Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Незамаева Анна Николаевна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkiy_suvenir.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Конспект непосредственно организованной

образовательной деятельности  с воспитанниками подготовительной к школе группы

по народному декоративно-прикладному искусству

на тему: «Русский сувенир»

Разработала:

                                                          воспитатель первой квалификационной категории

                                                        Незамаева А.Н.

2016г.

Цель: Расширение представлений детей о русских народных промыслах, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

Образовательные:  

- формировать обобщенные знания и умение различать русские народные промыслы (Хохлому, Гжель, Дымково);

- закреплять с детьми характерные особенности, элементов, колорита, композиции народного декоративно-прикладного творчества;

- совершенствовать умение создавать композицию, используя необычный материал – разноцветные макароны, закреплять прием вдавливания;

- совершенствовать умение гармонично размещать детали на заданной площади, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона;

- показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами, музыкой и устным народным творчеством.

Развивающие:

- развивать интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства;

- развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательные:

- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, эстетическое отношение к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа.  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическая культура.

Форма организации детей: фронтальная, работа в парах.

Виды детской деятельности: игровая, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Предварительная работа:

Знакомство с русскими народными росписями, рассматривание предметов быта, посуды, игрушек, иллюстраций, дидактические игры, чтение пословиц, поговорок, загадок, разучивание стихов, частушек о народном творчестве, русских народных подвижных игр, изготовление шаблона посуды или игрушки в технике пластилинография.

Материалы для оформления: изделия Хохломы, Гжели, Дымково, посуда, игрушки, картины, иллюстрации, матрешки, самовары, сушки, пряники, платки, кружево и т.д.;  

Для игр: обруч с лентами, бубен, дидактическая игра «Собери целое», три белых сарафана, нарисованная детьми посуда и игрушки разных росписей.

 Для продуктивной деятельности: заранее изготовленные шаблоны посуды и игрушек в технике пластилинография, макароны разных форм и цветов, салфетки.

Ход образовательной деятельности

(Звучит русская народная музыка, дети проходят в зал, располагаются полукругом)

Вступительная часть

Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте!

Веселья вам да радости!

Давно я вас жду, поджидаю!

Всем ли видно? Всем ли места хватило?

У меня для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Основная часть

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня с вами прибыли?

Дети: на ярмарку.  

Воспитатель. А что такое ярмарка?

Дети: Это шумный рынок, праздник.

Воспитатель. С давних пор был обычай устраивать веселые ярмарки. Ярмарка – это большие торги с увеселениями и развлечениями, на которые съезжались люди с разных деревень, себя показать, да на других посмотреть. И поэтому одевались в день посещения ярмарки в самые лучшие свои наряды, как мы сегодня с вами.  Ярмарка – это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозили, сделанный своими руками.  Проходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки, да посуда разные.            

(Дети подходят к столам и рассаживаются на заранее приготовленные места.)

Воспитатель. Посмотрите эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввели нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

(Звучит фонограмма русской народной песни «Комаринская»)

Воспитатель. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите ребята, как про таких мастеров говорили?

Дети: «Мастер на все руки»

Воспитатель. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.

Отгадайте-ка загадку:

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума.

Чародейка, мастерица

Золотая она.

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой?

Дети: Хохлома.

(Дети подходят к столу, где выставлены         изделия хохломской росписи)

Воспитатель: Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно вкусной. Из какого же очень доступного материала сделаны эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Значит эта посуда  какая?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: А что изображали на своей посуде мастера?

Дети: Разные ягоды: смородину, малину, крыжовник, рябину; а также траву, листья, завитки, цветы.

Воспитатель: Они изображали всю красоту русской природы, т.к. они очень любили русскую природу, то и элементы, которые изображали называли ласково. Если изображали малину, как они ее называли?

Дети: малинка.

Воспитатель: А клубнику?

Дети: клубничка.

Воспитатель: смородину, рябину и т.д.

А основные цвета хохломской росписи какие?

Дети: Золотой, черный, красный и зеленый.

Воспитатель: Почему эту посуду назвали хохломской?

Дети: Потому что ее изготавливали в селе Хохлома.

Воспитатель: Ребята ведь у нас веселая ярмарка, так давайте повеселимся и споем частушки.

Дети исполняют частушки.

1. Хохлома да Хохлома,

Разукрашу все дома,

А потом и улицу,

Петуха и курицу!

2.Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать —

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

3.Надою я молока

И налью котёнку.

Разрисую Хохломой

 Милую Бурёнку!

4.Я всё небо разрисую,

Разрисую Хохломой:

Пусть все лётчики летают

Над такою красотой!

Воспитатель: А сейчас отгадайте следующих мастеров.

Чашки, чайники и вазы

Отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели.

 (Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети: Синий, голубой, белый.  

Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель» или «Бело-голубое чудо». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: Цветы, травки, завитки, точки, полосочки.

Воспитатель: Ребята, у гжельских мастеров случилась большая беда, пока они везли свою посуду на ярмарку она разбилась. Давайте поможем им, соберем частички посуды в целое изделие. Ведь мы с вами тоже мастера на все руки. А чтобы работа шла быстрее, будем работать в парах.

