Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_russkiy_suvenir.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Конспект непосредственно организованной
образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы
по народному декоративно-прикладному искусству
на тему: «Русский сувенир»
Разработала:
воспитатель первой квалификационной категории
Незамаева А.Н.
2016г.
Цель: Расширение представлений детей о русских народных промыслах, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные:
- формировать обобщенные знания и умение различать русские народные промыслы (Хохлому, Гжель, Дымково);
- закреплять с детьми характерные особенности, элементов, колорита, композиции народного декоративно-прикладного творчества;
- совершенствовать умение создавать композицию, используя необычный материал – разноцветные макароны, закреплять прием вдавливания;
- совершенствовать умение гармонично размещать детали на заданной площади, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона;
- показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами, музыкой и устным народным творчеством.
Развивающие:
- развивать интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства;
- развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, эстетическое отношение к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическая культура.
Форма организации детей: фронтальная, работа в парах.
Виды детской деятельности: игровая, музыкальная, двигательная, изобразительная.
Предварительная работа:
Знакомство с русскими народными росписями, рассматривание предметов быта, посуды, игрушек, иллюстраций, дидактические игры, чтение пословиц, поговорок, загадок, разучивание стихов, частушек о народном творчестве, русских народных подвижных игр, изготовление шаблона посуды или игрушки в технике пластилинография.
Материалы для оформления: изделия Хохломы, Гжели, Дымково, посуда, игрушки, картины, иллюстрации, матрешки, самовары, сушки, пряники, платки, кружево и т.д.;
Для игр: обруч с лентами, бубен, дидактическая игра «Собери целое», три белых сарафана, нарисованная детьми посуда и игрушки разных росписей.
Для продуктивной деятельности: заранее изготовленные шаблоны посуды и игрушек в технике пластилинография, макароны разных форм и цветов, салфетки.
Ход образовательной деятельности
(Звучит русская народная музыка, дети проходят в зал, располагаются полукругом)
Вступительная часть
Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду, поджидаю!
Всем ли видно? Всем ли места хватило?
У меня для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Основная часть
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня с вами прибыли?
Дети: на ярмарку.
Воспитатель. А что такое ярмарка?
Дети: Это шумный рынок, праздник.
Воспитатель. С давних пор был обычай устраивать веселые ярмарки. Ярмарка – это большие торги с увеселениями и развлечениями, на которые съезжались люди с разных деревень, себя показать, да на других посмотреть. И поэтому одевались в день посещения ярмарки в самые лучшие свои наряды, как мы сегодня с вами. Ярмарка – это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозили, сделанный своими руками. Проходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки, да посуда разные.
(Дети подходят к столам и рассаживаются на заранее приготовленные места.)
Воспитатель. Посмотрите эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввели нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
(Звучит фонограмма русской народной песни «Комаринская»)
Воспитатель. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите ребята, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки»
Воспитатель. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.
Отгадайте-ка загадку:
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума.
Чародейка, мастерица
Золотая она.
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Кто привёз товар такой?
Дети: Хохлома.
(Дети подходят к столу, где выставлены изделия хохломской росписи)
Воспитатель: Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно вкусной. Из какого же очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит эта посуда какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: А что изображали на своей посуде мастера?
Дети: Разные ягоды: смородину, малину, крыжовник, рябину; а также траву, листья, завитки, цветы.
Воспитатель: Они изображали всю красоту русской природы, т.к. они очень любили русскую природу, то и элементы, которые изображали называли ласково. Если изображали малину, как они ее называли?
Дети: малинка.
Воспитатель: А клубнику?
Дети: клубничка.
Воспитатель: смородину, рябину и т.д.
А основные цвета хохломской росписи какие?
Дети: Золотой, черный, красный и зеленый.
Воспитатель: Почему эту посуду назвали хохломской?
Дети: Потому что ее изготавливали в селе Хохлома.
Воспитатель: Ребята ведь у нас веселая ярмарка, так давайте повеселимся и споем частушки.
Дети исполняют частушки.
1. Хохлома да Хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом и улицу,
Петуха и курицу!
2.Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать —
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
3.Надою я молока
И налью котёнку.
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!
4.Я всё небо разрисую,
Разрисую Хохломой:
Пусть все лётчики летают
Над такою красотой!
Воспитатель: А сейчас отгадайте следующих мастеров.
Чашки, чайники и вазы
Отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели.
(Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белый.
Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?
Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.
Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель» или «Бело-голубое чудо». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.
Дети: Цветы, травки, завитки, точки, полосочки.
Воспитатель: Ребята, у гжельских мастеров случилась большая беда, пока они везли свою посуду на ярмарку она разбилась. Давайте поможем им, соберем частички посуды в целое изделие. Ведь мы с вами тоже мастера на все руки. А чтобы работа шла быстрее, будем работать в парах.
(Дети подходят к столам, находят свои имена и собирают посуду. дидактическая игра «Собери целое»)
Воспитатель: Какая посуда у вас получилась?
Дети: ваза, чайник, чашка с блюдцем, кувшин, сахарница и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем гулять по ярмарке.
