора в сад возвращаться. Возьмём с собой кукол и на волшебной карусели вернемся назад.

Дети берут в руки ленты и со словами: Карусель кружись, кружись в саду снова очутись, возвращаются в группу.

Ребята, понравилось вам путешествие? Где мы сегодня были? Кого мы на ярмарке видели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русская ярмарка"

Комплексное занятие для детей подготовительной группы, основанное на знакомстве с декоративно прикладным творчеством. Дети закрепляют знания о народных ремёслах: гжельской, хохломской, городетской, ды...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Богатыри земли русской"

Занятие в подготовительной группе детского сада. Его целью является систематизация, обобщение и расширение знаний детей об окружающем мире: формирование представления о героическом прошлом русского на...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел театрализованная деятельность) Тема: «День рождения медвежонка Маши» средняя группа

Конспектнепосредственно организованнойобразовательной деятельностипо освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»(раздел театрализованная деятельность)Тема: «День рожд...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...