(Дети подходят к столам, находят свои имена и собирают посуду. дидактическая игра «Собери целое»)

Воспитатель: Какая посуда у вас получилась?

Дети: ваза, чайник, чашка с блюдцем, кувшин, сахарница и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем гулять по ярмарке.

Отгадайте еще одну загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

Дети: Дымка.

(Дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Скажите, ребята, из чего лепит мастер дымковские игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: Глиняные.

Воспитатель: Да в этом месте хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла.

Воспитатель: А какого цвета была глина?

Дети: Красного, а затем ее белили мелом, разведенным на молоке и расписывали красками.

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое.

Глядя на эти удивительные веселые игрушки, тоже хочется повеселиться. Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У калинова куста».

Выбирают двоих ведущих. Мальчик находится за кругом, а девочка — в кругу. Дети ведут хоровод.

Ведущая девочка идёт в противоположную сторону и поёт:

Я хожу, хожу, горюю

У калинова куста.

Если кто меня догонит,

Пусть обнимет он тогда.

Девочка убегает, а мальчик её догоняет.

Воспитатель: Молодцы! А теперь присядьте на стульчики и послушайте одну сказочную историю: «Жили-были три девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка и Дымковка. Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».

Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор.

 (Проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро и сказочно украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.

Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломушка – это Хохлома, Дымковка – дымковская игрушка. Девочки «росписи» рассказывают стихи:

Гжелька:

Поверить трудно неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера,

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Хохломуша:

У красы точёной

Сарафан порчёвый

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Дымковка:

Словно сказка невидимка

В небе радугу зажгла,

Расцвела узором Дымка,

Людям радость принесла!

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы тоже начали делать изделия для ярмарки. Вы вылепили их из пластилина, но не успели украсить. Я предлагаю вам проявить творчество и индивидуальность и не просто расписать свои поделки красками как это делали народные мастера, а украсить их необычным способом – при помощи разноцветных макарон, соответственно с росписями, которые мы сегодня с вами уже видели на ярмарке: Хохломой, Гжелью и дымковской игрушкой. А я вам помогу. Ведь как говорится на Руси – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров. Для вас приготовлены рабочие места со всем необходимым. Вы подумаете, кто что будет делать, выберите необходимый материал – макароны нужного цвета и формы и примитесь за работу. Старайтесь выполнить работу не спеша, аккуратно.

(Дети выбирают материал и занимают места)

Воспитатель: А чтобы ручки не ленились,

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять.

Кто хочет провести пальчиковую гимнастику?

Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

Наши алые цветы

Распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы

Закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

Головой качают,

Тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки

соединяются, пальцы складываются в замок).

Воспитатель: А теперь, ребята, приступаем к работе.

(Самостоятельная деятельность детей, звучит русская народная музыка,

по ходу работы дети вспоминают пословицы о труде.)

Воспитатель: Вы трудитесь на славу как настоящие русские мастера. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок, давайте их вспомним. Игра «Закончи пословицу»

(Гостям заранее раздают карточки с началом пословиц, которые они зачитывают, а дети заканчивают прочитанную взрослым пословицу.)

Дидактическая игра  «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вытянешь и рыбку из пруда)

 «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

 «Труд человека кормит…» (а лень портит)

 «Умелые руки…» (не знают скуки)

«Больше дела…» (меньше слов)

Воспитатель: Вот работа и закончена. Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия. Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши изделия и  получились такими красивыми. Молодцы ребята! Русский народ умеет на только трудиться, но и веселиться.

Я предлагаю вам прокатиться на карусели.

Русская народная игра «Карусель»

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках каждого – конец ленточки. Сбоку от круга стоит ребенок с бубном.

1 часть.

Такты 1-8. Дети четким шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен.

Такты 9-12 (13-16). Дети легко бегут по кругу, затем замедляя бег, останавливаются.

Такт 17. Опускают ленточки. Музыкант кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

2 часть. Дети бегут по кругу. С окончанием музыки каждый быстро старается подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра продолжается.

Дети произносят слова под музыку:

Еле –еле, еле –еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не бегите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами отлично повеселились и отлично потрудились. Где мы свами сегодня побывали? Что интересного увидели на ярмарке? Что вам больше всего запомнилось?

С веселой ярмарки мы не можем уйти без угощения.

(Выходит мальчик-корабейник с красочным коробом и читает стихотворение)

Ребенок: Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,

Товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

А леденец за так.

(Ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)

Воспитатель: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

(Дети уходят под русскую народную песню «Светит месяц»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ»

Образовательное мероприятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе направлено на решение следующих задач:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИСовершенствов...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по рисованию с элементами аппликации на тему: «Белый медведь и северное сияние»

Программное содержание: побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Там русский дух, там Русью пахнет»

Цель: развитие  навыков диалогического  общения через ознакомление с историей народных традиций.Задачи:Познавательное развитие –Формировать представление об облике русской избы.Познако...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы с использованием технологии «синтез искусств».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»,  «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».  Виды детской деяте...

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по приобщению к искусству на тему: «Рассматривание картины «Март» И. И. Левитана"

конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной к школе группе по приобщению к искусству  на тему: «Рассматривание картины «Март» И. И. Левитан...