Отгадайте еще одну загадку:
Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка.
(Дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).
Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Скажите, ребята, из чего лепит мастер дымковские игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Глиняные.
Воспитатель: Да в этом месте хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла.
Воспитатель: А какого цвета была глина?
Дети: Красного, а затем ее белили мелом, разведенным на молоке и расписывали красками.
Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Воспитатель: Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое.
Глядя на эти удивительные веселые игрушки, тоже хочется повеселиться. Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У калинова куста».
Выбирают двоих ведущих. Мальчик находится за кругом, а девочка — в кругу. Дети ведут хоровод.
Ведущая девочка идёт в противоположную сторону и поёт:
Я хожу, хожу, горюю
У калинова куста.
Если кто меня догонит,
Пусть обнимет он тогда.
Девочка убегает, а мальчик её догоняет.
Воспитатель: Молодцы! А теперь присядьте на стульчики и послушайте одну сказочную историю: «Жили-были три девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка и Дымковка. Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».
Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор.
(Проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро и сказочно украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.
Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломушка – это Хохлома, Дымковка – дымковская игрушка. Девочки «росписи» рассказывают стихи:
Гжелька:
Поверить трудно неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера,
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Хохломуша:
У красы точёной
Сарафан порчёвый
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Дымковка:
Словно сказка невидимка
В небе радугу зажгла,
Расцвела узором Дымка,
Людям радость принесла!
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные:
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы тоже начали делать изделия для ярмарки. Вы вылепили их из пластилина, но не успели украсить. Я предлагаю вам проявить творчество и индивидуальность и не просто расписать свои поделки красками как это делали народные мастера, а украсить их необычным способом – при помощи разноцветных макарон, соответственно с росписями, которые мы сегодня с вами уже видели на ярмарке: Хохломой, Гжелью и дымковской игрушкой. А я вам помогу. Ведь как говорится на Руси – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров. Для вас приготовлены рабочие места со всем необходимым. Вы подумаете, кто что будет делать, выберите необходимый материал – макароны нужного цвета и формы и примитесь за работу. Старайтесь выполнить работу не спеша, аккуратно.
(Дети выбирают материал и занимают места)
Воспитатель: А чтобы ручки не ленились,
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять.
Кто хочет провести пальчиковую гимнастику?
Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:
Наши алые цветы
Распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветы
Закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)
Головой качают,
Тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки
соединяются, пальцы складываются в замок).
Воспитатель: А теперь, ребята, приступаем к работе.
(Самостоятельная деятельность детей, звучит русская народная музыка,
по ходу работы дети вспоминают пословицы о труде.)
Воспитатель: Вы трудитесь на славу как настоящие русские мастера. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок, давайте их вспомним. Игра «Закончи пословицу»
(Гостям заранее раздают карточки с началом пословиц, которые они зачитывают, а дети заканчивают прочитанную взрослым пословицу.)
Дидактическая игра «Закончи пословицу».
«Терпение и труд…» (всё перетрут)
«Землю красит солнце…» (а человека труд)
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Без труда…» (не вытянешь и рыбку из пруда)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
«Труд человека кормит…» (а лень портит)
«Умелые руки…» (не знают скуки)
«Больше дела…» (меньше слов)
Воспитатель: Вот работа и закончена. Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия. Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши изделия и получились такими красивыми. Молодцы ребята! Русский народ умеет на только трудиться, но и веселиться.
Я предлагаю вам прокатиться на карусели.
Русская народная игра «Карусель»
В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках каждого – конец ленточки. Сбоку от круга стоит ребенок с бубном.
1 часть.
Такты 1-8. Дети четким шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен.
Такты 9-12 (13-16). Дети легко бегут по кругу, затем замедляя бег, останавливаются.
Такт 17. Опускают ленточки. Музыкант кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.
2 часть. Дети бегут по кругу. С окончанием музыки каждый быстро старается подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра продолжается.
Дети произносят слова под музыку:
Еле –еле, еле –еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами отлично повеселились и отлично потрудились. Где мы свами сегодня побывали? Что интересного увидели на ярмарке? Что вам больше всего запомнилось?
С веселой ярмарки мы не можем уйти без угощения.
(Выходит мальчик-корабейник с красочным коробом и читает стихотворение)
Ребенок: Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю,
Товар хвалю.
Коврик за трёшку,
Горшок за пятак,
Доску за рубль,
А леденец за так.
(Ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)
Воспитатель: Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
(Дети уходят под русскую народную песню «Светит месяц»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ»
Образовательное мероприятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе направлено на решение следующих задач:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИСовершенствов...
«Домашние животные» – конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Техника: народное декоративно-изобразительное искусство лубок.
Пояснительная записка...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по рисованию с элементами аппликации на тему: «Белый медведь и северное сияние»
Программное содержание: побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точн...
Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы с использованием технологии «синтез искусств».
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Виды детской деяте...
конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по приобщению к искусству на тему: «Рассматривание картины «Март» И. И. Левитана"
конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной к школе группе по приобщению к искусству на тему: «Рассматривание картины «Март» И. И. Левитан...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»»...